По мнению специалистов фондового рынка, в Украине наступило время, когда инвестировать средства в покупку акций предприятий выгоднее, чем хранить деньги на счетах в банках Что скрывать, деньги для многих из нас не только способ удовлетворить растущие потребности, но и возможность обрести уверенность в завтрашнем дне. Поэтому заработанные средства мы пытаемся не только сохранить, но и приумножить. Один из немногих методов достижения этого — выгодное вложение. Если говорить рыночными терминами — инвестирование. О новых возможностях взаимовыгодного инвестирования средств рядовых граждан на финансовом рынке Украины мы беседуем со специалистами фондового рынка, руководителями компании «Драгон Эссет Менеджмент» Дмитрием Исуповым и Андреем Золотухиным.
- С предложениями выгодного вложения средств наши соотечественники уже сталкивались. И приобретенный благодаря различным трастам опыт запомнят надолго
- Вы правы, инвестиционный рынок Украины не вполне удачно начинался с приватизационных сертификатов, льготной подписки на акции «своего» предприятия, трастовых компаний и прочих фондовых инструментов, заслуживших сомнительную известность, — говорит Дмитрий Исупов. — Это были первые, не всегда удачные шаги. Ведь долгое время права мелких акционеров практически ничем не были защищены, что и использовали различные трастовые компании. Но запятнавшие себя инвестиционные механизмы канули в Лету, а потребность людей в разумном вложении средств осталась. Правда, вариантов выгодного вложения средств у рядовых граждан немного: деньги можно положить на депозит либо долго копить и купить какую-либо недвижимость.
- А какую альтернативу вы предлагаете? Фондовый рынок? Чем он может быть полезен простым людям?
- Тем, что, когда инвестируешь на фондовом рынке, уровень дохода не ограничивается депозитными ставками. Правда, в индивидуальном порядке и с относительно небольшими средствами заработать на фондовом рынке сложно. Во-первых, нужно в этом хорошо разбираться и уделять значительную часть своего времени, чтобы знать, акции какой компании покупать и когда пришла пора их продать. Во-вторых, индивидуальное инвестирование сопряжено с большими накладными расходами. Ведь придется обращаться к услугам брокера, которые тоже придется оплатить. В-третьих, маленькую сумму намного тяжелее диверсифицировать, то есть купить акции нескольких компаний. Опять же, владея минимальным пакетом акций, сложно контролировать свои права и отстаивать финансовые интересы. Если уж владельцы контрольных пакетов на сегодня сталкиваются с «рейдерскими» атаками на свои активы, то у рядовых собственников в такого рода конфликтах остается только молчаливое право примкнуть к одной из противоборствующих сторон.
Но все перечисленные проблемы не новы. Западная экономика давно использует для их разрешения отработанную процедуру совместного инвестирования, которой уже более ста лет. В странах Восточной Европы люди уже осознали, что гораздо выгоднее работать напрямую с реальной экономикой. Поэтому порядка трети сбережений населения там тоже вложено в недвижимость, столько же лежит на банковских депозитах, и одна треть вложена в паевые инвестиционные фонды. Например, вложения в паевые фонды Чехии составляют порядка 8-10 процентов от ее ВВП. В Украине же этот показатель равен менее 0,1 процента ВВП.
- А что собой представляет совместный или, как вы говорите, паевой инвестиционный фонд (ПИФ)?
- ПИФ — это фонд, который собирает деньги и передает их в доверительное управление, — говорит Андрей Золотухин. — Привлекаются деньги путем продажи инвестиционных сертификатов. Таким образом, каждый человек, который купил сертификат, становится совладельцем фонда. А управляет активами фонда компания по управлению активами, которая, как правило, участвует в создании паевого фонда и которая, как добросовестный родитель, берет на себя заботу об успешном росте и развитии коллективно вложенного капитала, но не претендует на вложенные средства.
