Події

Идею построить ресторан над московским мостом отверг лидер советской украины владимир щербицкий, заявив: «у нас и под мостами пьяных предостаточно! »

0:00 — 7 грудня 2006 eye 1926

Исполнилось ровно 30 лет со дня открытия первого в бывшем СССР вантового мостового перехода, соединяющего жилмассив Троещина с правобережной частью Киева Московский мост, открытие которого состоялось 3 декабря 1976 года, стал одним из самых красивых в столице. А с инженерной точки зрения — уникальным для бывшего Советского Союза объектом. Еще бы! Он буквально висит над Днепром, на участке в 300 метров ни одной опоры. Их заменяет вышка (пилон) высотой с 35-этажный дом (115 метров). Проезжая часть моста крепится к пилону тросами (вантами). О том, как возникла идея построить столь необычный мост и как она была воплощена, «ФАКТАМ» рассказал профессор Георгий Борисович Фукс. Он возглавлял коллектив инженеров, создавших проект уникального мостового перехода.

«Мост строили пять лет»

- Строительство Московского моста (сначала его называли Северным) было предусмотрено генеральным планом развития Киева, принятым в 1966 году, — говорит профессор Георгий Фукс.  — Одним из пожеланий речников было сделать мост с как можно большим пролетом над серединой реки, чтобы опоры не мешали судам проходить. Мы знали, что, например, в Западной Германии, восстанавливая разрушенные во время войны мосты, отказались от традиционной конструкции и построили вантовые. Но как их увидеть? Мы не могли поехать в капиталистическое государство, ведь жили за «железным занавесом». Выручило то, что в братской Чехословакии, в Братиславе, построили вантовый мост через Дунай. Оформить командировку в социалистическую страну было гораздо проще. Мы побывали там, мост осмотрели, но не воспользовались ни чертежами, ни консультациями чехословацких коллег — разработали проект вместе с московскими учеными.

- Получается, вантовые мосты были тогда на пике инженерной моды?

- Каждый хороший инженер стремится заняться чем-то необычным, тем, чего до него никто не делал. Скажем, французские коллеги недавно построили самый высокий в мире мост, японские — мост с самым большим расстоянием между опорами (1990 метров). Итальянцы проектируют мостовой переход через Мессинский пролив (между материковой частью Италии и островом Сицилия) с висящим пролетом длиной три с половиной километра! Стремление блеснуть впечатляющим сооружением было и у нашего творческого коллектива института «Киевсоюздорпроект». Повезло, что поддержали те, кому предстояло воплотить наши задумки — руководитель мостоотряда N 2 Евгений Родзевич и глава мостостроительного треста Исаак Баренбойм. Но последнее слово было за Москвой. Рассмотрев наш план на выездном заседании, научно-технический совет Министерства транспортного строительства СССР дал добро.

Сооружать мост начали в 1971 году. В течение пяти лет строительство велось круглосуточно в три смены. В любую погоду: и под проливным дождем, и в лютые морозы. Все материалы были изготовлены в СССР, даже не выпускавшиеся до тех пор особые металлические тросы. Строители плели их из металлической проволоки непосредственно возле создававшегося моста, на берегу Днепра. Эти тросы (каждый выдерживает нагрузку в 300 тонн) соединяли в пучки (ванты) по 40 штук в каждом. А пилон, к которому крепятся ванты, мы решили сделать не металлическим, как в Братиславе, а бетонным.

«На пилоне хотели установить ладью»

- Приходилось слышать, что на макушке пилона планировали построить ресторан.

- Такая идея была — по примеру вантового моста в Братиславе, — вспоминает Георгий Борисович.  — Там внутри пилона даже лифты установили. Я видел, как лидер Советской Украины Владимир Щербицкий отреагировал на идею построить ресторан на нашем мосту. Дело было во время одного из его посещений строительства. Кстати, Владимир Васильевич ни разу не приезжал туда специально, однако ежегодно бывал на стройке, причем всегда в дни всесоюзного субботника. Дело в том, что руководство Украинской ССР постоянно проводило субботник в парке Дружбы народов, расположенном возле Московского моста.

Бывало так: Щербицкий с соратниками посадят деревце, посгребают часок-другой прошлогодние листья — и к нам на стройплощадку. В один из таких визитов, когда уже началось возведение пилона, кто-то из свиты предложил: «Давайте устроим ресторан, как в Братиславе». Щербицкий с изумлением посмотрел на говорившего и заявил: «Ну что вы, у нас и под мостами пьяных предостаточно!» Идея ресторана была окончательно отвергнута. Но возникла другая, тоже сомнительная: установить на пилоне скульптурную композицию — ладью с князьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью.

