Події

«ты не представляешь, какой это азарт! « — рассказывала подруге незадолго до гибели участница автоквеста в донецке

0:00 — 7 жовтня 2006 eye 422

На последнем этапе проходивших в Донецке спортивно-интеллектуальных гонок погибли трое из пяти членов экипажа автомобиля «Субару»

Оля говорила подруге, что мечтает иметь свой дом, завести детей

- Оля говорила мне, что это что-то вроде «Зарницы»,  — рассказывает мама погибшей Ольги Паниотовой.  — Дочка полтора года жила отдельно, поэтому об этой игре, которая ее так увлекала, я знаю немного.

- Да, игра увлекала ее настолько, что Оля попросила меня не откладывать празднование моего дня рождения на пятницу, потому что в этот день у нее назначен очередной автоквест, — вспоминает подруга Ольги Лена.  — Оля, после предыдущего заезда выполнявшая в команде роль «поисковика», говорила мне, что они были очень близки к победе, но, увы, пришли вторыми. Она с жаром рассказывала: «Ты просто не представляешь, какой это азарт!» Как ребенок, Оля гордилась тем, что научилась решать уравнения — так она называла задания для команды. Конечно, и мысли не допускала, что во время игры может случиться несчастье. У нее было столько планов на будущее!

За неделю до той роковой ночи, как рассказала Лена, они вместе на недельку вырвались в Крым. Лежа на пляже, обсуждали грандиозные планы на жизнь. Лена уже замужем. А Ольга с Женей (он был за рулем разбившейся машины, его фамилию по понятным причинам мы не называем), полтора года прожили вместе и относились друг к другу очень трепетно. В общем, учитывая надежную поддержку со стороны своих мужчин, девушки строили вполне реалистичные планы. Обе подумывали обзавестись собственным домом, родить детей. Глядя на мамочек с детками, они, по словам моей собеседницы, пытались представить себе, какими будут их карапузы.

- «Нет, ну только не такой забияка», — говорила мне Оля, наблюдая, как одна из отдыхавших рядом мам никак не успокоит своего капризного сына, — вспоминает Лена.  — «Пожалуй, вот тот — профессор», — улыбнулась Оля, наблюдая за другим мальчиком, который сосредоточенно строил песочную пирамидку. «А лучше — сразу двое», — это мы сказали в один голос, увидев близняшек… И еще Оля собралась на курсы водителей.

25 сентября мы вернулись домой. В том, что Оля будет участвовать в очередном автоквесте, я не сомневалась. Правда, наши общие друзья рассказали, что в этот раз Женя почему-то не хотел брать ее с собой. Может, предчувствовал что-то, а может, волновался из-за того, что погода портилась и дорога стала скользкой… А уже 30-го мне позвонила общая знакомая. Она-то и рассказала, что Женя, тоже получивший тяжелые травмы, перед отправкой в больницу, куда его увезла «неотложка», успел позвонить родителям Оли и сказать, что ее больше нет. Оля обычно сидела рядом с Женей, а в тот раз почему-то села на заднем сиденье. Казалось бы, там безопаснее. Представляю, в каком он сейчас состоянии. Вы видели ее фото на похоронах? Она так расцвела за то время, что они были вместе!

Глядя на фотографию 29-летней Оли, стоявшую у изголовья гроба, одна мысль не давала мне покоя: интеллектуальный азарт сгубил такие светлые головы! Оля была сотрудницей фирмы, оказывающей услуги на рынке видеорекламы. Еще один погибший — 31-летний Николай Попов, выпускник Донецкого национального технического университета, директор ООО «Интер-Дон». Он создал свой бизнес, стал хорошим руководителем. У Николая остались жена и дочь. «Он был гениальным, уникальным», — говорят о нем друзья и коллеги.

С теплотой вспоминают и самого младшего погибшего — будущего программиста Володю Прилуцкого, которому 20 октября исполнилось бы 22 года. Штурман разбившейся машины Дмитрий (фамилию парня мы решили не писать, учитывая, какой шок он пережил), который пострадал в аварии меньше всех, казнит себя за то, что собрал команду. Есть на форуме «Интер-Дона» и хлесткое предположение о том, что команду погубила высокая скорость. Есть там также гневное требование к организаторам пересмотреть условия игры.

Лидерство определяется не скоростью движения, а скоростью мышления

Что же это были за условия игры? С таким вопросом обратились мы и к организаторам автоквеста в Донецке и Киеве, и к самим участникам соревнований.

Донецкий организатор состязаний, попросивший не называть его имени, рассказал «ФАКТАМ», что в Донецке они стартовали 26 июня, а 30 сентября, когда случилась трагедия, проходила восьмая по счету игра. В соревнованиях участвовали 39 команд, в составе которых было от одного до пяти человек.

В каждой команде есть капитан — организатор игры внутри команды, драйвер — водитель, штурман, помогающий водителю выбрать наиболее оптимальный маршрут, а также «поисковики», разгадывающие выданные участникам задания. Впрочем, «поисковиками» работает практически вся команда.

Сценарий каждой игры согласовывался с организаторами в Киеве, которые дали добро донецкой частной фирме быть представителями их торговой марки. Кроме того, донецкие организаторы соревнований проходили тестирование в Киеве, где набирались опыта у тех, кто занимается организацией автоквеста уже три года.

