Харьковское ООО «Капитал» работало по принципу финансовой пирамиды, выманивая деньги у доверчивых граждан
Недавно Главное управление МВД в Харьковской области распространило информацию о том, что в Харькове прекращена деятельность предприятия ООО «Финансовая группа «Капитал». По словам правоохранителей, эта фирма работала по принципу финансовой пирамиды, выманивая деньги у доверчивых харьковчан.
Действовала фирма в соответствии с духом времени. Она не предлагала своим клиентам делать вклады под необычайно высокие проценты, как достопамятные «МММ», «Меркурий» и множество подобных фирм, изрядно опустошивших карманы украинцев в начале 90-х годов. Совсем наоборот. Учитывая нынешнюю моду на покупку буквально всего в кредит, «Капитал» обещал людям кредиты под небывало низкие проценты.
Под сколько процентов сегодня можно одолжить деньги в банке? Гривни — под 18-19 процентов годовых. Это по долгосрочным кредитам на покупку жилья или автомобиля. А по небольшим потребительским ссудам может быть и 27 процентов годовых. Валютный кредит обойдется дешевле — 13-14, по потребительским займам — 18 процентов годовых.
А тут — лафа! Кредит в национальной валюте всего под 1,7 процента годовых. Причем на очень длительный срок — 20 лет. Конечно, недостатка в желающих получить деньги на столь выгодных условиях не было. Офисы «Капитала» (а их только в Харькове было три) полнились клиентами. Они радостно заключали договоры, предвкушая скорое решение своих материальных проблем.
Установлению доверия между клиентами и фирмой способствовали грамотные действия персонала. Девушек, работавших в «Капитале», по мнению следователей, обучали технологиям манипуляции сознанием на специальных тренингах в Киеве.
Начальник отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД Украины в Харьковской области Ольга Лукаш приводит выдержки из конспекта одной из сотрудниц «Капитала»: «Пути коммуникации. Улыбка, выражать всем своим видом оптимизм, задавать откровенные вопросы, вынуждающие человека максимально открыться. Внимательно слушать, подключаясь к содержанию того, что хочет клиент. Искать общие интересы, поиск болевых точек, рассуждение на эту тему. Выражать искреннюю заинтересованность, концентрировать свое внимание на словах, выражающих жизненные ценности. Главная задача — максимальное вхождение в доверие».
Попав под обаяние внимательных сотрудниц, посетители фирмы охотно соглашались на предложенные им условия кредитования. Хотя непредвзятому человеку эти условия могли показаться довольно странными. Например, несмотря на то, что вроде бы клиент должен был получить от фирмы кредит, расстаться с деньгами приходилось ему самому! При заключении договора с человека взимали «плату за услуги» в размере 6,8 процента от суммы предполагаемого кредита. То есть желающий получить в кредит, например, 50 тысяч гривен, должен был сначала сам внести на счет фирмы 3,4 тысячи гривен.
Оформляя ссуду в банке, конечно, тоже приходится заплатить некую сумму. В нее входит плата за услуги банка, нотариуса, страховку и т. д. Однако этот платеж обычно не превышает 3 процента размера кредита. К тому же вносятся деньги одновременно с получением самого кредита.
Здесь же, заключив договор, клиент платил требуемую сумму и отправлялся ждать, когда руководство «Капитала», находящееся в Виннице, примет решение о выдаче ссуды. Точнее, товарного ордера. Предполагалось, что «Капитал» не дает кредиты, а оплачивает клиенту приобретение того или иного товара, а тот впоследствии возвращает стоимость этого товара.
И, наконец, самое интересное: клиентам «Капитала» предлагалось начинать погашать кредит, не дожидаясь его получения. То есть оплатив услуги, человек еще и вносил месячные платежи в счет погашения кредита.
Типичная дальнейшая история выглядела так. Дождавшись срока, когда в Виннице должна была решиться судьба кредита, клиент приходил в офис фирмы и узнавал: в этом месяце что-то не получилось, нужно подождать еще один. А тем временем внести еще один текущий платеж. Ну и так далее. Через какое-то время люди начинали нервничать. Наиболее нетерпеливые даже ездили в Винницу и узнавали, что, оказывается, фирма не брала на себя обязательств по выплате кредита в определенный срок. Товарные ордера выдаются клиентам по мере накопления денег от ежемесячных взносов. Причем первоочередное право на оплату товара имеют те клиенты, которые сделали больше ежемесячных взносов. То есть для повышения своих шансов на получение товарного ордера клиентам предлагалось перевести на счет фирмы как можно больше денег.
- В офисе мне сказали: чтобы гарантированно получить деньги в следующем месяце, нужно сделать сразу 18 месячных взносов, сократить срок кредитования до десяти лет и вдвое уменьшить сумму кредита. После этого я засомневался в порядочности этой организации, — рассказывает один из потерпевших.
В результате делом ООО «Финансовая группа «Капитал» занялась харьковская милиция. Правоохранители задержали 11 человек — жителей Винницы и граждан Польши. Арестованы все счета «Капитала». Таких обнаружено около 50.
