Верховный суд Украины отказал в помиловании двоим жителям села Бортники Тульчинского района, несколько лет грабивших и с особой жестокостью убивавших пенсионеров. Преступники приговорены к пожизненному заключению
На протяжении нескольких лет Виктор Романюк и Павел Неруца, жители села Бортники Тульчинского района Винницкой области, грабили пожилых людей. Впоследствии к ним присоединился их односельчанин Василий Мериакри. Стариков, которые отказывались отдавать свои тяжко заработанные кровные, налетчики рубили топором, душили, поджигали, сбрасывали в колодец. Возможно, душегубы не чувствовали бы себя так уверенно, если бы правоохранители не отмечали, что следов насилия на жертвах не обнаружено и они умерли своей смертью!
Встретившись как-то и выпив по рюмке-другой, Виктор Романюк и его шурин Павел Неруца, жители села Бортники Тульчинского района Винницкой области, начали вспоминать о былых «подвигах». «А лихо мы бабку Олю напугали, — сказал Романюк. — Надо быть понастойчивей, тогда эти бабульки со своими дедами и сломаются. Они годами копят богатство, во всем себе отказывают, будто ждут, что мы к ним нагрянем. Хорошо бы бабу Олю снова навестить! Она говорила кому-то, что только гривни унесли, зато тайник с долларами не обнаружили».
82-летняя Ольга Терпецкая из села Гриненки Немировского района жила по соседству с бабушкой Виктора Романюка. Виктор, выросший у бабушки, с детских лет считал, что соседка сказочно богата. Ведь вместе с мужем они держали пасеку и продавали мед. А еще бабка ездила на рынок с выращенными в своем саду яблоками, смородиной, малиной. «Нажила богатство — пусть делится!» — решил Романюк.
Изрядно подвыпившие дружки решили не откладывать визит к бабе Оле. Романюк завел свой мотоцикл, и они покатили в Гриненки. Добравшись до села, оставили мотоцикл в кладбищенских чащах и по знакомой дорожке направились к дому старушки. Договорились, что Романюк будет удерживать хозяйку, а Неруца тем временем поищет деньги.
Проникнуть в дом не составило труда, хотя хозяйка и не впускала их. Грабители выбили дверь и направились в спальню к отрешенно молившейся женщине. Романюк бросился к ней, схватил за руки и приказал отдать деньги. Беззащитная старушка поначалу пыталась вырваться, а потом неожиданно тихо спросила: «Зачем тебе, Витя, все это надо? Ведь и тогда, первый раз, ты тоже ко мне приходил!» Поняв, что женщина его узнала, Романюк начал бить ее кулаками по голове. Потом схватил с кровати платок, обмотал его вокруг шеи женщины и стал затягивать концы. Как раз в этот момент переворачивающий дом в поисках денег Неруца сообщил, что в платяном шкафу в кармане пальто нашел завернутую в носовой платочек пачку гривен, а в кармане сарафана — доллары. Позже выяснится, что налетчики отобрали у бабушки Оли 3 тысячи гривен и 3 тысячи долларов.
- Романюк напоминал разъяренного зверя, в какое-то мгновение я осознал, что и сам его боюсь, — говорил на суде Неруца. — Стоны и всхлипы старухи уже не были слышны, а он все сидел над ней, продолжая затягивать платок на ее шее. Видимо, не замечал, что душит мертвую! Через пару минут он спокойно размышлял вслух, что оставить старушку в живых он не мог, ведь она его узнала! Деньги мы разделили пополам. У меня жена как раз родила, поэтому часть моей доли пошла на медикаменты и вещи для ребенка. А Виктор на автомобильном рынке в Виннице купил «Жигули». На этой легковушке мы и ездили к бабушкам и дедушкам.
Уголовное дело по убийству Ольги Терпецкой возбуждено не было. Выезжавшие на место происшествия сотрудники районной прокуратуры решили, что она умерла от старости А когда в августе 2004-го жители села Вышковцы Немировского района обнаружили сгоревший дотла дом пожилых бездетных супругов Сташок и обгоревшие останки хозяев, многие решили, что это несчастный случай. Прибывший на место происшествия следователь районной прокуратуры констатировал, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Пожар возник из-за короткого замыкания электропроводки, к которой был подключен находившийся на веранде холодильник — там разрушительное действие огня было выражено сильнее.
