Кроме того, народные депутаты решили ужесточить порядок регистрации машин, которые перегоняют из-за границы в качестве наследства
Вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) многие украинские автомобилисты ожидают, как праздника. Наконец, втайне надеются водители, ограничения по ввозу в страну подержанных иномарок снимут, а таможенные пошлины снизят до разумного уровня. Ведь сейчас за старый автомобиль иногда приходится платить на границе сумму, превышающую его стоимость за рубежом. Но мечты автолюбителей, похоже, так и останутся мечтами.
Несколько месяцев назад народный депутат Дмитрий Святаш (его имя связывают с одним из крупнейших украинских автотрейдеров, продающим автомобили российских марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, китайские грузовики и многое другое) предложил на рассмотрение Верховной Рады законопроект об увеличении в десятки раз транспортного сбора с владельцев подержанных автомобилей. Одно из обоснований: дескать, старые машины загрязняют окружающую среду. Причем под удар попадали не только древние иномарки, но и советские «Жигули» с «Тавриями», никогда из Украины не выезжавшие. Планировалось, что во время прохождения техосмотра вместо обычных пары десятков гривен транспортного сбора хозяевам таких машин придется оплачивать квитанции с четырехзначными цифрами! Тогда законопроект отклонили, но недавно идея поднять транспортный сбор таки восторжествовала.
В среду Верховная Рада приняла «доработанный» законопроект, согласно которому при первой регистрации в Украине автомобилей старше восьми лет (речь теперь идет исключительно о машинах, ввезенных из-за границы и еще не имеющих украинских номеров) придется, кроме прочих налогов, платить и повышенный транспортный сбор. К примеру, для девятилетнего Opel Astra с мотором 1,6 литра он составит 4800 гривен. Ставка колеблется в зависимости от объема двигателя (от 200 гривен за 100 «кубиков» для авто с мотором объемом 1-1,5 литра до 1000 гривен за 100 «кубиков» для моторов объемом свыше 3,5 литра). Казалось бы, сумма не астрономическая. Но прибавьте к ней пошлину, акциз и НДС — и затея с перегоном подержанного «опелька», купленного в Германии за две-три тысячи евро, станет бессмысленной. Для машин не старше восьми лет транспортный сбор особенно не вырастет. За такой же пригнанный из Германии Opel, только семилетнего возраста, придется выложить всего 112 гривен.
Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, хотя ввоз машин старше восьми лет в Украину по-прежнему запрещен. Ограничение уберут лишь со вступлением нашей страны в ВТО. Так что депутаты, что называется, заблаговременно подстраховали отечественную автопромышленность от наплыва стареньких иномарок из Европы.
Есть в новом законе еще одна норма, которая подпортит жизнь частным автоперегонщикам: изменения, касающиеся порядка ввоза машин, которые передаются гражданам Украины в качестве наследства. Сегодня автомобиль, «завещанный» вам, к примеру, живущей за рубежом бабушкой, разрешается ввозить в страну без уплаты пошлины. Говорят, что этим активно пользовались автоторговцы. Они находили в странах Восточной Европы смертельно больных людей, доживающих последние дни, и предлагали им за вознаграждение фиктивно приобрести автомобиль, чтобы сразу же оформить его в качестве наследства на украинского гражданина — автоперекупщика или его родственника. Теперь эту лазейку перекроют: налогами полученные в наследство автомобили не обложат (хотя повышенный транспортный сбор при первой регистрации заплатить придется), но продавать или передавать по доверенности в течение трех лет запретят. Продажа машины будет разрешена лишь при условии, что владелец заплатит все ввозные налоги на общих основаниях.
Итак, что же принесет украинским автомобилистам вступление Украины в ВТО? Недавние договоренности России, открывшие ей путь во Всемирную торговую организацию, свелись к обещаниям снизить ввозные пошлины на автомобили с 25 до 15 процентов. Но, увы, и этот процесс начнется не ранее чем через четыре года. Причем касаться он будет только машин в возрасте от одного до трех лет. На более подержанные авто и в дальнейшем сохранятся практически запретительные таможенные налоги. Вероятнее всего, нечто похожее ожидает и Украину, которая заявляет о планах по вступлению в ВТО уже в следующем году. Похоже, отечественные автопроизводители сделают все, чтобы не позволить возродиться импорту старых дешевых иномарок. Что ж, с доводами промышленников сложно не согласиться: собственное производство — это и сотни тысяч рабочих мест, и миллиарды налогов в госбюджет. Впрочем, эксперты говорят, что повод для радости у отечественных водителей все-таки есть. Вступление в ВТО по крайней мере защитит Украину от дальнейшего повышения пошлин. А ведь в прошлом году часть парламентариев предлагала поднять их с 25 до 30-35 процентов!