Легендарный капитан чемпионского состава «Динамо» 1961 года, уже много лет живущий в США, отметил в Киеве свое 70-летие
Виктор Израилевич Каневский. Родился 3 октября 1936 года в Киеве. Нападающий. Выступал за киевское «Динамо» (1954-1965 гг. ) и одесский «Черноморец» (1965-1966 гг. ).
В чемпионатах СССР провел 217 матчей, забил 86 голов. За сборную СССР сыграл 5 матчей.
Участник чемпионата мира 1962 года. Чемпион Советского Союза 1961 года, серебряный призер 1960 года. Обладатель Кубка СССР 1964 года. Дважды входил в число 33 лучших футболистов чемпионата страны.
Тренировал команды: «Металлург» (Запорожье) — 1965 г. , «Металлист» (Харьков) — 1966-1971 гг. , «Буковину» (Черновцы) — 1972 г. , «Пахтакор» (Ташкент) — 1972-1973 гг. , «Днепр» (Днепропетровск) — 1973-1977 гг. , юношескую сборную Украины — 1978 г. , «Динамо» (Ирпень) — 1983-1986 гг. , «Таврию» (Симферополь) — 1987 г.
Заслуженный тренер Узбекистана.
С ноября 1988 года живет в США.
Почти два десятка лет жизни за океаном практически не изменили знаменитого украинского футболиста и тренера Виктора Каневского. Едва заметная седина на висках, пара лишних килограммов и все та же молодцеватая улыбка. Свой 70-летний юбилей Виктор Каневский, по инициативе президента «Динамо» Игоря Суркиса и главы ФФУ Григория Суркиса, отметил в родном Киеве. Огромное количество букетов и подарков. Едва заметный блеск скупой мужской слезы Он снова оказался в центре внимания и снова, как и сорок пять лет назад, на вершине успеха.
1. У него, любимца публики, до сих пор нет никаких званий, кроме звания заслуженного тренера Узбекской ССР. Так Каневского отблагодарили за вывод ташкентского «Пахтакора» в высшую союзную лигу. А вот в Москве и Киеве власти его попросту игнорировали. Вы только представьте, капитану(!) и лучшему бомбардиру(!) звездной команды 1961 года, прервавшей гегемонию московских клубов в чемпионате СССР, единственному из всего состава не присвоили звание заслуженного мастера спорта. Тогда в Спорткомитете сказали: еще молодой, успеет. Уже позже, когда звание заслуженного тренера Украины присваивали кому не лень, его «дело» почему-то снова отложили в сторону, причем уже без объяснения причин. Хотя возглавляемая Каневским юниорская сборная Украины выиграла первенство Союза — престижную «Переправу». Кстати, в составе той команды играли нынешние тренеры киевского «Динамо» Анатолий Демьяненко и Михаил Михайлов.
- Вообще-то в лицо меня по поводу моей национальности никто не оскорблял, даже в худшие времена, — рассказывает Виктор Каневский. — Я с детства был заметен, являлся лидером, и никто не смел этого делать, даже если внутри что-то такое против меня имел. Лишь однажды футболист Федотов, игравший за Алма-Ату, меня обозвал. Оглянувшись, чтобы судьи не видели, я так ему головой засадил!.. Думаю, он хорошенько запомнил. Арбитр этого не заметил, но потом, после заседания просмотровой комиссии, меня дисквалифицировали на одну игру. И хоть этот случай был единственным в своем роде, я знал, что дискриминация все равно существует
2. После войны семья Каневских жила в Киеве на улице Стрелецкой, в кельях Софийского собора. Квартал был хулиганистым, многие сверстники Виктора имели конфликты с уголовным кодексом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Его же, наверное, спасло увлечение футболом. Карьера футболиста Каневского началась в 1951 году в футбольной школе. Потом он играл в команде «Машиностроитель». В 1954-м стал игроком киевского «Динамо». В том году киевляне стали обладателями Кубка СССР, но Виктор в матчах участия не принимал. Шли годы, парень окреп, стал в «Динамо» своим, его избрали капитаном команды. Причем капитанскую повязку он носил целых три года — с 1961-го по 1964-й. Именно в 1961 году киевляне впервые стали чемпионами СССР. В том звездном сезоне Каневский забил 18 голов в 26 матчах, а еще два мяча он провел в фильме «Артист из Кахановки», в котором сыграл роль центрфорварда.
3. Его хотели видеть в своих рядах ведущие клубы Италии, Англии и Дании. Но о каком переезде советского футболиста за рубеж могла идти речь в 60-е годы? Вся его звездная карьера игрока так и прошла в двух командах — «Динамо» и «Черноморце».
- Как-то в составе киевского «Динамо» я ездил в Англию, — вспоминает юбиляр. — На банкете после игры с лондонским «Арсеналом» президент клуба сделал официальное предложение руководству «Динамо» о заключении контракта с Каневским. Честно говоря, я это не воспринял всерьез. О подобном и мечтать не смел. Но кое-кто отнесся к этому иначе. Всю ночь накануне вылета из Англии со мной в гостиничном номере пил глава нашей делегации — чтобы не сбежал Канева невзначай
4. Как только Каневский завершил карьеру действующего игрока (в одесском «Черноморце», вместе со своим близким другом Валерием Лобановским) и решил стать тренером, в вышестоящих инстанциях ему сразу же порекомендовали сменить отчество. Тренера же просто по имени не назовешь, а «Израилевич» не очень сочеталось с политикой советского государства. Никто не заставлял — просто посоветовали, так сказать, в вежливой форме. Будучи человеком здравомыслящим, он вынужден был согласиться, иначе все тренерские пути были бы для него закрыты раз и навсегда. Нашел замену своему отчеству и стал Ильичом! Начальство, к счастью, ничего зазорного в этом не усмотрело, и Виктор Израилевич превратился в Виктора Ильича.