Но родственники погибших заявили, что это поджог с целью скрыть следы преступления. В пользу этой версии говорил тот факт, что холодильник уже несколько лет не работал и к электросети, естественно, не подключался. О преступлении свидетельствовало и то, что многие вещи в доме были разбросаны, а старинные иконы, с которыми венчалось не одно поколение в этой семье, исчезли. К тому же, по словам родственников, за несколько дней до случившегося к супругам ночью приходили незнакомцы. Хозяина они называли по имени и расспрашивали, как добраться в соседнее село Печору. Погибшие Василий и Мария называли посетителей бандитами. Впрочем эти доводы тогда не заинтересовали следователя районной прокуратуры, принявшего решение отказать в возбуждении уголовного дела по факту смерти супругов Сташок в связи с отсутствием состава преступления. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено лишь после того, как задержанные спустя несколько месяцев Романюк и Неруца сознались, что именно они убили и подожгли дом.
- Чтобы завладеть деньгами супругов Сташок, мы позвали на помощь кума Неруцы Василия Мериакри, — давал показания в суде Романюк. — Пробравшись в полночь во двор стариков, отпугнули зажженной паяльной лампой собак. Постучали в окно дома, и через несколько минут в одной из комнат зажегся свет. Хозяин ругался: кого там принесло среди ночи! Он отворил дверь и вышел на порог с топором в руках. Я подскочил к старику, пытаясь выбить топор, но он ударил меня по голове. Выхватив из рук деда топор, я нанес ему ответный удар, после чего он упал. Неруца в это время кричал запершейся в доме бабе, если она не откроет и не скажет, где спрятаны деньги, мы прикончим ее мужа.
- Через отверстие в двери старуха просунула 60 или 70 гривен и заверила, что больше нет, — рассказал Неруца. — Конечно, врала. А потом, испугавшись, что мы расправимся с дедом, все же отворила дверь. Тем временем хозяин очнулся и по нашему указанию начал рыться в шкафу в поисках денег, но не нашел. Видимо, бабка успела перепрятать их. Романюк бросил старуху на пол, пинал ее ногами по голове, спрашивая, где деньги, но она молчала. Не помогли и пытки электрошоком. Он разбил электролампочку на переноске и прикладывал оголенные проводки к открытым частям тела, от чего пожилая женщина подскакивала. Перепуганная старуха что-то шептала и смотрела на печку. Виктор отворил заслон печки, засунул туда руку и достал блокнот с деньгами. Добыча оказалась не такой уж большой — всего 6 тысяч гривен и 200 долларов. Виктор опять принялся пытать бабку. В очередной раз он так сильно пнул женщину, что она ударилась об угол двери и больше не произнесла ни звука. Потом Романюк топориком несколько раз ударил по затылку старика. Скорее всего, от этих ударов он и скончался.
Захмелевшие от водки и пролитой крови налетчики решили уничтожить следы кровавой бойни. Бензином из паяльной лампы полили еще не остывшие тела потерпевших, смочили им шторы, постели Огонь вспыхнул, съедая тела хозяев и нажитое их тяжким трудом добро. А учинившие жестокую расправу налетчики отправилась к Неруце. Отнятые у супругов гривни сообщники разделили поровну, а 200 долларов Романюк забрал себе, поскольку пострадал в потасовке со стариком. Кроме денег прихватили с собой радиоприемник, наручные мужские часы, какую-то цепочку и топорик.
Отмывшись от сочившейся из раны головы крови, Романюк укатил домой, а Неруца с Мериакри, немного расслабившись, выпили за упокой убиенных ими супругов. Неруца еще и поразмышлял немного: мол, раньше знал потерпевших, ведь когда-то жил в этом селе. Добрые люди, работящие, только деньги тратить не любили, все откладывали, будто еще одна жизнь была впереди. Как-то привез им силос, так они вовсю торговались, как бы не затребовал с них больше положенного
Когда на следующее утро жена спросила у Виктора, что у него с головой, он рассказал, что ограбил деда, а тот врезал ему топором по голове. Женщина, по словам Романюка, посоветовала ему идти в милицию, а не то она пойдет сама. Но Романюк лишь лениво отмахнулся от этого предложения. Дескать, ему надо очень много выпить, чтобы сдаться ментам.