В ходе следствия выяснилось, что филиалы «Капитала» располагались в 38 городах Украины. По мнению следователей, каждая группа продавцов-консультантов обслуживала один счет. Так, только за три месяца одна из самых удачливых групп добилась «прихода» на банковский счет 1,2 миллиона гривен. Затем, исходя из банковской документации, эти деньги сразу же переправлялись на счета дочерних предприятий ООО «Капитал». Дальше денежный след теряется в банках Польши.
Удастся ли клиентам «Капитала» вернуть свои деньги? Следователи в этом сомневаются. Возможно, повезет только тем, чьи деньги сохранились на счетах. И то, скорее всего, пострадавшие смогут получить их лишь после завершения следствия.
Насколько хорошо смогут защитить свои права клиенты «Капитала»? Об этом можно судить, в частности, по договору, который они подписали с фирмой.
Согласно этому документу, Исполнитель (ДП «Капитал-Харьков») обязуется:
оформить договор об участии в программе «Капитал»;
предоставлять Заказчику (претенденту на кредит. — Авт. ) консультационно-разъяснительные и справочные услуги по вопросам его участия в программе «Капитал».
Обратите внимание: ни слова о кредитах, суммах, сроках, условиях и вообще о деньгах.
Зато в следующем пункте договора есть и сроки, и суммы, и условия платежа. Это пункт, в котором говорится, что Заказчик, то есть клиент фирмы, обязан оплатить услуги Исполнителя в размере 6,8 процента от стоимости товара (сумма прописью). Платеж этот надлежит перевести на счет Исполнителя в течение одного банковского дня после заключения договора.
Раздел «Права и обязанности сторон» тоже ясности в дело не вносит. Согласно этому разделу, Исполнитель только и должен, что:
обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в процессе выполнения работ, хода его (чего? — Авт. ) исполнения и полученных результатов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины;
по требованию Заказчика предоставлять необходимую информацию, касающуюся хода выполнения данного договора.
Вы что-нибудь поняли? А между тем, по данным следствия, только в Харькове такие договоры подписали около двух с половиной тысяч человек.
Но может быть, обиженные клиенты «Капитала» вправе поискать теперь справедливости в суде? Конечно! В договоре даже указано в каком — в Винницком областном отделении постоянно действующего третейского суда при всеукраинской общественной организации «Ассоциация специалистов в аграрной сфере «Третейская инициатива» в составе третейского судьи (указывается ФИО судьи).
Согласно закону, третейский суд — это негосударственный орган, который создается для решения гражданских и хозяйственных споров. В такой суд по взаимному согласию могут обращаться физические и юридические лица для разрешения гражданских и хозяйственных споров. Основанием для обращения в третейский суд является так называемая третейская запись. В данном случае это пункт договора, которым стороны соглашаются решать конфликты в таком суде.
В чем же особенности третейского правосудия?
1. Оно, как уже говорилось, негосударственное.
2. Решение третейского суда окончательное и обжалованию не подлежит.
3. Третейский судья в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей несет ответственность, предусмотренную регламентом и другими внутренними документами третейского суда.
Мы ни в коем случае не преследуем цели бросить тень на идею третейского суда, которая заключается в том, что два субъекта для решения своих споров обращаются не в государственный суд, а к третьему субъекту, который известен им обоим своей справедливостью и непредвзятостью. Однако обращаем внимание, что, подписав договор, в котором имеется подобная третейская запись, гражданин лишает себя возможности в случае возникновения каких-то проблем искать справедливости в государственном суде.
Есть в договоре еще несколько интересных пунктов. Например, в разделе «Особые и другие условия» говорится, что стороны пришли к соглашению: «Договор и его правовые последствия не подпадают под действие Законов Украины «О защите прав потребителей» и «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Условия и требования данных законов на этот договор не распространяются». Каково?
А еще человек удостоверяет своей подписью, что он заключил договор только «в своих собственных интересах, при отсутствии интересов семьи, за средства, которые не являются средствами его семейного бюджета и не являются объектом общей совместной собственности семьи Заказчика. Согласие супруга Заказчика на заключение данного договора не требуется». Таким образом отсекаются претензии со стороны супруга человека, заключившего договор. А немалые средства одним росчерком пера выводятся из семейного бюджета.
Трудно судить, что именно заставляет людей заключать такие договоры. Личное мнение автора таково: они подписывают их, не читая и не задумываясь, к каким последствиям это может привести.
Насколько распространен в Украине подобный бизнес? Уникален ли опыт «Капитала»? Это оказалось нетрудно проверить. Взяв газету бесплатных объявлений, я без труда обнаружил там рекламу сразу двух фирм, которые предлагали кредиты под 1,68 процента годовых на 7,5-15 лет.
В одну из этих фирм, расположенную в центре Киева, я и отправился. Офис — две крохотные комнатушки на восьмом этаже. Таблички на дверях нет. Внутреннее убранство — минимальный ремонт (стены покрашены светлой краской) и два стола. За столами сидят две скучающие девицы. Никаких признаков манипуляции сознанием. Девицы не улыбаются, не задают вопросов, не поддакивают и абсолютно не стараются втереться в доверие. На вопросы отвечают нехотя и очень кратко. Обещают, что деньги (речь шла о 17 тысячах гривен) я получу в середине ноября. А пока надо заплатить регистрационный сбор (2 тысячи 520 гривен) и месячный взнос (243 гривни и 45 копеек). Итого — 2 тысячи 763 гривни 45 копеек.
