Культура та мистецтво

Заслуженный артист россии алексей гуськов: «в картине «граница. Таежный роман» я так и не смог волку пасть порвать… »

0:00 — 15 листопада 2006 eye 1416

Известный актер снимается в историческом детективе «1814» об Александре Пушкине

На счету Алексея Гуськова полсотни картин. Зрителям он запомнился по фильмам «Волкодав», «Горячев и другие», «Граница. Таежный роман», «Мусорщик», «Узкий мост», «Охота на изюбря». Среди экранных героев этого актера полно отпетых негодяев, есть даже убийцы. В общем, люди мрачные, неуравновешенные. На самом деле Алексей совсем не похож на своих персонажей — весельчак и балагур.

На днях на экраны выйдет пятисерийная лента «Танкер «Танго» с участием Гуськова. Режиссер Бахтияр Худайназаров назвал этот фильм продолжением кинохита «Белое солнце пустыни», снятого в конце 60-х. Сейчас Алексей снимается под Санкт-Петербургом в историческом детективе «1814» об Александре Пушкине. А еще в качестве продюсера приступает к работе над новым фильмом. Даже натуру в Крыму, под Севастополем, выбрал. Обещает нечто грандиозное!

«Увидев человека, с которым не хочу общаться, достаю мобильник и притворяюсь, будто разговариваю»

- Алексей, я смотрю, вы с мобильником не расстаетесь. Дела?

- Не-е-ет, прячусь. Телефон часто спасает, когда кого-то вижу и не хочу с ним общаться. Просто подношу мобильник к уху и делаю вид, что разговариваю: «Алло, алло… Да, да. Все, извините». Помогает — супер!

- Теперь прятаться приходится, а раньше, наверное, мечтали о славе. Помните, когда пришел первый успех?

- Для меня вопрос надо иначе сформулировать: «Когда вы поняли, что вам все равно?» Все равно, признают или нет. Помню, в 1991 году мне очень хотелось попасть на «Кинотавр». Это был второй по счету фестиваль, были представлены две картины с моим участием. Одна — «Волкодав» — в конкурсе для всех, а вторая — «Жертва для императора» — в конкурсе для избранных. Но меня даже не позвали!

- Обиделись?

- Не обиделся, хотя ОЧЕНЬ хотелось! Это урок, и не больше. В 1995-м мне стало скучно в кино сниматься. Через два года нашел отдушину — мультипликацию. У меня появились деньги. Построил студию и с актерской профессией вроде бы расстался. Мультипликация тогда была очень востребованной. Я ездил в Калифорнию на студию Уолта Диснея, знакомился со специалистами. С открытым ртом смотрел на то, что они делают. Человек, например, мог взять и левой ногой нарисовать лошадь! Вот это мастерство, понимаете? Я пытался достичь в России чего-то подобного, но коммерции не получилось. Мультфильмы-то мы снимали, однако денег на них не заработали.

- Самое известное ваше детище — «Незнайка на Луне», мультик, который озвучивали звезды эстрады.

- Да, Меладзе пел, Кристина Орбакайте озвучивала подругу Незнайки Звездочку. Кстати, с Кристиной работалось очень легко: она с удовольствием согласилась, быстро вошла в образ.

- Вы и в продюсеры подались. Что, чужие лавры покоя не дают?

- Мне часто задают этот вопрос. Даже не знаю… Чего-то, видимо, не хватало, когда был только актером. А может, просто захотелось себя попробовать в чем-то новом. Жаль, что этот киношный бум не случился лет десять назад, когда я и помоложе был, и сил было побольше. Много чего не сделано, зато сейчас возможности колоссальные. Одно могу сказать точно: продюсированием занимаюсь от сердца! Я не зарабатываю на этом невероятных денег! Правда, сейчас есть задумка… Кувыркнусь и покажу всем, что такое коммерческое кино. Я весной разозлился, теперь всем покажу!

- Что же так разозлило?

- Нечестность! Сколько раз в жизни кидали — тьма-тьмущая! Стоит только продюсеру заиметь небольшую сумму денег… Сейчас, правда, меньше непорядочных людей в бизнесе, но все же встречаются.

- И на какую сумму вас кинули?

- Не спрашивайте! В 2001 году купили мы с женой квартиру, а ремонтировать начали только в 2004-м: в долгах ходили. Потом стали ее закладывать-перезакладывать. Так что продюсерский труд, знаете ли, непростой и крайне рискованный!

- Зато актеры, говорят, сумасшедшие деньги получают…

- Актеры-то да, а вот отобьет ли свои бабки продюсер — большой вопрос.