- Не могу сказать, что моя судьба как тренера не удалась, — рассказывает Виктор Каневский. — В игре, конечно, достижения были куда более солидные, но ведь и по окончании карьеры я ни из одной своей команды не уходил без положительного результата. Харьковский «Металлист» и симферопольская «Таврия» при мне вышли в первую лигу. Ташкентский «Пахтакор», где я был помощником Вячеслава Соловьева, — в высшую. Днепропетровский «Днепр» четыре «моих» года в высшей лиге был хотя и середняком, зато крепким и вызывающим уважение. Однажды дошли до полуфинала Кубка СССР, что для провинциальной команды было хорошим достижением. Среди специалистов я котировался весьма высоко, был в четверке тех, кого Федерация футбола СССР направила на просмотр чемпионата Европы в Югославии — с Зониным, Сальковым и Валентином Ивановым. Но я знал: на более высокий уровень меня не пустят. Я могу добиваться каких угодно успехов на местном уровне, но большой клуб мне никогда не дадут. Постоянно чувствовал особое отношение к себе. Причем кто принимал решения, я так и не узнал.
5. Сам побывав в тренерской шкуре, Виктор Каневский до сих с благодарностью вспоминает своих наставников — Олега Ошенкова, Виктора Маслова, Вячеслава Соловьева.
- Я уважаю талант каждого из них, — говорит Каневский. — Хотя с Ошенковым меня связывали исключительно официальные отношения, а вот с Масловым и Соловьевым — самые теплые. Кстати, с Соловьевым мы до конца его дней дружили семьями. Они приезжали к нам в гости. Маслов ко мне очень здорово относился, да и не только ко мне. При нем мог выпить сто грамм, стакан вина. Но не больше. Панибратства никакого не было, были доверительные отношения опытного тренера и ветерана. Никто из футболистов не позволял себе перейти грань. Большинство из тренеров того поколения были тонкими психологами и дипломатами. Судите сами. Будучи футболистом я покуривал. Помню, как-то на базе сборной СССР в Тарасовке мы готовились к какой-то игре. Жил я в комнате с Валей Ивановым. Курили оба. Вдруг стук в дверь. Я быстро положил сигарету на подоконник. Входит тренер Гуляев: «Как у вас тут дела?» И увидел дымящуюся сигарету: «Смотрите, ребята, кто-то сверху бросил окурок на ваш подоконник»
6. Когда в 1979 году Каневского достали окончательно, он подал документы на выезд в Израиль. Что тут началось!.. Его исключили из партии, назвали изменником Родины и почти десять лет, как какого-то «хранителя» государственной тайны, продержали в отказе. Несколько лет он работал на стройке. Его фамилию и фотографию убрали из справочников, забрали удостоверение мастера спорта (на знаменитом фото звездной команды «Динамо» 1961 года ее капитана и лучшего бомбардира попросту нет). Кроме Лобановского, никто из друзей не наведывался в гости. Валерий Васильевич в те годы пользовался большим влиянием у сильных мира сего и кое-что сумел сделать, но и он был не всесилен. В 1983 году Валерий помог ему возглавить дочернюю команду «Динамо» в Ирпене, которая вскоре повысилась в классе. Затем Каневский возродил симферопольскую «Таврию». Команда отправилась в турне в Корею, а Виктора вновь вычеркнули из списка. Он опять подал заявление на выезд. Благо уже был 1988 год
- Мы уехали в США с женой, — делится воспоминаниями Виктор Израилевич. — А вот дочь с мужем и двумя детьми очень долго не выпускали. Сначала дали визу зятю, который с грудным ребенком на руках целый год ждал жену в Риме. Не представляете, чего мне стоило буквально вырвать оттуда родных. Дошел даже до американских конгрессменов и сенаторов. Слава Богу, в итоге весь этот кошмар остался позади
7. Сейчас знаменитый динамовец живет в своем особняке в Нью-Джерси. Но любимый футбол не бросил. Там, за океаном, открыл частную футбольную школу с громким названием «Soccer Star». За 12 лет ее существования под началом Каневского азы футбола освоили сотни детей эмигрантов.
- Я и не думаю о пенсии, — говорит Каневский. — Для меня жизнь — это работа, а работа — это жизнь. В этом плане я навсегда останусь советским человеком. Футболист не может быть равнодушным, но и не может быть зависимым от настроения. Этому я учу сегодняшних мальчишек, выходцев из России и Украины. В жизни им это должно пригодиться. Слышали ли они о Каневском-игроке? Сомневаюсь, что мое футбольное прошлое интересует американцев. Разве что старое поколение русскоязычных эмигрантов, видевших команду Войнова, Банникова, Лобановского, Серебряникова, Сабо, Базилевича, Бибы. Хотя один случай все же был. Как-то в нью-йоркском ресторане «Метрополь» ко мне подошел молодой человек: «Меня зовут Виктор Каневский. Я родился в 64-м. Вы тогда забили победный гол в финале Кубка СССР, и папа решил назвать меня в вашу честь». Не скрою, было приятно.
Его всегда тянет в родные места. Каневский с удовольствием приезжает в Киев, где живет его старший брат, который, будучи гребцом, принимал участие в Олимпийских играх, а потом работал тренером (младший брат Виктора Каневского строит дома в Израиле). Он отдает дань памяти тем, кого уже нет в живых, и, конечно же, вспоминает былое с теми, кто, не щадя себя, добывал славу киевскому «Динамо» и украинскому футболу