Україна

Министр труда и социальной политики украины михаил папиев: «помощь при рождении ребенка в размере восемь с половиной тысяч гривен в следующем году будут выплачивать всем имеющим на нее право семьям без каких-либо ограничений»

0:00 — 26 жовтня 2006 eye 306

Накануне рассмотрения Верховной Радой проекта госбюджета министр рассказал, какие новшества могут ожидать граждан Украины в 2007 году Споры, вызванные проектом бюджета на 2007 год, похоже, перешли в более конструктивную плоскость: на 31 октября в Верховной Раде намечено рассмотрение главной сметы страны. А пока рабочая группа изучает и учитывает сотни предложений, которыми разродилась депутатская общественность, ознакомившись с данным законопроектом… Что может измениться в социальной сфере после принятия бюджета-2007? Какие сюрпризы подготовил Кабинет министров для семей с детьми и пенсионеров? Вырастет ли заработная плата? Эти и другие вопросы «ФАКТЫ» задали министру труда и социальной политики Украины Михаилу Папиеву.

«Увеличивая минимальную зарплату, мы должны учитывать, смогут ли работодатели ее выплачивать»

- Правительство внесло несколько достаточно непопулярных предложений в проект бюджета. Возьмем, к примеру, ограничения по доходам для начисления помощи при рождении ребенка…

- Сразу хочу подчеркнуть, что в 2007 году не планируется изменять механизм назначения помощи про рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста. Все эти пособия будут назначаться и выплачиваться в следующем году так же, как это делается сейчас.

- То есть положение о том, что такую помощь будут получать семьи с доходом ниже

5 тысяч гривен, снято?

- Я гарантирую: в следующем году все украинские семьи без исключения будут получать эту помощь в предусмотренном размере — восемь с половиной тысяч гривен. И без дополнительных документов.

Напомню, что ее выплата производится частями: первую часть — 3 тысячи 400 гривен — семья получает сразу, а остальная сумма выплачивается на протяжении 12 месяцев равными долями — по 425 гривен.

- И все же, возможно, сумма ограничения в 5 тысяч гривен была маловата?

- Скажу вам следующее: такое ограничение не ноу-хау Украины. У нас в Конституции записано, что Украина является независимым, демократическим, правовым, социальным государством. И если мы хотим быть социальным государством не по названию, а по сути, то нам необходимо вводить такие социальные стандарты, которые существуют в развитых странах и доказали свою эффективность.

Например, во многих европейских странах соотношение между минимальной и максимальной зарплатой составляет примерно один к десяти. Так что предложение по ограничению вполне логично и имеет признаки социальной направленности.

- Кстати, правительство собиралось увеличить минимальную зарплату до прожиточного минимума. Причем к 2007 году. Не получилось?

- Дело в том, что у нас в стране понятие минимальная зарплата излишне заполитизировано. А ведь это — уровень оплаты труда наименее квалифицированного работника. Меня же больше интересует уровень заработной платы квалифицированных специалистов: врачей, учителей, которые не должны получать 500-600 гривен, как сейчас. Именно поэтому нам нужно не минимальную зарплату повышать, а увеличивать разницу между оплатой труда неквалифицированных работников и закончивших вузы, выполняющих сложную, ответственную работу, квалифицированных специалистов.

У нас есть два пути. Первый — увеличить минимальную зарплату. Какая у нас сейчас средняя зарплата? Около 1070 гривен? Ну так вот, установим минимальную зарплату на этом же уровне и уравняем оплату труда в стране: все будут получать одинаково, независимо от того, какой сложности работу выполняют. И второй путь — сохранить на какое-то время размер минимальной зарплаты, и направить средства на повышение коэффициентов для специалистов. Я сторонник второго пути.

- О каких коэффициентах идет речь? Не о Единой ли тарифной сетке?

- Именно о ней. В прошлом году Кабинет министров постановлением утвердил три этапа внедрения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Она устанавливает 25 тарифных разрядов, которые зависят от должности, квалификации, опыта работника. Ставка работника первого разряда (это должности самой низкой квалификации — дворники, чернорабочие) была утверждена на уровне минимальной зарплаты. Оклады и ставки остальных работников — более высоких разрядов — повышались на определенные коэффициенты. На первом этапе, который был внедрен в сентябре 2005 года, оклад работника самого высокого разряда — двадцать пятого — имеет коэффициент 3,35. На втором этапе это соотношение планируется довести до 3,93, а на третьем — до 4,51. То есть оклад специалиста самого высокого разряда будет уже в четыре с половиной раза выше минимальной зарплаты.

И, по моему мнению, внедрение более высокой дифференциации при оплате труда квалифицированного и неквалифицированного персонала намного важнее простого повышения минимальной зарплаты. Именно на это стоило бы направить государственные финансы.

- Тем не менее в следующем году таки запланировано постепенное повышение минимальной зарплаты?

- Да. К 1 января она будет составлять 400 гривен, с июля может вырасти до 420 гривен, с декабря — до 450 гривен.

Но, увеличивая минимальную зарплату, мы должны учитывать, смогут ли работодатели ее выплачивать. Не остановим ли мы таким образом производство? Ведь чем выше мы поднимаем минимальную зарплату, тем больше отдаляемся от увеличения коэффициентов в Единой сетке, соответственно и от повышения зарплаты квалифицированным работникам.

- По вашим прогнозам, насколько вырастет средняя зарплата в следующем году?

- В нынешнем году фонд оплаты труда в стране составляет 160 миллиардов гривен, а в следующем, по макроэкономическим прогнозам, может увеличиться до 191 миллиарда гривен. То есть процентов на 20. Где-то на столько же увеличится и средняя зарплата.

- То есть если сейчас в Украине средняя зарплата около тысячи гривен, то в следующем году может составить и полторы?