- Ваши актерские гонорары вас устраивают?

- Хотите, чтобы я сумму назвал? Нет уж! Скажу только одно: у актера Гуськова все в порядке. Но я не всегда снимаюсь за большие деньги. Заоблачный гонорар — не обязательное условие. Я могу сниматься просто так.

«Хочу быть рантье — жить на проценты со своего капитала»

- В новом фильме «Танкер «Танго» вы сыграли морского офицера, а помнится, после сериала «Граница. Таежный роман» зареклись надевать военную форму.

- Зарекся и не надевал! После «Таежного романа» это первые погоны. К тому же мой герой не совсем военный. Он моряк (лукаво улыбается). Я не смог отказаться от этой роли, потому что пришлась по душе. К тому же мой герой — не стреляющий, убегающий или догоняющий человек, как в «Таежном романе». Эта роль характерная.

- Вам, кстати, форма к лицу, но, если не ошибаюсь, в армии вы не служили. Удалось откосить?

- Весь парадокс в том, что я и не косил. Ошибка в медицинской карточке спасла. Был диагноз катаракта обоих глаз, и врачи решили, что болезнь приобретенная, значит, прогрессирует. А у меня катаракта врожденная, следовательно, не представляет особой опасности.

- На экране вы гармонично смотритесь с оружием в руках.

- Люблю оружие, как и все мужики. Дайте Леше карабин — двух медведей он убил! На съемках приходится пошмалять. Я стараюсь поддерживать отношения с ребятами из спецбригад, с «беретами», которые в Чечне служили, с теми, кто в госпитале Бурденко лежал. Периодически мы с коллегами встречаемся с этими ребятами, ездим за город пострелять. Это класс!

- На охоту выезжаете?

- Нет-нет, я животных люблю.

- А как же волк, которому пасть порвали в картине «Граница. Таежный роман»?

- Это же не по-настоящему. Не смог я порвать. Да и на съемках не волк был, а собака породы хаски. Ой, целая история связана с эпизодом, в котором на моего героя нападает волк. Бедную собачку уколами успокоительными накололи, а она очень крепкая оказалась… Не взяло! Кто-то говорит: «Ну, что делать? Давайте еще укол?» Ветеринар воспротивился: «Сердце не выдержит». А собака все никак не успокоится — нам ведь надо, чтобы она изображала мертвого волка, которому я порвал пасть! У нее же только ужас в глазах, что она не может стоять, что что-то с ней происходит. Вот кладут мне пса на грудь, и нужно скинуть его с себя! Причем сделать это с лицом человека, победившего зверя. А я чувствую ускоренно бьющееся сердце испуганного животного. Это ужасное чувство! Снимали мы сцену, казалось, бесконечно. В итоге так и не сняли. Потому что как только я пытался столкнуть с себя собаку, она шевелилась и начинала меня лизать! (Смеется. ) Пришлось снимать кусками и делать монтаж. А получилось, как видите, правдоподобно.

- Вам, кстати, часто приходилось в жизни делать невероятно страшное лицо, чтобы напугать кого-нибудь?

- Да-а-а… Это вы у моего младшего сына спросите. Он, кстати, меня очень хорошо копирует. Да и матери отменно подражает. (Улыбается. )

- Дети чем занимаются?

- У меня дочка от первого брака и двое сыновей от второго. Наташа, дочь, работает в английской фирме каким-то большим начальником, я даже и не знаю. Владеет двумя иностранными языками. Она вообще молодец! А что касается сыновей, то старший, 17-летний Владимир, учится на первом курсе актерского факультета в Щукинском училище, а младший, 12-летний Димитрий, пока не определился.

- А вы в его годы знали, чего хотите?

- Кто-то говорит: «Я с детства мечтал… » Я, скажу честно, никем быть не мечтал! Все вышло спонтанно.

- Лентяем были?

- Абсолютным. У меня и сейчас подлая мысль есть: хочется быть рантье, ничего не делать и жить на проценты от капитала. (Смеется. ) Но никак не получается заработать столько денег!

- Раньше профессия актера не считалась мужской, это девчонки мечтали быть актрисами.

- Несерьезное отношение было. Быть может, поэтому мама мне сказала: «Сначала пусть будет какая-то нормальная профессия, а потом, если захочешь, этим займешься». И после окончания школы я поехал в Москву поступать в МВТУ имени Баумана. Проучился почти пять лет, но в 1979 году ушел оттуда и поступил в Школу-студию МХАТ.

«На женщину никогда руки не подниму!»

- Говорят, у вас настоящая итальянская семья. У вашей супруги Лидии Вележевой взрывной характер.

- Это же хорошо.

