Події

«с помощью лазерных лучей мы рисуем даже цветные облака в небе»

0:00 — 9 листопада 2006 eye 457

Картины, написанные столь экзотическим способом, демонстрировались на выставке в Киевском планетарии

- Писать картины на фотопленке с помощью лазерных лучей — наша оригинальная идея, — рассказал «ФАКТАМ» на открытии выставки главный режиссер Киевского светомузыкального театра Даниил Фридман.  — Мы занимаемся новаторским искусством: зрители вместо актеров видят свет, вместо речи слышат музыку. Эта идея родилась у меня еще в конце 1970 годов, когда был режиссером Ужгородского музыкально-драматического театра. Мечтал о собственном театре и создал его тогда же, в советские годы. Живопись является продолжением сценического творчества. Все представленные на выставке картины — абстрактные, но с помощью лазера можно рисовать что угодно, в том числе реалистические полотна.

- Художник, рисующий лазерными лучами, вместо холста использует фотопленку. Когда картина готова, ее печатают на фотобумаге, — объяснил светохудожник театра Александр Касьян.

Лазерное оборудование коллектив театра собирает сам, ведь большинство участников труппы  — бывшие физики. Но расходы на технику все равно очень большие — десятки тысяч долларов. Причем высококлассная оптика стоит порой дороже, чем лазерная установка. В выступлениях, как правило, участвуют шесть-семь человек, вооруженных световыми приборами.

В Киев театр переехал из Ужгорода в 2002 году. Местом выступлений стал зал планетария: его сферический купол идеально подходит для световых спектаклей. Впрочем, их можно показывать где угодно, даже на улице. Один из самых впечатляющих примеров светового шоу под открытым небом — «нарисованные» в атмосфере разноцветные облака — театр продемонстрировал в Москве над стадионом «Динамо» во время XII Международного фестиваля молодежи и студентов.

Привлечь светомузыкальный театр к участию в престижных мероприятиях помог известный режиссер-постановщик массовых зрелищ Борис Шарварко, ныне, к сожалению, покойный. В 1984 году он от кого-то узнал о начинающем коллективе и так заинтересовался, что поехал в Ужгород, чтобы увидеть лазерное шоу.

- Борис Шарварко явился без предупреждения и заявил: «Ребята, покажите мне спектакль!» — вспоминает Даниил Фридман.  — Я был очень удивлен самоуверенностью незваного гостя: получается, мы должны сыграть спектакль для одного человека? «Покажите, — настаивал он.  — Вы вообще знаете, кто я? Главный режиссер Минкультуры УССР!» Документов я не проверял, но спектакль показал. На прощание Шарварко сказал, чтобы мы готовились в ближайшее время приехать на выступление в Киев. Я, признаться, отнесся к его посулам без энтузиазма. Но однажды утром меня пригласили в обком партии, даже прислали за мной белую «Волгу». В обкоме встретили как желанного гостя, сказали, что давно знают как талантливого режиссера, мол, только таких область делегирует в столицу для участия в правительственном концерте.

Сложная техника — не единственный наш инструмент. Великолепные спектакли мы устраиваем даже с помощью обыкновенных карманных фонариков. А какие сказочные представления получаются в средневековых замках! Лампочки и тем более лазеры там неуместны  — работаем с помощью сотен свечей и факелов.