Культура та мистецтво

Народная артистка россии любовь полищук: «если в фильме надо умирать от рака, предпочитаю не сниматься. Боюсь… »

0:00 — 5 грудня 2006 eye 1295

Девять дней назад ушла из жизни любимая миллионами актриса

Любовь Полищук редко давала интервью, поэтому побеседовать с ней по душам считалось журналистской удачей. Накануне своего последнего, 57-го, дня рождения Любовь Григорьевна пообщалась с корреспондентом «ФАКТОВ». Звезда была в хорошем настроении и даже похвасталась: «Иду на поправку!» Много шутила, а относительно интервью сразу строго предупредила: «Если наврете, приеду в Киев — дам по морде!» Спустя полгода актрисы не стало…

На днях показали заключительную серию «Моей прекрасной няни». Это последняя киноработа Полищук. На память о талантливейшей актрисе остались 80 фильмов, в которых она блистала. Очаровательная танцовщица из «12 стульев», проститутка Зинка из «Интердевочки», роковая обольстительница Жаннетта в «Приключениях принца Флоризеля», шофер правительственного санатория Ирина из фильма «Любовь с привилегиями», жена американского посла в «Ширли-мырли»…

Наталья Селезнева: «Видели бы вы, как Любка гоняла на джипе по Майами!»

- Мы с Любой Полищук пересекались на съемках фильма «Тайна «Черных дроздов», — вспоминает вдова режиссера Ролана Быкова актриса Елена Санаева.  — Она играла вдову миллионера Фортескью, а я — его невестку. Еще раньше я слышала от мужа, Ролана Анатольевича, что Люба — очень талантливый человек. Он знал ее по мюзик-холлу, в котором она работала на заре своей карьеры, и часто говорил: «Вот, талантливая девчонка, все бьется и бьется, но никак не может пробиться». Потом, слава Богу, все у нее сложилось: сумела реализоваться, стала популярной. А Ролан Анатольевич, кстати, жалел о том, что не нашел для столь блистательной актрисы роли в своих картинах…

- Несмотря на то что Люба долго болела, она была очень волевой, — рассказывает «ФАКТАМ» народная артистка России Наталья Селезнева.  — Дух человеческий в ней был настолько силен, что, казалось, ничто не может ее сломить. Она никогда не страдала меланхолией, а наоборот, всегда жизнерадостная, оптимистка страшная. До последнего дня не хотела верить в случившееся: приступила к работе — записям на радио «Россия». Более того, мы с ней вот-вот должны были сниматься в восьмисерийном фильме «Воротилы» с Ани Жирардо, которая недавно по этому поводу приезжала в Москву. Планировалось, что Люба сыграет одну из главных героинь, но Бог (вздыхает) распорядился по-другому. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Наташей Гундаревой. Там же похоронена моя мама. Когда буду на кладбище ездить, непременно буду к Любе заходить. Думаю, в следующей жизни она наверняка станет либо красивым цветком, либо сказочной птицей. Такой же яркой, талантливой, звонкой…

Наша первая встреча произошла очень давно. Мы вместе снимались в новогодней программе «Волшебный фонарь». Делал ее Женя Гинзбург, он же потом устраивал и новогодние бенефисы, в которых мы работали. Люба, помню, играла Софи Лорен, Генка Хазанов — Луи де Фюнеса, а я — красавицу блондинку Мэрилин Монро. Это была просто кричащая программа, пользующаяся у зрителей сумасшедшим успехом. Позже мы с Полищук снялись во многих фильмах Толи Эйрамджана, она играла моих подруг. Люба была очень смелой, я, конечно, трусливее. Как-то мы попали в Майами. А у нее в Америке были приятели, и, когда мы приезжали туда на съемки к Эйрамджану, она брала у них машину. Представляете, Любка с международными водительскими правами гоняла на джипе по Майами, сама ездила на площадку! Я смотрела и думала: «Меня озолотили бы, и то не села в чужую машину, да еще в незнакомой стране!»

- Тогда, по сценарию фильма, я должна была гнаться за мужем, которого играл Борис Щербаков, — продолжает Наталья Селезнева, — а там все автомобили только с автоматической коробкой передач! Я никак не могла научиться, хозяину машины пришлось лечь на пол и руками давить на педали. Я поджала ноги и работала только рулем. Так и не освоила этот автомат. А Любка — просто профи! Ей все легко давалось. Всезнающая, всеумеющая. И пела, и танцевала. Часто во время посиделок мы просили ее что-нибудь исполнить. Она никогда не отказывалась. Особенно любила цыганщину.

