Україна

Вступив во всемирную торговую организацию, украина получит возможность защищать интересы отечественных товаропроизводителей на мировых рынках

0:00 — 8 листопада 2006 eye 520

Парламентская коалиция доказала, что членство нашей страны в ВТО не надо политизировать — к нему следует относиться как к сугубо экономическому шагу, выгодному для государства

То, что произошло в конце прошедшей недели в Верховной Раде, можно безо всякого преувеличения назвать историческим прорывом. После изрядно затянувшейся паузы украинский парламент приступил к рассмотрению законопроектов, приводящих отечественное законодательство в соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО). Данному событию предшествовало неформальное заседание рабочей группы по рассмотрению заявки Украины по вступлению в ВТО, состоявшееся в конце октября в Женеве, на котором Украине было предложено в течение трех недель принять все необходимые для завершения процесса присоединения законы. Всего неделей позже по этому вопросу прошли слушания в Верховной Раде, которая уделила ему достаточно много внимания. И не просто уделила — в конечном итоге был принят целый ряд законопроектов.

От политизации — к сотрудничеству

По мнению многих наблюдателей, долгожданный прогресс стал возможным благодаря слаженной работе нынешнего коалиционного правительства и парламентского большинства. Практика прохождения законов по ВТО в Верховной Раде показывает, что этот вопрос не является для депутатов из разных фракций каким-то яблоком раздора. Но как только он выносится в политическую плоскость, как только поднимается кем-то на знамя противостояния, процесс сразу же блокируется.

Достаточно вспомнить, как в июле 2005 года тогдашним правительством буквально «продавливались» через парламент необходимые законопроекты. И в какой скандал вылилась попытка Кабинета министров безо всякого предварительного согласования с депутатами принять эти законопроекты за один день, пакетом — да еще и пригласив Президента на совершенно неподготовленное мероприятие. Причем возникший тогда конфликт касался не только сложных отношений между властью и оппозицией — он разгорелся и внутри самой «оранжевой» команды, часть которой категорически не желала голосовать в непонятной ей спешке за кота в мешке. К слову, спешить призывало и нынешнее правительство. Буквально с первых дней работы в его адрес со стороны критиков звучали постоянные обвинения в чуть ли не саботаже процесса вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Но если бы коалиционное правительство поступило подобно предшественникам, снова пытаясь заставить голосовать депутатский корпус, ничего бы хорошего не вышло и на этот раз.

Вместо этого депутатам заранее раздали законопроекты для изучения, чтобы они смогли задать вопросы и получить необходимые объяснения во время парламентских слушаний. И, что немаловажно, принятие законов прошло публично, без предварительных переговоров за закрытыми дверьми. Так что голосовали депутаты «за» не потому, что их заставил это сделать кто-то из руководства фракций, а совершенно осознанно и добровольно. Сегодняшними своими действиями парламентарии доказали, что если данный вопрос не политизировать, а относиться к нему как к сугубо экономическому, то они готовы поддержать как вступление Украины во Всемирную торговую организацию, так и деятельность правительства в этом направлении.

Не надо спешить, но нужно идти

Несмотря на всю сложность процесса принятия законов по ВТО, обретение нашей страной членства в этой организации — не только необходимость, но и дело ближайшего времени. Украинская экономика является экспортно-ориентированной. Доля экспортируемой промышленной продукции составляет половину от общего объема промышленного производства и свыше половины валового внутреннего продукта (ВВП). Схожее влияние на национальную экономику имеет и импорт, доля высокотехнологичных инвестиционных товаров, сырья и энергоносителей в котором оказывает значительное влияние на динамику экономического роста.

Такая структура ВВП и его зависимость от внешнеэкономической деятельности подтверждают важность развития внешней торговли. И именно членство во Всемирной торговой организации, на которую приходится 95 процентов мировой торговли, может этому поспособствовать. Тем более что оно позволяет обеспечить стабильность и надежность экспортных и импортных потоков товаров и услуг — в чем Украина безусловно заинтересована.