Эта работа известного украинского скульптора Василия Бородая уже стала одним из символов Киева. В начале 1970-х Василий Захарович подарил по небольшому настольному варианту своего произведения Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому. Скульптура им понравилась. А нам было дано указание: установить большую ладью на пилоне. Это высота 35-этажного дома, там постоянно дуют сильные ветры, поэтому надежно закрепить столь крупную скульптуру было бы очень сложно. К тому же снизу ее плохо видно. К счастью, все это понимал один из секретарей Киевского горкома партии Ботвин. Он предложил провести эксперимент и водрузить на пилон фанерный муляж скульптуры. Благодаря этому все смогли воочию убедиться, что от затеи с ладьей следует отказаться. Скульптурную композицию установили на берегу Днепра, в парке возле моста Патона. А на пилоне укреплен выполненный из листовой меди относительно небольшой герб Киева советских времен: лист каштана, лук со стрелой и звезды. Сначала планировалось, что герб покроют позолотой, но руки до этого так и не дошли.

В нижней части пилона есть надпись: «Московский мост. 1976». Первоначально буквы сделали из пенопласта: на что-то более основательное не хватило времени. Их приклеили в ночь накануне открытия моста. Дул сильный ветер, буквы то и дело срывались. Намучились с ними жутко. Со временем их заменили металлическими.

- Мост переименовывали несколько раз…

- Трижды. Вначале прошло наше предложение назвать его Северным. Затем кто-то из партийного начальства добился, чтобы переименовали в мост имени Дружбы народов. Но и эту идею отвергли. Ведь получалось, что бульвар Дружбы народов находится в одном месте, а мост — в другом. За несколько дней до открытия моста нам сообщили, что он будет Московским. Кто придумал это название, мне не известно до сих пор.

Кстати, знаете, почему бульвар, идущий от моста Патона на Печерск, назвали именем Дружбы народов? Предполагали перекинуть арку с таким названием у подножия скульптуры Родины-матери. Камень с соответствующей надписью простоял лет десять. Его убрали, когда было решено установить арку там, где она находится сейчас, — в парке вблизи филармонии.

«Для испытаний задействовали 150 грузовиков с песком»

- Почему по Московскому мосту не пустили метро, как это сделали на Южном мостовом переходе?

- В опорах моста есть большие круглые отверстия,  — отвечает Георгий Фукс.  — Они и ввели непосвященных киевлян в заблуждение: возник слух, что отверстия оставлены для того, чтобы через них прошел тоннель линии метрополитена. На самом деле вопрос о прокладке линии метро по Московскому мосту никогда не ставился. Ведь уже тогда решили пустить метро на жилмассив Троещина по другому мостовому переходу. Его должны были начать строить после открытия движения транспорта по Московскому мосту, но этот план реализуется только сейчас, спустя 30 лет. Вообще, согласно генеральному плану развития Киева, к 2000 году в столице должно было быть семь автомобильных мостов, а есть только четыре — Московский, мост Патона, мост Метро и Южный.

- Кто придумал форму пилона Московского моста, напоминающую букву «Л»?

- Профессор архитектуры Анатолий Добровольский, ныне, к сожалению, покойный. Причем эту работу он выполнил бесплатно. Получилось так: уже упоминавшийся директор мостостроительного треста Исаак Баренбойм 1 сентября повел в школу, в первый класс, своего внука. И случайно встретил Добровольского, который привел сына. Разговорились. Баренбойм рассказал, что в нашем коллективе нет архитектора. Добровольский предложил свою помощь. Но взять его в штат мы не могли: он преподавал в художественном институте, а работать где-либо по совместительству тогда запрещали. Так что за проект пилона Добровольский не получил ни копейки.

- Как проходили испытания моста?

- На его проезжую часть вывели 150 КрАЗов, груженных песком. Давление на мост при этом значительно превысило то, которое бывает при очень интенсивном движении. Испытания продолжались двое суток. На одном из этапов грузовики перепрыгивали через препятствия-трамплины, чтобы раскачать мост. Водители не боялись, некоторые из них даже брали в кабины членов своих семей.

- Наградили ли ваш коллектив за создание новаторского мостового перехода?

- Один зарубежный коллега сказал мне, что на Западе человек, построивший подобный мост, получит столько денег, что хватит до конца жизни. Но мы живем не на Западе, так что вознаграждения не хватило даже на банкет. Мы и строители получили премию за достижения в строительстве и архитектуре Совета Министров Украинской СССР. Разделили ее более чем на тысячу человек, и каждому досталась весьма скромная сумма.

Через пару лет нам заказали проект вантового моста через реку Даугаву в Риге. За выполнение этой работы удостоили Государственной премии СССР. Кстати, мост в Риге тоже назвали Московским. Но сейчас другие времена, и название у него другое…