Полищук и вправду была смелая, рисковая и жутко упрямая. За все трюки бралась исключительно сама, работала без дублерш. Отсюда и серьезные травмы, которые с годами привели к развитию онкозаболевания.

«Одну из са-а-амых тяжелых травм получила на съемках фильма «Вавилон-ХХ», — призналась актриса в последнем интервью «ФАКТАМ».  — Я человек городской, а нужно было срочно научиться ездить на лошади, причем так, как деревенские, — без седла. Неделю практически жила на ипподроме, были ТАКИЕ падения, что искры из глаз летели. Однажды я вообще три дня не могла прийти в себя: отбила почки. Просто не вставала с нар на конюшне! Лежала отекшая, опухшая… Меня какими-то уколами спасали. Могли бы, наверное, дублершу взять, но я упэртая — просто хохол!

Кстати, и на съемках «12 стульев» Марка Захарова мне досталось по первое число! Нашу сцену — танго страсти с Андрюшей Мироновым — снимали всего один день, но КАК! Хореограф из Театра оперетты поставил танец, который был ОЧЕНЬ тяжелым, буквально с акробатическими трюками, но площадка оказалась та-а-ак мала, что половину этих трюков пришлось просто выбросить. Я разве что по проволоке не ходила! Всего 14 дублей, а приехала домой разбитая. Миронов действительно бросал меня на цементный пол. Никак не могла понять, почему нельзя что-нибудь подстелить… Вот вам и травмы. И все на мою несчастную спину, которой я еще в восемь или девять лет сильно ударилась, падая в довольно глубокий подпол».

Стас Садальский: «Ее коронным номером была песенка «Очаровательные глазки»

- Когда услышал, что Любочки не стало, аж вскрикнул: «Ах!» — рассказывает известный актер и шоумен Стас Садальский.  — Мы ведь вместе снялись, по-моему, в четырех фильмах. Работали над одной из последних картин. Называется она «Испанский вояж Степаныча».

От работы с Любой остались фантастические впечатления, потому что более доброжелательного человека я никогда не видел. Девчонка без короны, без всяких понтов, удивительная. Иногда я слышал, мол, у Полищук тяжелый характер. Неправда! Просто он у нее был! Она всегда имела свое мнение, никогда по пустякам не зарывалась. А познакомились мы с ней, когда в концертном зале «Россия» шла программа мюзик-холла, в которой выступала Люба. Она просто великолепно исполняла песню «Очаровательные глазки». Светилась вся! Я подумал: «Боже мой! Такая красота!» Тогда ведь все было уродливое, маленькое. Артистки — ростом с сидящую собаку. Люба на их фоне выглядела королевой. Когда у нее было хорошее настроение, напевала «Очаровательные глазки». Это была ее коронная песенка. Мы заканчивали программу в бюро пропаганды, заваливались большой компанией в ресторанчик, и она затягивала: «Очаровательные глазки, очаровали вы меня… » В Любу были влюблены и ребята, и девчонки. Все были потрясены ее актерским мастерством. К тому же она была женщиной красоты неописуемой.

В юности Полищук вовсе не считалась красавицей. «Я долго себе не нравилась и действительно была гадким утенком! — признавалась Любовь Григорьевна.  — До шестого класса. Косоглазая, с очень кривыми ногами и страшно худая (в детстве болела рахитом). У меня никогда не было румянца на щеках из-за проблем с гемоглобином, и я довольно поздно развилась и похорошела. Лишь к 11-му классу стала выглядеть прилично». Кстати, услышав комплимент, что она является секс-символом советского кино, Любовь Григорьевна рассмеялась: «Да ладно, это в 57 лет-то? Какой там секс-символ… »

В прессе появились слухи о том, что причиной смерти актрисы стали многочисленные пластические операции. Весной в интервью «ФАКТАМ» Полищук говорила: «То, что я сделала кучу операций, — БРЭХНЯ! У меня была только одна подтяжка подбородка, и все. Ни круговых подтяжек, ни липосакций. Вот написали, что я не вылезаю из институтов красоты и что из-за неудачной подтяжки у меня отказали ноги. Это называется «где голова, а где жопа», извините меня, пожалуйста. Что за бред?»

