Події

«я как будто резиновый»

0:00 — 24 листопада 2006 eye 383

Обладающий уникальными особенностями организма 11-летний луцкий школьник Андрей Отченаш запросто… выворачивает наизнанку веки, поворачивает на 360 градусов суставы, заламывает пальцы и демонстрирует «ангельские крылья»

То, что проделывает со своим телом 11-летний житель Луцка Андрей Отченаш, обычного человека привело бы к перелому или, в лучшем случае, вывиху. Демонстрируя свои уникальные способности, «резиновый мальчик» с невозмутимой улыбкой без тени усилия… вывернул на 360(!) градусов плечо, то же самое проделал с локтем, заломал пальцы, плотно прижав их к тыльной стороне ладони, вывернул наизнанку веки, а на «десерт» показал коронный номер — «ангельские крылья»…

«В два годика Андрюша, чтобы дотянуться до дверной ручки, легко становился на кончики пальцев, как это делают балерины»

- Неужели тебе совсем не больно? — интересуюсь у мальчика.

- Не-а! — улыбается Андрей Отченаш.  — Я ведь как будто резиновый.

- Свои уникальные способности Андрюша заметил еще в первом классе, — рассказывает мать необычного подростка Инна.  — Он с малых лет любил подолгу вертеться перед зеркалом. Однажды руку так вывернул, что сам испугался. Когда я пришла домой, рассказал о своем открытии. Заверил, что совершенно не чувствовал боли. Честно говоря, сначала я не особо удивилась: повышенная гибкость — нормальное явление для ребенка. А потом пошло-поехало.

Любимая передача сына — «Кунсткамера». Насмотревшись по телевизору разных трюков, повторял их, придумывал новые. С течением времени гибкость суставов не уменьшилась, а наоборот, возросла. Пришлось поверить в уникальность организма сына… Впрочем, необычные возможности он демонстрировал и раньше. Недавно я вспомнила, что еще в двухлетнем возрасте, едва научившись более-менее твердо стоять на ногах, Андрюша, чтобы дотянуться, скажем, до дверной ручки, легко становился на кончики пальцев, как это делают балерины, и мог находиться в таком состоянии минуту и больше. Да он и сейчас это умеет.

Откликнувшись на слова матери, мальчик продемонстрировал навыки хождения на пальцах ног и тут же, не откладывая дело в долгий ящик, прошелся перед объективом фотокамеры на руках.

- А как Андрюша додумался выворачивать наизнанку веки?

- Как и всех маленьких детей, его было трудно уложить спать. Вот он, валяясь в постели, от нечего делать и выдумывал разные фокусы. Однажды захожу в спальню — тишина. Радуюсь: уснул, наконец. Да не тут-то было! Поправляю одеяло и натыкаюсь взглядом на широко распахнутые, с неестественно вывернутыми веками, глазищи. От неожиданности мне даже не по себе стало. С той поры этот фокус занял прочное место в «репертуаре» Андрюши.

- Проблем со здоровьем у мальчика не возникало?

- Нет. Ничего, кроме обычных простуд, у сына не было. Правда, при плановом обследовании врачи обнаружили у него плоскостопие.

- В школе ты, наверное, знаменитость, — обращаюсь к Андрею.  — Устраиваешь шоу на переменах?

- Да, каждый день. Одноклассники говорят, что это круто! Ни у кого из них ничего подобного не получается.

- Подозреваю, что учителя не в восторге от такого цирка.

- Запрещают, — вздыхает собеседник.  — Боятся, а вдруг что-нибудь сломаю.

Но удержать «резинового мальчика» от его любимого занятия практически невозможно. Правда, есть один трюк, который он старается не показывать даже перед ровесниками.

- Не люблю забрасывать ноги за голову, — объясняет Андрюша.  — Это у меня тоже легко получается, но как-то я услышал, что один парень просидел так несколько часов, потому что не смог сам вернуться в нормальное состояние, а рядом никого не оказалось. С тех пор я побаиваюсь этого трюка.

В продолжение журналистского эксперимента Андрей предложил мне убедиться в необычайной пластичности его суставов. Для этого мне пришлось «сломать» мальчику палец, прижав к… тыльной стороне ладони! При этом возникло впечатление, что суставы у него сделаны из пластилина.

«За четверть века работы в медицине я встречал похожие случаи, правда, не столь яркие»

- Чем вы объясняете необычные способности сына?

- Не знаю, — говорит Инна.  — У нас в роду ничего такого не было. Правда, раньше я замечала нечто подобное у себя, но не в такой степени. С возрастом мои суставы стали обычными.

По словам матери, Андрей пока не определился, кем хочет стать, когда вырастет. Сейчас он активно занимается танцами в ансамбле «Волыняночка». Любит ходить в цирк. Особенно ему нравится наблюдать за выступлениями акробатов. Так что не исключено, что будущее мальчика все-таки будет связано со сценой или цирковой ареной. Впрочем, ни сам мальчик, ни родители события не торопят. Жизнь расставит все по своим местам, уверены они. А пока из школьных предметов Андрюше больше всех нравится математика.

- Андрей — мальчик-уникум, — убежден заведующий отделением ортопедии, травматологии и артрологии Волынской областной клинической больницы Михаил Аршулик.  — Его гипермобильность (повышенная гибкость) — явление чрезвычайно редкое. В специальной литературе ничего подобного я не нашел. За четверть века работы в медицине встречался с аналогичными (но не так ярко проявленными) случаями всего один или два раза… С точки зрения физиологии такая гибкость объясняется повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата. Это не считается патологией и, соответственно, не представляет опасности для здоровья — в отличие, скажем, от такого недуга, как паралитическая разболтанность суставов, когда из-за паралича определенной группы мышц конечность приобретает гипермобильность, но уже патологическую, то есть свободно болтается в суставе. У Андрюши же с суставами все в порядке.