- Призы были символическими, как и взносы от команд-участников, — объясняет организатор игры в Донецке.  — Главная цель участников — справиться с заданиями, своего рода ребусами. Например, организатор вручает участнику конверт, в котором нарисованы колесо, чертик, цифры и глаз. Как вы думаете, что это?

Так и не дождавшись от меня разгадки, организатор подсказал ответ: это чертово колесо (аттракцион в Донецком парке имени Щербакова), которое команда должна объехать несколько раз. А фраза: «Научитесь быть гуманнее, экономьте боеприпасы», оказывается, означает «Экономико-гуманитарный институт», возле которого участников автоквеста ждет агент автопробега с конвертом, в котором находится следующее задание. Если задание выполнено, команда оповещает организаторов эсэмэской по мобильному телефону. Побеждает тот, кто первым правильно разгадает все задания и пришлет финишный код организаторам. Лидерство определяется не скоростью движения, а скорее скоростью мышления. По словам организатора автоквеста, в последней игре финишировала команда, водитель которой ехал со средней скоростью, но ее участникам удалось быстрее других справиться с автовикториной.

Каждый участник игры подписывает договор, в котором обязуется соблюдать правила дорожного движения

- Многие команды, которые финишируют после очередной игры, обязательно собирались где-нибудь вместе для «разбора полетов», чтобы поделиться приобретенным опытом, — вспоминает Александр, драйвер команды «Iron lion Zion», ехавший следом за пострадавшей «Субару».  — На последнем задании они опередили нас примерно на три-пять минут. Выруливая из-за поворота на улицу Куйбышева, мы увидели уже помятую «Субару» возле обрушившейся осветительной опоры.

Я побежал туда вместе со всей своей командой, тут же съехались другие участники состязаний. Хотелось верить, что с ребятами все более-менее нормально. Увы. Двери сзади заклинило, а пострадавшие как раз были там. Когда стали вынимать тех, кому уже нельзя было помочь, я не выдержал и отвернулся. Водитель сидел на асфальте, обхватив голову руками, вызвали «скорую», прибыло ГАИ.

Александр утверждает, что автоквест увлек его тем, что в этой игре есть возможность показать свои интеллектуальные способности. По его словам, зачастую первыми к финишу приходили те, кто был не на самых мощных машинах и ехал не на самой высокой скорости, но быстро соображал. Сам Александр участвовал в игре третий раз.

Чтобы снизить риск ДТП, состязания обычно проводят с девяти вечера до двух-трех часов ночи, да и места выбираются с менее оживленным дорожным движением. Так было и во время автоквеста в Донецке.

Каждый участник был заранее знаком с приблизительной дистанцией пробега, временем старта и примерным временем финиша. Проходя регистрацию, все подписывали заявку на участие, в которой обязались соблюдать правила дорожного движения. То есть каждый участник (а им может быть только совершеннолетний), несет ответственность за себя и сам выбирает оптимальную скорость передвижения. Как заверил организатор игр в Донецке, о том, что раз в две недели, по пятницам, будут проводиться автосостязания, были преду-преждены в райотделах милиции и Управлении ГАИ в Донецкой области.

- Иной раз патрули останавливали наших участников, — говорит мой собеседник, — но, когда ребята говорили, что они — участники автоквеста, посты ГАИ старались без необходимости не задерживать их передвижение.

Как сообщил «ФАКТАМ» начальник отдела профилактики столичного управления ГАИ Евгений Кравец, главные требования к участникам игры — соблюдать правила дорожного движения.

Организатор автоквеста в Киеве Владислав Резников подтвердил, что представители автоквеста в Донецке, как и в других городах, где стартовала игра (а судя по сайту «AutoQUEST», она собрала большое количество автолюбителей по всей Украине), прошли специальные тренинги в Киеве. Кроме того, региональные представители согласовывали с «головным офисом» (носителем торговой марки) сценарий каждой игры.

- Мы иной раз тестируем участников на безопасность, иногда даже «штрафуем»: например, агенты паркуют машину так, чтобы подъехать напрямик, не нарушив правил дорожного движения, было нельзя, — рассказывает Владислав Резников.  — Если команда поленилась объехать, потеряв несколько минут, то конверт со следующим заданием не отдаем ей сразу…

Произошедшее я считаю трагической случайностью: подобного за три года еще не происходило. Не исключено, что проблемы были технического характера. Ребят могло просто занести на повороте, на скользкой после дождя дороге, с какой бы скоростью они ни ехали.

Отвечая на вопрос о возможных причинах трагедии, заместитель начальника отделения по расследованию ДТП по городу Донецку следственного управления ГУМВД Украины в Донецкой области Валентин Фирс заявил, что пока обстоятельства аварии еще не изучены.

- По произошедшему в Куйбышевском районе Донецка дорожно-транспортному происшествию, в котором погибли трое молодых людей, а один травмирован, возбуждено уголовное дело, — сообщил «ФАКТАМ» Валентин Фирс.  — Мы опрашиваем участников происшествия, а также очевидцев. Те, кто сидел на заднем сиденье, погибли от удара машины об осветительную опору. О скорости, на которой ехал водитель, можно будет говорить только после результатов экспертизы. На ее проведение отводится два месяца. Пока же этих результатов нет — расследование только началось.

Кстати, по словам моего собеседника, у него нет сведений о том, что организаторы игры подавали заявки о ее проведении.

… Очередной автоквест должен был состояться в Донецке 13 октября, но после трагедии решено его отменить. Заявки на участие в игре пока не принимаются. Однако решение вовсе прекратить проведение интеллектуальных гонок пока не принято.