Процесс вступления нашей страны в ВТО продолжается уже 13-й год. В связи с этим в прессе нас часто сравнивают с Китаем, которому для обретения членства понадобилось целых 16 лет. С одной стороны, сравнивать Китай и Украину вроде бы и не очень правильно. Китай начал присоединение к ВТО, будучи уже полностью состоявшимся государством. У нашей же державы процесс вступления шел практически одновременно со становлением ее государственности. На момент его начала в Украине были единицы квалифицированных кадров, умеющих работать в новых, рыночных, условиях. После развала общесоюзной модели практически с нуля происходил подъем отечественной экономики.

Но с другой стороны, сравнение Украины и Китая вполне логично, поскольку объективная реальность вступления в ВТО такова, что чем крупнее экономика страны, тем больше уступок от нее требуют. Соответственно, тем длиннее процесс согласования условий.

Украина по величине экономики является второй среди государств бывшего СССР. Почему так легко вступили те же Грузия, Латвия или Киргизия? Потому что экономики этих стран несоизмеримы с экономикой Украины. Так же, как экономика Украины на сегодняшний день значительно уступает экономике Китая.

Мы давно могли быть членами ВТО, если бы согласились на все предложенные нам условия. Но вот примеры постсоветских стран, которые поступили подобным образом, свидетельствуют о том, что если вступление в ВТО и не нанесло ущерба их экономике, то и не принесло каких-либо существенных выгод.

А вот экономика того же Китая, по оценкам экспертов, получила значительный рост уже спустя год после обретения этим государством членства в ВТО.

Чем же выгодно для Украины присоединение к 149 государствам, входящим во Всемирную торговую организацию?

Членство в ВТО станет стимулом для создания стабильного законодательства, привлекательного инвестиционного климата, а также будет способствовать проведению структурной модернизации экономики в целом и выведению ее на мировой уровень. Согласно прогнозам экспертов, общий рост благосостояния от вступления Украины в ВТО составит более 10 процентов объема общенационального потребления. Прибавление к росту ВВП в долгосрочной перспективе составит почти 5 процентов, а рост заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников будет на уровне 5,7 процента.

Благодаря снижению потерь от антидемпинговых санкций и ослаблением тарифных и нетарифных барьеров для украинской продукции, поставляемой на внешние рынки, объем нашего экспорта вырастет в пределах 2-4 миллиардов долларов. Кроме того, вступление в ВТО будет способствовать дополнительному привлечению иностранных инвестиций в нашу экономику — не менее полумиллиарда долларов ежегодно. Эти расчеты подтверждаются опытом европейских стран, недавно присоединившихся к ВТО.

Нужна ли синхронизация действий?

Вместе с Украиной в ВТО движется и наш важный торговый партнер — Российская Федерация. В связи с этим сейчас активно обсуждается тема синхронизации действий двух стран в этом направлении.

Здесь очень важно понимать, что подразумевается под словом «синхронизация». Украина и Россия не могут синхронизировать тарифы и те обязательства, которые они берут на себя при вступлении в ВТО по следующей причине: структуры как экономики, так и внешней торговли Украины и России существенно разнятся.

Россия является очень крупным экспортером энергоносителей. При этом она импортирует сельскохозяйственную продукцию, много изделий из металла — в первую очередь, трубы и оборудование для нефтегазовой промышленности, которые Украина в основном экспортирует.

И такая разница существует по многим товарным позициям. В этих условиях согласиться на предложение принять тарифную позицию другой стороны фактически означало бы как для украинских, так и для российских переговорщиков одно — сознательно нанести вред собственным производителям.

То есть товарная синхронизация невозможна. Это же касается и услуг. К примеру, в России сегодня широко развит рынок финансовых услуг. Во многом так сложилось потому, что именно там со времен Союза находятся мощные, крупные банки — Сбербанк или Внешэкономбанк, аккумулировавшие практически все средства банков бывшего СССР.

В то же время у Украины не было подобных стартовых условий. Поэтому наиболее крупные и конкурентоспособные банки у нас — частные. При этом мы видим, что отечественные банки успешно конкурируют с пришедшими в Украину иностранными банками. Их приход вынуждает украинских банкиров оперативно предлагать новые банковские продукты, что опять же повышает конкурентоспособность (а выигрывает от этого потребитель).

Так что и в сфере торговли, и в сфере услуг у нас совершенно разные уровни защиты. Что же касается синхронизации, а точнее, обмена мнениями, то он обязательно должен быть. В конце концов у каждого есть свой опыт, и мы можем им обмениваться.

