Події

«сколько можно заработать за поднятую со дна черного моря бронетехнику второй мировой войны? Много. Арнольд шварценеггер, например, выложил за танк «тигр» два с половиной миллиона долларов»

0:00 — 17 жовтня 2006 eye 1260

В Балаклавской бухте возле Севастополя создан первый в Украине подводный музей. Посетители будут спускаться к экспонатам с аквалангами

Корабли, затонувшие на доступной для погружения с аквалангом глубине у берегов Франции, Италии, Египта, Израиля и многих других стран, давно превращены в подводные музеи. Спуск к парусникам, броненосцам, эсминцам оставляет сильнейшие впечатления. Более увлекательный отдых трудно представить. Недалеко от Севастополя, Керчи, Одессы, да и в других местах черноморского побережья покоятся остатки огромного количества кораблей, начиная со времен греческой колонизации (две с половиной тысячи лет назад). Поэтому не удивительно, что недавно организованный департамент подводного наследия Института археологии НАН Украины занялся созданием подводного музея.

«Останки летчика, погибшего 60 лет назад, мы похоронили на площади Черноморска»

Первым экспонатом открывшейся 26 сентября подводной экспозиции Морского музея Украины стала летающая крепость — Ил-2, легендарный самолет времен Второй мировой войны. Он рухнул в море в нескольких километрах от мыса Тарханкут (Крым). Самолет обнаружили рыбаки, случайно зацепив тралом.

- Спустившись на 32-метровую глубину, наши водолазы Михаил Шевчук и Евгений Бондаренко увидели, что из грунта торчит лишь шасси, все остальное за 65 лет, минувших после падения самолета, было занесено илом, — говорит директор департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов.  — Вода очень мутная, на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. В таких условиях Миша и Женя полтора месяца очищали от грунта летающую крепость. Обнаружили останки летчика. Ни документов, ни оружия найти не удалось. Останки мы похоронили. Причем по инициативе депутатов Черноморского поселкового совета местом погребения выбрали площадь этого поселка. Церемонию провели с отпеванием и отдачей военных почестей, для этого прибыл взвод моряков с автоматами.

Самолет мы перевезли в подводный музей — в Балаклавскую бухту, на глубину 25 метров. Дело в том, что даже самый сильный шторм способен вызвать волну в толще воды высотой до 20 метров. Значит, Ил-2 теперь ничто не потревожит. Чтобы осмотреть самолет, посетители Морского музея будут спускаться под воду с аквалангами в сопровождении опытного инструктора. Согласитесь, это интереснее, чем знакомиться с раритетами в обычном музее.

- Ил-2 — только начало, — убежден Сергей Воронов.  — Экспонатами станут еще три самолета времен Второй мировой войны: советский, немецкий и американский. Будут экскурсии и к кораблям, например, к теплоходу «Ленин», потопленному гитлеровцами в июле 1941 года. На нем погибло более четырех тысяч человек. «Ленин» затонул рядом с Балаклавской бухтой у мыса Сарыч на глубине 84 метра. Мы исследовали судно в мае вместе со знаменитым американским морским археологом профессором Робертом Баллардом и его сотрудниками. Напомню, Баллард стал всемирно известным после того, как в 1985 году нашел на дне Атлантического океана легендарный «Титаник». Поработать возле украинских берегов ему интересно, потому что здесь судоходство началось еще в библейские времена. Для морского археолога воды Черного моря — непаханое поле. Баллард прибыл на уникальном судне «Эндевер», созданном для подводных археологических исследований. С его борта мы спускали глубоководные аппараты «Геркулес» (стоимость одного такого полтора миллиона долларов), оснащенные роботами-манипуляторами и видеотехникой. Запечатленная камерами картинка передавалась на семь огромных экранов на корабле. Подводный объект можно было рассмотреть в нескольких ракурсах.