- Боюсь излишне называть цифры. Социальные ожидания — это самая опасная вещь. Когда проект закона находится на отработке, существует несколько вариантов возможного развития событий.

Вот скажу я сейчас, что мы планируем увеличить зарплаты на 20 процентов, и, если поднимем только на 19,5 процента, люди будут говорить: «Обманули!»

«Отмечу, 95 процентов работающих пенсионеров ограничение выплат не касается»

- Есть еще вопрос об ограничении в будущем году выплат работающим пенсионерам. Это интересует многих…

- Поговорим вначале о том, насколько их много… У нас средняя «трудовая» пенсия составляет 441 гривню. Мы предлагаем ограничить пенсии работающим пенсионерам размером двух минимальных пенсий по возрасту. С января это будет 760 гривен. То есть большинство работающих пенсионеров под действие ограничения не попадают.

- Но те, кто попадает, все равно волнуются…

- У нас сейчас пенсию больше 760 гривен получают около 5 процентов всех пенсионеров. Остальные 95 процентов имеют пенсию в пределах этой величины. И сколько у нас пенсионеров работает? Два процента. Причем далеко не у всех пенсия выше 760 гривен.

Так кем же нам сегодня нужно больше заниматься — работающими пенсионерами, у которых пенсия на уровне минимальной и чуть выше, или нам переживать о тех двух процентах пенсионеров, которые не входят в число бедных?

Вы говорите, волнуются… Волнуются те, кто получает высокую пенсию по «специальным» законам и неплохую зарплату. Например, народный депутат-пенсионер получает пенсию в размере 10 тысяч гривен и такую же зарплату. Это обеспеченные люди, и их благосостояние от ограничения не изменится.

- Зачем вообще нужно такое ограничение?

- Во всех странах есть ограничения для работающих пенсионеров — в Болгарии, Германии, Польше и так далее. Это делается для того, чтобы общество не делилось на людей, у которых слишком высокие доходы, и тех, у кого доходы очень низкие.

- Кстати, а если работающий пенсионер уйдет с работы, ограничение будет снято?

- Если он будет получать только пенсию, то выплату будут начислять в полном объеме.

- Не секрет, что многие пенсионеры на заслуженном отдыхе пишут статьи, книги, мемуары… Следовательно, получают за них гонорары. Они работающие пенсионеры? Подпадают под ограничение пенсии?

- Ограничения вводятся для пенсионеров, которые работают, то есть находятся в трудовых отношениях с работодателем (юридическим или физическим лицом), или занимаются предпринимательской деятельностью, а также для тех, кто получает социальные выплаты из Фонда социального страхования.

- Думаю, тогда все работающие пенсионеры просто уйдут на «нелегальное положение»…

- Давайте будем делать правильные акценты! Еще раз: 95 процентов работающих пенсионеров это ограничение не касается. И меня интересуют именно данные 95 процентов.

В любом случае мы будет обсуждать это с народными депутатами. В каждом вопросе есть свои нюансы, которые нам нужно отрегулировать.

«Мы предлагаем ограничить сумму «специальных» пенсий так, чтобы они были не больше 12 минимальных»

- А почему предлагается не выплачивать работающим пенсионерам еще и досрочно назначенные пенсии?

- Еще один интересный вопрос. Нашим законодательством предусмотрено, что человек, который уволен по инициативе собственника предприятия или по сокращению штата за полтора года до наступления пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), имеет право, в соответствии с Законом «О занятости», обратиться за досрочным назначением пенсии. Причем эту пенсию он получает не за счет средств Пенсионного фонда, а за счет фонда занятости — как нетрудоустроенный. То есть государство защищает его как нетрудоустроенного и не имеющего возможности найти работу в связи с предпенсионным возрастом. Понимаете разницу?

- Другой источник денег на пенсии…

- Вот именно. И если такой пенсионер устраивается на работу и получает заработную плату, то какой же он нетрудоустроенный?

Наша позиция такая: пособие по безработице не меньше, чем пенсия, на которую эти люди имеют право, поэтому пусть получают пособие.

Кроме того, это касается только тех досрочных пенсий, которые начислены по нормам Закона «О занятости». Ведь есть еще досрочные пенсии многодетным мамам, лилипутам, карликам, матерям детей-инвалидов, инвалидам по зрению, представителям вредных профессий и так далее… Все эти выплаты будут назначаться в прежнем порядке.

- Еще один «больной» вопрос — предложенное правительством максимальное ограничение пенсии суммой 12 минимальных…

- Есть такое. Но оно касается только пенсий, назначенных по «спецзаконам». «Трудовые» этого размера, как правило, не достигают.

А мы предлагаем ограничить сумму «специальных» пенсий так, чтобы они были не выше 12 минимальных. Эта норма действует уже в нынешнем году. Если с 1 января минимальная пенсия составит 380 гривен, то ограничение будет соответственно 4 тысячи 560 гривен.

Ограничения касаются всех видов пенсий — депутатам, госслужащим, научным работникам и так далее. Но! Только тех, которые будут назначены после вступления в силу этой статьи закона. Пересчитывать уже назначенные пенсии мы не планируем.

- Насколько реально воплощение всех этих планов в жизнь?

- Госбюджет принимается при взаимном согласии Кабинета министров и народных депутатов. Кроме того, необходимым условием является подписание Президентом принятого закона.

То, что мы предложили, не является конечным вариантом. Все положения бюджета будут обсуждаться с народными депутатами. Более того, многие статьи касаются непосредственно народных избранников. И преодолеть их сопротивление по некоторым вопросам будет довольно сложно. Я надеюсь, что во время работы над документом они будут руководствоваться принципами социальной справедливости, которые уже давно необходимо было ввести в нашем обществе.