На пепелище была обнаружена горстка обуглившихся человеческих костей, но установить возраст и пол лиц, которым они принадлежали, не удалось. Не установили и причину смерти потерпевших. Вот и похоронили останки в одной могиле
Убийцы не останавливались на достигнутом. В селе Торкив Тульчинского района у Евгении Расытюк Неруца купил воз. От сельчан слышал, что после смерти сына старушка продавала некоторое имущество, а также домашний скот. Хорошо бы, потирал руки Неруца, вернуть свои 600 гривен, уплаченные за воз. Это он указал Романюку дом старушки, разбил окошко у входной двери и повернул ключ, открыв дверь. Увидев налетчиков, хозяйка долго не препиралась — показала, что хранит сбережения в форме для выпечки хлеба. Бандиты достали оттуда 800 гривен, но им показалось, что большую сумму хозяйка прячет в другом месте. Завязав женщине руки за спиной и засунув ей в рот кляп, они вывели несчастную во двор, к колодцу. Романюк периодически наклонял жертву в отверстие колодца, но она отрицательно качала головой, что денег больше нет. В конце концов убийца столкнул старушку вниз.
На суде Романюк будет утверждать, что не виноват в смерти Расытюк. Она сама не удержалась и упала в колодец. У него якобы даже мелькнула мысль, чтобы ее спасти, но затем он решил, что это небезопасно для него, да и женщина наверняка утонула, ведь у нее были связаны руки. Поэтому он и закрыл колодец крышкой. На следующий день односельчане подняли погибшую из колодца. На ее голове было много ушибов, ссадин, правая нога сломана, вырван клочок волос, на сарафане оторван карман.
- Чудовищная жестокость, жадность, равнодушие к чужой боли способствовали совершению Романюком, Неруцой, Мериакри особо тяжких преступлений, — сообщила старший прокурор отдела прокуратуры Винницкой области Наталья Краевская, поддерживающая государственное обвинение в суде. — Во время судебного рассмотрения избегали четких ответов на вопросы, оговаривали друг друга, каждый старался выгородить себя. По факту убийства супругов Сташок все они утверждали, что перед поджогом дома хозяева были мертвы, но никто из них не взял на себя ответственность за их гибель. Наверное, лишь услышав приговор о пожизненном заключении, они осознали серьезность своих преступлений.
Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что Романюк, Неруца и Мериакри не страдают психическими заболеваниями. Суд исключил из предъявленного им обвинения совершение преступления организованной преступной группировкой, поскольку по делу не добыто доказательств, свидетельствовавших о совершении умышленного убийства потерпевших устойчивой группой лиц, организованной для совместной преступной деятельности.
Рассматривая это уголовное дело, Апелляционный суд Винницкой области учел высокую общественную опасность приятелей. 31-летний Романюк обвинен в убийстве четырех человек разными способами, 29-летний Неруца — в убийстве трех человек. За ними тянется целый шлейф краж из магазинов, кафе, фермы. А совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения против лиц преклонного возраста суд счел такими, которые отягощают наказание. Ни положительные характеристики с места жительства и работы, ни утверждения подсудимых, что они искренне раскаялись в содеянном, не повлияли на приговор. Преступники осуждены к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Их сообщник — 25-летний Мериакри — получил 12 лет лишения свободы. Суд принял во внимание, что он участвовал лишь в одном разбойном нападении и ранее не был судим.
И Романюк, и Неруца обратились в Верховный суд Украины. Романюк просил заменить пожизненное заключение пятнадцатью годами лишения свободы, чтобы иметь возможность вернуться к жене и детям. Неруца же в своей кассационной жалобе писал, что приговор Апелляционного суда несправедлив в части обвинения его в убийствах, которых он не совершал. Тем более они не договаривались с Романюком о том, что будут убивать стариков. Верховный суд Украины оставил приговор Апелляционного суда Винницкой области без изменений, а кассационные жалобы подсудимых и их адвокатов без удовлетворения.