Мы спускали «Геркулесы» также к византийскому паруснику, затонувшему около тысячи лет назад. Отлично сохранился его груз — амфоры. Попробуем поднять их летом. «Геркулесы» использовали и для исследования эсминца «Дзержинский», броненосца «Екатерина II», подводных лодок (одной из них почти сто лет), самолетов (в том числе времен Первой мировой войны), вертолета, погибшего в 1970-е годы, внутри которого находятся останки экипажа. Институт морской археологии, возглавляемый Баллардом, потратил на эту экспедицию миллион долларов. Украинская сторона — ни копейки. И вот теперь профессор сообщил, что поможет в обустройстве морского музея возле Севастополя: подарит лабораторию стоимостью полтора миллиона долларов для консервации предметов, поднятых с морского дна. Мы разместим их в наземной части музея. Одним из первых ее экспонатов стала копия корабельного колокола (оригинал оставили на дне) с английского парусника, затонувшего возле Севастополя в 1854 году — в начале Крымской войны. Тогда из-за неимоверно сильного шторма погибло 33 корабля англо-французской эскадры. После нескольких погружений к паруснику (он покоится на глубине 76 метров) мы наткнулись на судовой колокол. На нем есть надпись «Агнес Блэйки». На запрос в посольство Великобритании в Украине получили ответ: судно построили в 1841 году. Кем была Агнес Блэйки, в честь которой назвали парусник, доподлинно не известно, наверное, супругой или возлюбленной владельца корабля.

«Некоторые энтузиасты пытаются найти под водой… коллекцию элитных коньяков»

Кстати, Баллард предложил украинским подводным археологам летом будущего года спуститься на батискафах к немецкому линкору «Бисмарк», покоящемуся на глубине около трех с половиной километров. Во время Первой мировой войны английские и французские корабли выслеживали «Бисмарк», но он, словно заколдованный, уходил от преследования. И все же недалеко от берегов Франции его окружили и потопили. Найти «Бисмарк» пытались многие исследователи, однако безрезультатно. Отыскал его опять-таки профессор Баллард.

- К сожалению, затонувшие корабли интересуют не только морских археологов, — продолжает Сергей Воронов.  — Несколько лет назад «ФАКТЫ» рассказывали, что одна фирма из Николаева прямо под водой разрезала на части эсминец «Фрунзе» и сдала в металлолом. За вопиющий акт вандализма никто так и не был наказан. Неудивительно, что разграбление кораблей продолжается. Это не всегда примитивный сбор подводного металлолома, зачастую ищут конкретные вещи, заказанные коллекционерами или фирмами-посредниками. Приходилось слышать, что кто-то пытается отыскать даже коллекцию Одесского коньячного завода. Существует не то легенда, не то быль о том, что в 1941 году элитные коньяки пытались вывезти на Кавказ, однако немецкие самолеты потопили корабль.

Другое дело транспортные суда, перевозившие пушки, снаряды, танки… Выгодно ли их поднимать? Достаточно сказать, что пару лет назад Арнольд Шварценеггер приобрел танк «Тигр» в технически приемлемом состоянии за два с половиной миллиона долларов. А возле Севастополя целые залежи бронетехники: ее перевозило транспортное судно «Санта-Фе», затонувшее в 1944 году. К слову, с ним случилась история из разряда тех, что нарочно не придумаешь. На этом корабле немцы пытались доставить в Севастополь легкие танки. Не вышло: то ли судно напоролось на мину, то ли его потопила наша подлодка. Затем немецкий корабль — охотник за субмаринами — обнаружил под водой «Санта-Фе», но команда не разобралась, что это такое. Немцы решили, что засекли русскую подводную лодку, и стали сбрасывать глубинные бомбы. Из-за этого сдетонировали боеприпасы, находившиеся на затонувшем корабле. Взрыв оказался таким мощным, что охотник за субмаринами переломился пополам! Сейчас остатки обоих кораблей покоятся рядом. Из трюма «Санта-Фе» торчат стволы танковых пушек…

- Конечно, танки, пролежавшие на дне моря более 60 лет, не стоят столько, сколько «Тигр», проданный Шварценеггеру, — добавляет Сергей Воронов.  — Тем не менее за каждый из них можно получить десятки тысяч долларов. Мы пытались остановить несанкционированные подводные работы, которые сейчас ведет одно водолазное судно, направляли своих инспекторов, но их не пустили на борт. На палубу вышел заспанный капитан и прокричал, что он выполняет секретное военное задание, а в качестве доказательства вынес из рубки китель морского офицера и тряс им, словно это документ, разрешающий проведение подводных работ. Сотрудникам нашего департамента даже звонили домой неизвестные, угрожали физической расправой и требовали не мешать самодеятельным подводникам…