Таким образом, фонды совместного инвестирования — это отдельные образования, рождающиеся под крылом компаний по управлению активами. С их помощью простые люди получают доступ к крупным инвестиционным проектам, к которым они никогда не получили бы доступ самостоятельно. Дальнейшая ставка делается на искусство управляющего активами фонда: насколько профессионально управляющая компания умеет выбирать для вложения активов фонда акции, которые растут в цене, а не падают. Здесь берется в расчет опыт и репутация, заслуженные не одним днем.
- Если говорить о вашей компании — «Драгон Эссет Менеджмент», то она является компанией по управлению активами?
- Да. Наша команда менеджеров по управлению активами состоит из профессионалов с большим опытом работы как на украинском, так и на международных рынках капитала. На сегодня большинство наших клиентов — украинцы, а средний взнос в фонд составляет 10-15 тысяч гривен, хотя минимальное ограничение — всего тысяча гривен.
- Каким образом вы увеличиваете сбережения тех, кто купил у вас инвестиционный сертификат?
- В распоряжении фонда имеются определенные средства (активы) в виде денежных средств, внесенных рядовыми гражданами-инвесторами, и в виде ценных бумаг (акций) предприятий, которые на эти деньги куплены. Акции отражают право владельца на часть прибыли от деятельности предприятия. Если экономика развивается, а предприятия развиваются вместе с ней и получают прибыль, то возрастает и стоимость акций этих предприятий. Таким образом, рост цены каждой отдельной акции обеспечивает рост стоимости активов фонда в целом, а вместе с этим — и рост стоимости одного инвестиционного сертификата.
Доход от вложения денег в сертификаты обращается в деньги, когда люди их продают. Продавать сертификаты можно самому фонду либо третьим лицам. Обращаем внимание, что формально при извлечении дохода не используются привычные понятия «дивиденды», «проценты» и прочее Доход инвестора паевого фонда заложен в разнице между ценой покупки и ценой продажи инвестиционного сертификата. Покупая или продавая сертификаты фонда, вы получаете доход как подарок от возросшей их цены.
- В чем же главное отличие паевых фондов от депозитных банковских ставок? Та же финансовая игра
- Да, игра, но осознанная, со знанием экономики и застрахованным риском. Хотя формально фонд не платит дивиденды (по закону не имеет права этого делать), но доход может извлекаться по схеме, аналогичной дивидендам. То есть люди могут продать часть своих сертификатов пропорционально их возросшей стоимости. Оставшиеся сертификаты при этом будут соответствовать первоначально вложенной сумме. В этом случае появляется ряд преимуществ по сравнению с банковскими депозитами, которые можно забирать до окончания срока только целиком, теряя при этом начисленные проценты. Здесь же можно продавать часть своего пакета сертификатов по мере необходимости. Финансовая суть та же, но выплата дохода формально проходит не через дивиденды, а путем частичной продажи сертификатов. При удачном вложении средств в инвестиционном фонде за короткий промежуток времени стоимость акций может вырасти в несколько раз.
- Вот об этом поподробнее, пожалуйста
- В обычный год при грамотном управлении фонд способен увеличивать стоимость сертификатов на 20-30 процентов. В этом году мы за два прошедших месяца уже увеличили стоимость на 20 процентов! В прошлом, постреволюционном, году стоимость активов предприятий имела свойство увеличиваться на 100-200 процентов в одночасье. Но революции в политике и экономике не каждый год бывают.
- В свое время трастовые компании также считались инструментом совместного инвестирования рядовых граждан в экономику. Каким образом в новой схеме предусмотрены предохранительные барьеры для злоупотреблений?
