Події

«при опоздании поезда более чем на час пассажирам будет выплачиваться компенсация»

0:00 — 25 листопада 2006 eye 927

Начальник главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Леонид Лобойко рассказал, что билеты на дизель-поезда подешевели на 5 процентов, но в следующем году пассажирские перевозки снова значительно подорожают

Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалiзниця» на днях объявила о том, что пригородные перевозки пассажиров поездами на дизельной тяге подешевели на 5 процентов. Остальные железнодорожные тарифы остались без изменений.

О причинах снижения цен и о том, какие еще изменения ожидают пассажиров украинских поездов в ближайшее время, «ФАКТЫ» попросили рассказать начальника главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Леонида Лобойко.

«Тарифы на проезд в электричках остались прежними, так как стоимость электроэнергии не снизилась»

- Почему уменьшились тарифы только на проезд в дизель-поездах?

- Правительство нашло возможность снизить цену на топливо и обратилось к руководителям предприятий, которые являются потребителями нефтепродуктов и оказывают услуги населению, с предложением принять адекватное решение — уменьшить тарифы.

Генеральный директор «Укрзалiзницi» Владимир Козак, в свою очередь, рекомендовал руководству железных дорог рассмотреть возможность снижения стоимости пригородных перевозок на поездах, использующих дизельную тягу. Изучив вопрос, железнодорожники пришли к выводу, что цена билетов на таких поездах может быть уменьшена на 5 процентов. В то же время тарифы на проезд в электричках остались прежними, так как электроэнергия не подешевела.

- Насколько распространены такие перевозки? Какую долю они составляют в общем объеме?

- Количество дизель-поездов неодинаково в различных регионах страны. Например, на Приднепровской железной дороге (она расположена на территории Кировоградской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской областей и Крыма.  — Авт. ) дизельная тяга вообще не используется. Нет таких поездов и в Киеве. А в некоторых регионах они перевозят большую часть пассажиров. Например, в Ивано-Франковской области на дизельную тягу приходится практически 100 процентов пригородных перевозок. В Луганской области — 91 процент, в Полтавской, Тернопольской и Николаевской — около 80 процентов.

В общем объеме пригородных пассажирских перевозок по стране дизельная тяга составляет около 36 процентов.

- С какого времени действовали предыдущие тарифы?

- Стоимость пригородных перевозок не является единой для всей Украины. Цены на билеты определяет руководство железных дорог по согласованию с областными администрациями. (В состав «Укрзалiзницi» входит шесть железных дорог.  — Авт. ) И смена тарифов происходит на разных дорогах независимо друг от друга.

Большая часть тарифов на пригородные перевозки была установлена в 2003-2004 годах. В нынешнем году цены на проезд в пригородных поездах повышались только на Львовской железной дороге.

- Но ведь в 2003-2004 годах дизтопливо стоило дешевле, чем теперь (осенью 2004 года литр дизеля на АЗС обходился в 2,5 гривни. Ко дню празднования 100 дней деятельности нынешнего правительства цена составила 3,6 гривни). Как же получилось снизить тарифы при общем повышении стоимости топлива?

- Вопрос о снижении цен на услуги первым возник не в Кабинете министров. Этот вопрос задавали граждане. Увидев, что нефтепродукты дешевеют, они стали требовать уменьшения стоимости транспортных услуг. Поэтому «Укрзалiзниця» и пошла на этот шаг, несмотря на то, что пассажирские перевозки для нас всегда были и остаются убыточными. Только пригородные поезда приносят около миллиарда гривен убытка в год.

- Насколько сегодняшние тарифы ниже реальной стоимости перевозок?

- Чтобы вывести пассажирские железнодорожные перевозки на уровень рентабельности, нужно увеличить сегодняшние тарифы в два-три раза.

- Но такое повышение вызовет социальную напряженность.

- Поэтому мы его и не делаем. Цены растут постепенно. В нынешнем году стоимость билетов на поезда уже была повышена на 50 процентов. В дальнейшем, в соответствии с существующим приказом министра транспорта, тарифы будут меняться еще трижды. С 1 января 2007 года — на 10 процентов. С 1 апреля — еще на 10 процентов. И с 1 июля — снова на 10 процентов.

- Повлечет ли это за собой улучшение сервиса на железных дорогах?