Прошу показать договор. Барышня достает мятую бумажку. Читать текст трудно, так как напечатан он очень мелкими буквами. Газетчики знают: даже суперинтересный материал, набранный мелким шрифтом, прочитан не будет, так как читатель, пытаясь с ним ознакомиться, устанет и переключится на что-нибудь более приспособленное для восприятия. На это и рассчитано. Клиент должен устать и, оторвавшись от чтения, обратиться за разъяснениями к девицам, а впоследствии — подписать документ, который он не читал.
Но я — на работе. Поэтому, несмотря на то, что буквы плывут и разбегаются, упорно вгрызаюсь в текст договора. В нем, как и в договоре «Капитала», ни слова о деньгах и условиях их получения. Множество терминов, которые нигде не разъясняются.
- А что такое «асигнацiйний захiд»? — спрашиваю у консультанта.
- Ну это — она некоторое время не находит слов для ответа. — Ну, в общем, там дают разрешение на выделение вам денег.
- Что, могут и не разрешить?
Девица снова на некоторое время впадает в ступор. Кажется, клиенты нечасто задают ей такие вопросы и она не готова отвечать. Наконец, находится:
- Ну, вам-то наверняка разрешат, — говорит она с ударением на слове «вам».
- Почему? Я что, лучше других?
- У вас сумма маленькая и срок погашения — всего семь с половиной лет. А у других суммы больше и срок погашения — 15 лет. Так что вам — приоритет.
- Но вдруг таких, как я, окажется много и я не получу кредита?
- Чтобы увеличить свои шансы, вам лучше внести несколько месячных платежей.
- Сколько?
- Не знаю. (Девица всем своим видом показывает, как ей скучно. — Авт. ) В прошлый раз было достаточно семи (в моем случае — 1 тысяча 732 гривни 15 копеек. — Авт. ). В этот раз, может, больше.
- А если я этих денег не внесу и кредит в ноябре не получу?
- Получите в следующий раз. Через месяц.
- Но мне через месяц уже не нужно. Я смогу тогда забрать свои деньги?
- Регистрационный сбор (2 тысячи 520 гривен. — Авт. ) не возвращается. А взносы можно будет получить в конце работы программы.
- Это через 15 лет, что ли?
- Может, и раньше.
В заключение прошу дать мне бланк договора. Не дают, ссылаясь на то, что он у них один. С трудом уговорил, оставив в залог паспорт, одолжить бесценный бланк на пять минут, чтобы сделать копию в ближайшем копицентре. Выходя из офиса, встретил у лифта молодого человека, которого принимали в соседней комнате. Разговорились.
- Я имею дело с этой фирмой уже полгода, — рассказал мужчина, представившийся Андреем. — Мне нужен кредит на 100 тысяч гривен. Хочу купить участок в Броварском районе и построить дом. Подписал договор, заплатил регистрационный взнос — 7 тысяч 200 гривен. В мае мне говорили, что получу деньги в июне. Потом отложили на месяц. Потом снова И ничего. Только каждый месяц деньги плачу — по два-три месячных взноса. У меня они по 700 гривен.
- И сколько уже заплатили?
- Около 15 тысяч.
- Что они вам говорят?
- Мол, надо внести сразу платежей 10-12. Тогда можно что-то получить. Иначе придется ждать еще года полтора. А мне ждать нельзя — земля дорожает. Я уже на колени перед ними падаю, чтобы помогли.
- Помогают?
- Говорят, чтобы получить деньги, мне нужно разбить кредит на два по 50 тысяч, сократить срок погашения вдвое и внести сразу 12 месячных платежей. Спрашиваю, вернут ли мне регистрационный взнос за 100 тысяч. Отвечают, нет. Надо теперь снова платить. Зачем, спрашивается, мне такой кредит?
Ответ на этот вопрос неизвестен. И правда, зачем тысячам украинских граждан подобные финансовые услуги? Не лучше ли держаться от них подальше?
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, не мешает придерживаться нескольких простых правил
НИКОГДА не подписывайте документы, которых вы не читали.
НИКОГДА не подписывайте документы, которые вы читали, но не поняли.
Слова сотрудников фирмы не являются частью договора. Все условия, на которые вы рассчитываете, должны быть указаны в договоре.
Фирма, которой нечего скрывать, всегда даст вам возможность взять с собой бланк договора и спокойно все обдумать. Обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Подумайте, посоветуйтесь с родными, друзьями, а лучше всего — с юристом.
Помните: бесплатный сыр — только в мышеловке. Убедившись, что в банке кредит дают под 18 процентов годовых, не верьте, что может существовать кредит вдесятеро дешевле. Ведь если на рынке вам предложат десяток яиц не за 4 гривни, а за 40 копеек, вы же задумаетесь, не тухлые ли это яйца?
И вообще, будьте осторожны.