Події

Мишу метелкина, сыгравшего в «неуловимых мстителях» валерку-гимназиста, не утверждали на роль из-за маленького роста. Он начал килограммами есть морковку и за два месяца вытянулся на семь сантиметров

0:00 — 5 жовтня 2006 eye 1160

Ровно 40 лет назад на советский экран вышел знаменитый фильм

Есть такая легенда: мол, режиссер Эдмонд Кеосаян снял фильм «Неуловимые мстители» в подарок ко дню рождения своего шестилетнего сына. Так это или нет, доподлинно неизвестно. Зато очевидно, что лента сразу же по выходе на экраны стала лидером проката — ее посмотрели 54 миллиона зрителей. О том, как подбирали малолетних героев, рассказывается в N 38 газеты «Версия». Этот материал «ФАКТЫ» предлагают и своим читателям.

В «Красных дьяволятах» главных героев было трое: Данька, его сестра и китаец. У Кеосаяна первоначально тоже было трое, но возникла проблема. В середине 60-х у СССР разладились отношения с Мао Цзэдуном, так что снимать в роли героя Гражданской войны китайца было нельзя. Поначалу решили заменить азиата представителем негроидной расы (благо Африка тогда боролась с колониализмом). Но найти в Союзе актера-негритенка было делом непростым, и тогда Кеосаяну пришла в голову идея сделать из Яшки цыгана. А вскоре кто-то из группы предложил увеличить число героев до четырех — так появился Валерка-гимназист.

«Великолепную четверку» подбирали долго. Тем более что режиссер настаивал: все трюки в фильме должны исполнять сами актеры. Ассистенты режиссера отправились искать «неуловимых» в спортивные школы, цирковые училища и на ипподромы, но нашли только исполнительницу на роль Ксанки Щусь Валю Курдюкову. Прихватив для храбрости подругу, Валя приехала на киностудию. Там ее поставили рядом с Витей Косых (Данькой). Ведь по сценарию они играли брата и сестру и должны быть похожими.

Виктора Косых, который сыграл Даньку, нашли на «Мосфильме». «К тому времени я уже, можно сказать, был кинозвездой, — рассказал Виктор.  — Сыграл в фильмах «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», «Звонят, откройте дверь» и «Мимо окон идут поезда». На роль Валерки-гимназиста Виктор Косых предложил своего друга Мишу Метелкина. Режиссер, увидев Метелкина, изрек: «Слишком мал ростом». «У меня папа был генерал-майор, кавалерист, он еще с Буденным служил, — ответил Михаил.  — Когда он прочел сценарий «Неуловимых», так завелся, представляя, как я буду скакать на лошади, шашкой махать». Папа-кавалерист два месяца заставлял Мишу есть килограммами морковь. И за два месяца сын… вырос на 7 сантиметров. Только после этого его утвердили на роль.

Требования к исполнителю роли Яшки-цыгана были cовсем недетскими: он должен был уметь играть на гитаре, петь песни и скакать на лошади. Перебрали около 3 тысяч претендентов, был объявлен конкурс по радио и телевидению. «Мой троюродный брат Юрий Цурило предложил Эдмонду Кеосаяну попробовать меня на эту роль, — рассказал Василий Васильев.  — Потом привез мне сценарий и предложил приехать в Москву на пробы. И я их успешно прошел!» Съемки уже начались, а названия у картины еще не было, и режиссер объявил среди актеров конкурс, дав примерные варианты: «Неуловимые из Гуляй-Поля», «Мстители из Гуляй-Поля». Вот тогда Виктор Косых и Михаил Метелкин и придумали «Неуловимые мстители».

У ребят начались суровые будни. Тренеры натаскивали их в самбо, верховой езде, плавании, прыжках в воду, стрельбе, метании ножей и даже хождению по канату. Съемки картины проходили в двух местах: павильонные — на «Мосфильме», натура — в Украине. «Синяков и шишек мы на съемках набили, конечно, много,- вспоминает Виктор Косых.  — Например, эпизод, когда атаман Лютый сбегает из трактира, а Данька бросается за ним в погоню. Все это следовало сыграть очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: «Пошли!.. » Прыгает Лютый — все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла… Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я… ему на плечи. Хорошо, что Лютый — актер Владимир Трещалов  — обладал хорошим чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почета».

Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали топота актеров по крыше. И Кеосаян обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали, заглушив топот. В первый раз все прошло благополучно, но при съемках второго дубля лошадей испугал крик. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли.

Другой эпизод чуть не стоил актеру жизни. Снимали сцену, когда пьяный возница несется на тачанке по улицам села, и Данька выбегает наперерез, чтобы спасти сидящих на дороге детишек. Так получилось, что в одном из дублей Витя выскочил чуть раньше, чем следовало. «Дышло ударило по лицу, — рассказал Виктор.  — Я упал, по мне тачанка проехала. До сих пор помню, какая мертвая тишина повисла на площадке, а потом слышу голос Кеосаяна: «Проверьте, он там живой?» И тут я встаю как ни в чем не бывало, зубы целы, переломов нет, только рана на скуле. Скулу зашили, но шрам остался на всю жизнь». Дублеры в картине все же были. Но играли они не великолепную четверку, а бурнашей. Но их не хватало, и неуловимые периодически переодевалась в бандитские наряды.

И вот картина вышла на экраны. Триумф был полный. Когда неуловимые по окончании сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей бросилась к ним и подняла на руки. В огромной стране не было подростка, который не посмотрел бы «Неуловимых». А Вите Косых тогда пришло письмо от девочки, посмотревшей картину к 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967 года) 50 раз.

На Всесоюзной неделе детского фильма Кеосаян получил за свою картину «Алую гвоздику» — премию ЦК ВЛКСМ. Киношное руководство уговорило режиссера, чтобы он взялся за продолжение. На свет появились «Новые приключения неуловимых». Второй фильм получился еще более зрелищным. В 1969 году (картина вышла в широкий прокат в апреле) на сеансах побывали 66,2 миллиона зрителей. Лента приносила баснословные прибыли. Кеосаяну пришлось сесть за ее продолжение. Но «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» оказалась слабой. Видимо, режиссер просто устал.