- Мы работаем над этим. Например, существует старая проблема с бельем. Недобросовестные проводники зарабатывают на том, что продают комплекты белья повторно, что вызывает вполне справедливые жалобы пассажиров и претензии со стороны санэпидемслужбы. Для того чтобы сделать невозможными подобные нарушения, во всех украинских поездах сегодня белье выдается пассажирам в герметично запаянных пакетах. Причем в каждой упаковке присутствует специальный талончик, на котором содержится информация, необходимая для того, чтобы узнать, кто, где и когда упаковал это белье.

Правда, некоторые «умельцы» из числа проводников умудряются все-таки запихнуть использованное белье в пакет. Поэтому пассажирам, которые обнаружили, что пакет надорван, рекомендуется возвратить его проводнику и потребовать постель в целой упаковке. Еще один признак того, что белье уже было использовано, — влажность. Сегодня в системе «Укрзалiзницi» все белье сухое. И если выданная постель мокровата, значит это «повторка».

Естественно, мы с этим явлением боремся. За последние три месяца контролирующими службами выявлено 157 фактов повторного использования постельного белья. Уволены 11 проводников и два начальника поезда.

Однако проверки не могут полностью устранить эту проблему. Поэтому решено убрать первопричину подобных нарушений — контакт проводников с деньгами. Если сотрудники железной дороги потеряют право принимать у людей наличные в уплату за белье, то перестанут выдавать использованное.

Уже сегодня пассажиры имеют возможность оплатить постель через кассу при покупке билета. При этом пока сохраняется и порядок приобретения белья в поезде. Но в ближайшее время будет принято решение о том, что постель оплачивается только во время покупки билета. Такая система уже действует в нескольких поездах, которые соединяют Киев с крупнейшими городами Украины: Харьковом, Львовом, Одессой, Донецком, Днепропетровском. Стоимость постели включается в цену билета.

- Означает ли это, что у пассажира больше не будет выбора — брать постель или не брать?

- Нет. Услуга предоставления спальных принадлежностей останется, как и сейчас, добровольной. При покупке билета просто нужно будет сообщить кассиру, требуется вам постель или нет. Однако человек, отказавшийся от нее, должен понимать, что в этом случае ему предоставляется только голая полка. А то некоторые говорят так: «Белье я не беру, а подушку и матрац мне дайте». Это не соответствует правилам гигиены, и такого у нас в поездах не будет.

«Зксперимент с обязательным питанием закончился»

- Несколько месяцев назад много шума наделала инициатива бывшего руководства внедрить в поездах обязательное питание, как в самолетах. Даже проводился эксперимент в двух вагонах состава «Киев-Москва». Намерено ли нынешнее руководство железных дорог продолжать работу в этом направлении?

- Эксперимент закончился. Во время его проведения плохих откликов от пассажиров мы не получили. Поэтому полностью от организации питания в поездах не отказываемся. Но и торопиться в этом вопросе «Укрзалiзниця» не будет. Наши пассажиры, наверное, просто не были готовы к восприятию новой идеи, им нужно время, чтобы к ней привыкнуть.

- Поезда подчас опаздывают, доставляя пассажирам неудобства. Готова ли железная дорога каким-то образом компенсировать им моральный ущерб?

- Чаще всего поезда опаздывают по технологическим причинам. Ведь железнодорожные пути требуют ремонта и обслуживания. Однако сегодня перед нами поставлена задача — несмотря ни на что, обеспечивать график движения поездов, а в случае опоздания — выплачивать пассажирам компенсацию.

- В каком размере?

- Порядок выплат только разрабатывается, и говорить об окончательных цифрах рано. Но предполагается, что компенсацию будут выплачивать пассажирам в том случае, если поезд опоздал более чем на час, и составит она 3 процента от стоимости билета.

- Будет ли размер компенсации зависеть от времени? Получат пассажиры поезда, опоздавшего на три часа, больше денег, чем при отставании состава от графика только на час?

- Пока что планируется, что размер компенсации будет единым для всех поездов, независимо от времени опоздания.

- Когда начнется выплата компенсаций?

- Порядок выплаты должен быть утвержден постановлением Кабинета министров. Поэтому для того, чтобы он вступил в силу, нужно пройти целый ряд процедур. Сегодня сложно сказать, сколько для этого потребуется времени. Думаю, несколько месяцев. О точной дате внедрения компенсаций мы сообщим через средства массовой информации.