- Юридически схема взаимодействия всех участников процесса определена действующим законом об институтах совместного инвестирования, — продолжает Дмитрий Исупов. — В нем предусмотрены механизмы решения практически всех возможных проблем. Первая из них — подконтрольность использования привлеченных средств. Мы уже отмечали, что каждый созданный фонд — самостоятельное образование, находящееся лишь под контролем компании по управлению активами. Счета фонда не принадлежат компании. Деньги инвесторов попадают непосредственно на счет фонда. Они лишь направляются компанией для покупки ценных бумаг. При этом она действует от имени фонда, все средства продолжают принадлежать фонду и ни при каких условиях не могут попасть в собственность управляющей компании. Таков закон. Финансовое состояние управляющей компании или ее обязательства никоим образом не отражаются на инвестиционном фонде.
Не менее важным звеном в реализации схемы является наличие банка — хранителя средств фонда, в котором открываются денежные счета и счет в ценных бумагах. Банк-хранитель не только получает возможность контролировать правомерность проведения операций со средствами фонда, но и несет солидарную законодательную ответственность по охране активов фонда, то есть вкладчиков. Таким образом, банк-хранитель выступает гарантом правильности использования средств фонда. Любой инвестиционный фонд предоставляет хранителю свой инвестиционный проект (проспект эмиссии), в котором говорится, куда и как могут расходоваться деньги фонда. И каждое распоряжение управляющей компании об использовании средств фонда банк-хранитель проверяет на соответствие этому проспекту эмиссии, который, кстати, регистрируется Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Незаконные распоряжения банк вправе остановить. Поэтому на Каймановы острова деньги инвестиционного фонда даже при всем желании перечислить невозможно.
- Вернемся к сохранности вложенных активов
- Наши гарантии основаны не только на уверенности в поступательном развитии отечественной экономики. Мы представляем «диверсифицированный паевой инвестиционный фонд». «Диверсифицированный» означает, что риски мы распределяем, образно говоря, не кладем все яйца в одну корзину. По закону 60 процентов портфеля должно быть вложено в ценные бумаги с фиксированной доходностью (это депозиты, облигации, то есть то, за что платят проценты). Таким образом, 60 процентов портфеля дублируют свойства банковских депозитов. А остальные 40 процентов портфеля должно быть в акциях. Ни больше ни меньше. Эти 40 процентов позволяют людям своими вкладами приобщиться к реальной экономике и получить больший доход, чем по любым банковским депозитам или ценным бумагам с фиксированной доходностью. Есть еще целый ряд дополнительных ограничений. Например, мы не можем вкладывать больше пяти процентов средств в ценные бумаги одного эмитента, то есть разнообразие вложений развивается не только по классам активов, но и по их номенклатуре. Это защищает интересы вкладчика.
Наконец, далеко не последнюю роль в успешности любого экономического проекта играет как репутация управляющего активами, так и репутация банка-хранителя. Мы выбрали хранителя, который на сегодняшний день имеет суперрепутацию. Это «ИНГ Банк Украина», который никогда не поддавался на сиюминутные экономические тенденции и юридически неграмотные распоряжения. Причем как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса.
- И все же, давайте вернемся к вопросу гарантированного возврата средств
- Закон гласит, что в течение семи календарных дней после поступления заявки мы должны выкупить обратно сертификаты вкладчика и вернуть ему средства. Все так и происходит. Единственная оговорка — выкупить по той цене, которая сложилась на этот момент. Ваше право выбрать момент, когда вам выгодно предложить фонду выкупить свои инвестиционные сертификаты. Бывают благоприятные экономические моменты, бывают — не очень. Однако управляющая компания или фонд субъективно повлиять на это не могут.
- Ваша компания имеет англоязычное название «Драгон Эссет Менеджмент». Не является ли это типовым имиджевым ходом в продвижении на рынок нового пакета финансовых услуг?
- Нет, имиджевым ходом это не является, хотя мы действительно продвигаем на отечественный рынок финансовые технологии, давно опробованные и отработанные в западной экономике. Просто в становлении нашей компании принимала активное участие компания «Драгон капитал». На сегодня «Драгон капитал» — крупнейший инвестиционный банк Украины, через него торгуется каждая четвертая акция в Украине. Данная компания принимает активное участие в поддержке нашей операционной деятельности и сегодня.