Главное же — когда одна из стран станет членом ВТО раньше, а другая будет на подходе, то мы должны будем приложить все усилия для того, чтобы поддержать вступление страны-партнера, а не блокировать его.

Выиграть могут все

Самую ощутимую пользу присоединение Украины к ВТО должно принести металлургии. Ведь именно она является отраслью не только экспортно-ориентированной (более трети украинского экспорта приходится на ее продукцию), но и наиболее страдающей от торговых ограничительных мер. За последнее десятилетие 30 процентов торговых защитных расследований, возбуждавшихся в мире, касались сферы металлургии. Не стали исключением и украинские металлурги — на сегодня в отношении их продукции действуют 24 антидемпинговых санкции в 11 странах мира.

Вступив в ВТО, мы получим возможность защищать интересы своих товаропроизводителей с помощью существующих там механизмов. По оценкам экспертов, украинская отрасль металлургии и металлообработки в долгосрочной перспективе увеличит после вступления в ВТО общий выпуск продукции на 22 процента за счет улучшения доступа к рынкам Евросоюза и Северной Америки (чьи страны наиболее активно применяют сегодня против Украины антидемпинговые санкции или количественные ограничения). Как следствие, результаты деятельности отрасли повлекут за собой рост занятости работников.

Практически та же ситуация с химической промышленностью, которая, как и металлургия, является отраслью не просто ориентированной на экспорт, а наиболее значимо наполняющей государственный бюджет.

Конечно, существуют и проблемы. Мы должны быть готовы к тому, что наиболее уязвимым для новых, либеральных условий окажется сельское хозяйство. Членство в ВТО требует провести существенное рыночное реформирование аграрного сектора и либерализовать доступ на рынок сельхозпродукции. Понятно, что процесс этот будет непростым, поскольку сельскохозяйственный сектор, обеспечивающий около 16 процентов рабочих мест и 14,5 процента ВВП страны, одновременно является и наименее реформированным. Поэтому глобальные вмешательства в его работу могут быть на первых порах крайне болезненными.

Но вопрос здесь, скорее, в выживаемости. Спокойно могут себя чувствовать те производители сельхозпродукции, которые шагают в ногу со временем. В первую очередь те, кто работает на экспорт, поставляя высококачественную продукцию и используя для ее производства передовые технологии. Их предприятия не только не пострадают от конкуренции на внутреннем рынке, но и получат от присоединения Украины к ВТО ряд преимуществ на рынках внешних.

Здесь особенно показательна ситуация с нашим сыро-молочным и мясным экспортом. Регламент применения ограничительных мер будет тогда значительно сложнее. Ни одна из стран, входящих в ВТО, не сможет односторонним решением запретить ввоз нашей продукции. Для этого ей придется пройти соответствующие процедуры, убедительно доказав, что ввозимая продукция действительно не соответствует санитарным, эпидемиологическим или каким-то иным нормам. А если будет доказано, что санкции применены необоснованно, государству-нарушителю придется не только снова открыть рынок, но и вернуть убытки пострадавшей стороне.

О государственной поддержке

Сегодня на публичном уровне часто слышны разговоры о том, что после вступления в ВТО государство будет вынуждено существенно уменьшить поддержку отечественного аграрного сектора экономики. Так ли это?

На самом деле речь идет только о том, чтобы тот уровень поддержки, которую наше сельское хозяйство хочет получать, был обоснованным, а не просто представлял собой некую виртуальную цифру. Цифру, которая, условно говоря, никогда не достигалась за все годы украинской независимости, и, пожалуй, не будет достигнута в ближайшее время. И которую тем не менее производители хотели бы поднять на максимально высокий уровень.

Да, внутренняя поддержка должна быть сокращена на протяжении пяти лет на 20 процентов по сравнению с базовым периодом. Но при этом сокращение не касается финансирования научных исследований, учебных и маркетинговых программ, создания госрезервов для обеспечения продовольственной безопасности, страхования и гарантии безопасности доходов, выплат на компенсацию убытков от стихийных бедствий и пр. То есть средства, направленные на развитие и поддержку, никто не ограничивает. Будет ликвидировано другое — попытка за счет наших же налогоплательщиков обезопасить собственную бездеятельность или неспособность работать в современных условиях и на современном уровне.

