Российские СМИ опубликовали записи переговоров членов экипажа разбившегося 22 августа в Донецкой области авиалайнера
Лайнер авиакомпании «Пулково» следовал из Анапы в Санкт-Петербург. Пролетая над территорией Украины, самолет попал в грозу. Но попытка «перепрыгнуть» грозовой фронт, растянувшийся на несколько километров, экипажу Ту-154 не удалась. Самолет рухнул на землю с 12-километровой высоты. Обнародованная запись переговоров проливает свет на произошедшую трагедию. Судя по расшифровкам, опубликованным на днях в газете «Московский комсомолец», экипаж в первые минуты даже не понял, что самолет падает, а не снижается. Эксперты, ознакомившись с записями разговоров пилотов, предположили, что причина гибели авиалайнера — неправильные действия экипажа, который ради экономии топлива решил не отклоняться от маршрута в сторону на 80-100 километров и не идти на запасной аэродром, а попытался «перепрыгнуть» грозовую тучу сверху. Взлетев слишком высоко, самолет попал в зону турбулентности, где пилоты не смогли справиться с управлением.
«Андрюха, не паникуй!»
Запись переговоров. 11. 34. 32 Командир: Она (имеется в виду грозовая туча), б дь, еще и град, е твою мать, б дь!
11. 34. 48 Командир: Игорь
11. 34. 49 Штурман: Что?
11. 34. 49 Командир: В сторону можно, куда еще от нее отойти, б дь.
11. 34. 54 Командир: Скажи, заняли 390, Андрюха, е твою мать.
11. 34. 56 Второй пилот-стажер: Пулково 612, заняли эшелон 390. (Эшелон 400 — это высота 12 тысяч метров)
11. 35. 00 Командир: Говорите что-нибудь, да е !
11. 35. 05 Кто-то из экипажа: Снижаемся (неразборчиво).
11. 35. 06 Командир: (Куда) снижаемся, е ные дураки, б дь!
11. 35. 09 Командир: Ставь номинал, на х й! (Режим двигателей, близкий к взлетному)
11. 35. 13 Второй пилот-стажер: Снижаемся, Пулково 612.
11. 35. 33 Штурман: Сильная болтанка.
11. 35. 34 Диспетчер: Пулковский, снижайтесь 3-6-0.
11. 35. 36 Командир: Снижаемся, е
11. 35. 44 Командир: Держим, б дь.
11. 35. 45 Бортинженер: Генераторы (вылетают).
11. 36. 02 Командир: Скорости смотрите, скорости.
11. 36. 11 Командир: На себя.
11. 36. 19 Штурман: (неразборчиво) 5-5, Вань, 5-5.
11. 36. 22 Командир: Сколько, говоришь? (Речь о перегрузке)
11. 36. 24 Командир: Какой курс, е твою?!
11. 36. 25 Штурман: (неразборчиво).
11. 36. 29 Член экипажа: Только куражимся.
11. 36. 31 Другой член экипажа: Правильно.
11. 36. 32 Командир: Вова, давай командуй (Владимир Онищенко — 2-й пилот. По данным газеты «Московский комсомолец», он был чемпионом России по пилотажу. В тот момент стоял за спиной пилота-стажера Андрея Ходневича).
11. 36. 35 Второй пилот-стажер: По-моему, влево надо.
11. 36. 36 Штурман: Влево, Ваня.
11. 36. 37 Командир: Все, б дь.
11. 36. 40 Член экипажа: Снижаемся. Снижаемся.
11. 36. 55 Член экипажа: Доложите, что у нас SOS.
11. 36. 57-11. 36. 59 Второй пилот-стажер: SOS,
612-й, SOS
11. 37. 01 Диспетчер: Пулковский 612, я вас не понял.
11. 37. 02 Командир: Б дь, скорость какая?
11. 37. 50 Командир: Вова, давай там помогай Андрюхе.
11. 37. 55 Штурман: Высота 2000, Вань, 2000!
11. 38. 01 Командир: Е-мое!
11. 38. 03 Член экипажа: Брось (неразборчиво).
11. 38. 04 Командир: (неразборчиво) вправо.
11. 38. 05 Бортинженер: (неразборчиво) падаем.
11. 38. 09 Второй пилот-стажер: Боже мой
11. 38. 11 Командир: На себя, на себя, на себя, на себя! Андрюха, тяни на себя! На себя, Андрюха (неразборчиво).
11. 38. 20 Командир: Теперь взлетный. (Режим двигателей)
11. 38. 21 Член экипажа: Левая нога, крен убери.
11. 38. 23 Второй пилот-стажер: Не убивайте.
11. 38. 23 Командир: Андрюха, не паникуй!
11. 38. 26 Член экипажа: Не убивайте! Не убивайте! (По данным «МК», это воскликнул 2-й пилот-стажер)
11. 38. 27 Командир: Земля
11. 38. 30 КРИК. Конец записи
«Летчики поначалу
даже не поняли, что не
снижаются, а уже падают»
Данные радиообмена газета «Московский комсомолец» попросила прокомментировать бывшего заместителя начальника ГосНИИ гражданской авиации, летчика-испытателя, одного из ведущих специалистов в области авиационных расследований Владимира Герасимова. По его словам, мат, который звучит в эфире из уст командира, свидетельствует о его неуверенности и волнении. «А волноваться было о чем: метеообстановка осложнилась, — считает эксперт. — Не от хорошей жизни они запросили 400-й эшелон — 12 тысяч метров. Для их полетного веса это очень большая высота Забираясь вверх, самолет вынужден был резко увеличивать угол атаки (задирать нос. — Ред. ). В таком положении машина делается неустойчивой. Достаточно небольшого вертикального порыва (а в грозовом облаке их сколько хочешь), чтобы самолет попал в режим сваливания и стал неуправляемым. Это и произошло на 35-й секунде. Но экипаж не сумел правильно оценить ситуацию. Летчики поначалу даже не поняли, что не снижаются, а уже падают».
По мнению Владимира Герасимова, если бы экипаж смог правильно оценить ситуацию, а тем более знал, как из нее выйти, то самолет, возможно, удалось бы спасти. «Смотрите: на 36-й секунде, пытаясь сохранить высоту, командир берет штурвал «на себя» и такую же команду дает экипажу», — сказал Владимир Герасимов. По его мнению, «это — явная ошибка, нужно было делать все наоборот: давить «от себя», чтобы самолет опустил нос, начал падать, а затем, снова набрав скорость, вышел из режима снижения». Вместе с тем эксперт не возлагает вину за произошедшую трагедию на летчиков, а считает, что виновных надо искать на земле. «За то, что экипаж был не готов к такому решению, надо спросить с тех, кто сейчас ходит по земле, — говорит эксперт. — Эти знания летчик должен получать в процессе летной работы: подготовки, переподготовки и поддержания летной годности экипажей».