- В русском языке есть поговорка: «Бьет — значит любит»…

- Нет, я руки на женщину никогда не подниму! Но если она думает, что сможет ущемить мое мужское самолюбие, то глубоко ошибается.

- Так кто же в доме хозяин? Можете по столу кулаком стукнуть и сказать: «Будет по-моему!»?

- Конечно, могу и стукнуть, но сейчас уже научился голову включать, а не эмоции. Сперва надо разобраться, а уж потом делать выводы, принимать решения. Мне, кстати, как творческой единице присущи и сомнения, и рефлексии, но если я решу, то все. А кто хозяин… У нас давно демократия и колхоз! Никто ничего не делит, кто что успевает, тот то и делает.

- Неужели утром вас можно застать на лестничной площадке в халате с мусорным ведром?

- Ну а чего? И утром, и вечером. Хотя для этого у меня есть старший сын.

- Есть примета: вечером нельзя мусор выносить, потому что денег не будет.

- А я спокойно к приметам отношусь! И к кошкам черным. Кто во что верит, тот это и получает. Вот вы верите, что вечером не надо мусор выносить, так и не выносите! А то вдруг вынесете — и будет плохо! (Смеется. )

- Вам много денег надо для полного счастья?

- Нет, я Шура Балаганов, для полного счастья могу рассчитать до копейки.

- А новую машину, дачу?

- Да ну, это все неинтересно. К тому же влечет за собой массу новых проблем. Новой даче нужна охрана, новой машине — сигнализация, стоянка… Не-не-не.

- Тем не менее я слышал, что однажды в качестве гонорара вы взяли автомобиль.

- Да, дело было в Германии в начале 90-х. Я там работал. У нас в стране бардак начался, неразбериха. Деньги обесценивались, бесконечные реформы. Вот я в Германии и снимался: то дурака-кагэбэшника играл, то контуженного героя войны. И когда деньги были заработаны, меня спросили: «Что бы ты хотел?» «А машину могу взять?» — спросил я. Мне ответили: «Ну новый «Мерседес» мы тебе, конечно, не дадим, но… » В общем, выкатили «Мерседес», бэушный, однако неплохой. Радости бы-ы-ыло! Я ведь до этого ездил на стареньких «Жигулях» первой модели. И был счастли-и-ивый такой! Помню, только купил, только отъехал, хотел грязь счистить, ногой так по порогу раз! И моя нога провалилась в этот порог! (Смеется. ) Он был весь прогнивший, проржавевший! И после таких «Жигулей» у меня появился «Мерседес». Конечно, ощущения были фантастические.

- Сейчас на чем ездите? Кстати, в моторе поковыряться можете?

- Я только водитель, хотя раньше ковырялся, разбирался. В этом нет необходимости: сейчас машины такого уровня, что бессмысленно. Вот у меня «БМВ» 530, новая… И я, честно говоря, однажды даже капот не смог открыть. Не то что не знал, где он, просто не открывал полгода или месяцев восемь. А у нас же грязь летит с дорог, вот он и закисает. Я был в у-у-ужасе! Как это так, не могу открыть капот?! Стоял полчаса под дождем, сам с собой разговаривал, словно идиот. (Хохочет. ) Поехал ночью на станцию техобслуживания, говорю: «Скажите, я что-то не так делаю?» А надо мной смеются: «Нет, все так. Просто капот закис!» «Новая машина, как же закис?» — возмущаюсь. А мне: «Надо же открывать хоть иногда!» Вообще, я очень люблю скорость. Лида не любит ездить со мной, зато дети обожают! Хотя жена сама ТАК гоняет, что я с ней боюсь в машину садиться! Вот и приходится ездить на двух автомобилях.

- Да-а-а, нелегко живется звездам, как я погляжу.

- А кто вам сказал, что я звезда?! Вот в американском кинематографе звезды! Это некая атрибутика, способ жизни, поддержание своего образа. Как же объяснить… Приходит, например, пиар-директор и говорит: «Все, Леха! Теперь ты ходишь с Ивановой, а твоя Лидка — с Петровым! Так надо!» Нет, я все-таки из совкового периода, меня преподаватели учили искусству! Кстати, сейчас сам преподаю в школе-студии МХАТ, отравляю молодому поколению жизнь.

- Или оно вам.

- Нет, отравляю я. Хотя, если честно, очень доволен ребятами! У меня классные студенты! 16 человек из 21 живут в общежитии — приехали из разных уголков бывшего Советского Союза. С ними очень интересно. Они жаждут знаний! И вообще, я пришел к выводу, что талант — это любопытство. Лю-бо-пыт-ство!