В силу целого ряда причин — хотя бы потому, что наша земля, наши черноземы лучше и требуют меньших затрат на производство, украинская продукция, при сравнимом качестве, будет дешевле той же европейской. И у нас со вступлением появляется реальная возможность прорваться с ней на внешние рынки.

Как показали проведенные исследования, в результате вступления Украины в ВТО общий выпуск продукции в этом секторе экономики в перспективе вырастет на 15 процентов. Улучшение условий доступа на внешние рынки позволит увеличить экспорт на 40 процентов. Кроме того, взвешенная государственная политика, направленная на модернизацию сельского хозяйства и развитие его инфраструктуры, даст возможность обеспечить нашей сельхозпродукции необходимую конкурентоспособность и защиту.

Если же говорить в целом о поддержке государства, то она может и будет осуществляться, причем не только в отношении аграрного сектора экономики. Например, нормы ВТО ничуть не противодействуют оказанию государственной поддержки той же угольной отрасли, в частности, направляемой на улучшение экологии, а также способствующей повышению уровня жизни людей, работающих в угольных регионах. То же касается и поддержки научно-исследовательской деятельности.

И вот так, если коснуться любой отрасли или сферы услуг — банковской или связи, — нигде нет такого, чтобы какая-то отрасль или какой-то вид услуг были обречены из-за присоединения Украины к ВТО. Конечно, везде есть свои минусы, но позитива больше. Главное — суметь воспользоваться появившимися преимуществами и инструментами.

Назад дороги нет

После прошедших в Верховной Раде слушаний некоторые оппоненты действующего правительства поспешили заявить о том, что принятие законопроектов по ВТО в первом чтении или за основу еще ничего не значит. Потом, дескать, начнутся привычные разногласия между депутатами, и наметившийся было прорыв закончится ничем.

Но дело в том, что страны-члены рабочей группы ждут принятых законов, а не видимости действий. В противном случае у Украины в следующем году будут большие проблемы со вступлением.

Все законы, которые сейчас принимаются, учитывают нынешние украинские реалии в экономике — даже если представить, что мы не будем вступать в ВТО, а просто хотим быть полноценными участниками общемирового рынка. Те же законопроекты по металлолому — по снижению пошлины и разрешению экспорта, — они сегодня напрямую связаны с увеличением квоты в ЕС для украинских металлургов по поставкам проката в Европу. Как только мы пойдем здесь на определенные уступки, так Евросоюз, в свою очередь, увеличит квоту (а в конечном итоге — отменит ограничения). Сказанное справедливо практически для каждого закона.

Сложность заключается в том, что здесь могут вступить в противоречие интересы разных депутатских групп. В том числе и соображения политической целесообразности, когда депутат, понимая, в общем-то, необходимость принятия того или иного закона, вынужден голосовать против, поскольку так решило его партийно-фракционное руководство, озабоченное не столько защитой государственных интересов, сколько поиском возможностей усложнить жизнь оппонентам.

Однако на сегодняшний день есть парламентская коалиция, которая намерена и впредь тесно работать с правительством. Достаточно трезвомыслящих людей и в оппозиции. Ведь в конце концов неважно, к какому из политических течений принадлежат те или иные народные депутаты. Важно то, что они в большинстве своем разумные, ответственные политики, понимающие, что альтернативы вступлению в ВТО на самом деле нет.

Да и в чем смысл останавливаться, пройдя большую часть пути? Что, Украина пошла на какие-то исключительные уступки странам-участницам ВТО? Нет. Есть общее поле либерализации мировой экономики. От всех стран, вступающих в ВТО, сегодня требуют примерно одинаковых условий (естественно, с учетом емкости внутреннего рынка и заинтересованности торговых партнеров). Но в целом, если суммировать, все примерно одинаково.

И даже, если бы мы остановили переговоры и начали все с нуля, Украине никто не позволил бы вести новые переговоры с более высокого уровня или фиксироваться на нем. Более того, общемировой уровень защиты внутреннего рынка постоянно снижается — снимаются ограничения, уменьшаются тарифы и т. д. То есть если мы прервем процесс и начнем новые переговоры через полгода или год заново, то стартовым для нас будет не тот уровень, с которого мы начинали и дошли до сегодняшнего дня. Уровень, который через год будет нашим стартовым, будет ниже и хуже для Украины, чем сейчас.

А значит, выбор у нас один — двигаться вперед.