- Я безумно любила Полищук, еще когда была молоденькой девочкой и жила в Симферополе, — говорит режиссер Оксана Байрак.  — Она просто бесподобна в фильме Ивана Мыколайчука «Вавилон-ХХ», ну и, конечно же, в картинах «31 июня» и «12 стульев». Я думала: вот стану режиссером и обязательно ее сниму. А когда много лет спустя начала писать сценарий к фильму «Бездельники», роль Министерши сделала под Любовь Григорьевну, чтобы познакомиться с ней, предложить материал и вместе поработать. Мне повезло: мы не только поработали, но и подружились. Полищук оказалась удивительным человеком, потрясающей актрисой, Профессионалом с большой буквы.

Впервые я «живьем» увидела Любовь Григорьевну в Киеве, в бутике одного столичного дизайнера. Это было рано утром. Актрису прямо с самолета привезли в гостиницу, а потом устроили ей шопинг. Я была поражена: думала, что она крупнее. А она оказалась очень высокой, стройной, загорелой. Горделивый поворот ее головы я запомнила навсегда. И еще у нее была завораживающая абсолютно голливудская улыбка. Столько смеха и столько достоинства! Мне безумно нравилось то, что Полищук шутила без улыбки на лице, а уже потом разражалась сумасшедшим смехом. В фильме «Сон в зимнюю ночь» есть сцена застолья, которую снимали в четвертом часу утра. Все были уставшие, у Гафта долго не получалось произнести одну фразу, из-за чего на площадке стоял нервный хохот. Любовь Григорьевна несколько дублей сдерживалась, а потом, чтобы не рассмеяться, схватила со стола жареную курицу и начала ее глодать. Получилось супер! Этот эпизод вошел в фильм, а к актрисе прицепилось прозвище — ревнивая женщина с курицей.

- Любовь Григорьевна была настоящей железной леди, — добавляет Оксана Байрак.  — Всегда повторяла: «Ксюха, я пошла в кадр, следи, чтобы меня не заносило». Изо всех сил пыталась бороться с болезнью. Пару месяцев назад по телефону жаловалась, что безумно обижается на то, что о ней пишут. Мол, Любовь Полищук борется со смертельным недугом. «После таких статей можно ложиться в гроб», — говорила она.

На вопрос «ФАКТОВ»: «Страшно, когда хоронят раньше времени?» — Любовь Полищук ответила: «Я уже прожженная, обо мне всегда много говорили и писали. Но в последнее время ТАКОЕ катают! Оказывается, народ очень любит читать. Все, что обо мне пишут, — БРЭ-Э-ЭХНЯ! Даже если я заболела и у меня проблемы со спиной, кого это интересует? Почему надо меня снимать, именно когда попала в больницу, писать неправду, давать непроверенную информацию? А тут еще боль меня достала, таблетки, препараты всякие… Как прочла, слезы хлынули из глаз. Стало больно за мою маму, которая тоже все ЭТО читает. Она ведь уже в преклонном возрасте и совсем не здорова. Такими статьями можно лишить человека родственников!»

- Любочка — это уникальное явление и яркий талант, — говорит певица Роксана Бабаян, супруга знаменитого актера Михаила Державина.  — Я с ней пересекалась на концертах, на разных площадках, когда мы в «Москонцерте» работали. Она делала очень яркие номера. А потом и ее красота расцвела, и возможности актерские. Полищук могла любую роль сыграть.

Болезнь, которая у нее, имеет цепкие лапы. До нас с Михал Михалычем Державиным доносились отголоски, мы понимали, что Люба страдает, но, к сожалению, в этой ситуации могли только сопереживать. Михал Михалыч о смерти Любы узнал, находясь на гастролях в Баку. Мы много снимались вместе. Теперь Люба обрела покой, а мы будем всегда помнить о ней. Светлая ей память. В каждой следующей жизни человеку дается по его заслугам в предыдущей. Думаю, у Любы все будет в порядке…

В своем последнем интервью «ФАКТАМ» Любовь Полищук призналась: «Если в фильме надо умирать от рака, предпочитаю не сниматься, отказываюсь от роли. Боюсь… »