Події

Электронные табло, установленные вдоль магистрали, предупредят водителей, где образовались заторы или ведутся аварийные работы, какими объездными путями лучше воспользоваться

0:00 — 13 грудня 2006 eye 284

На трассе Киев-Борисполь, соединяющей столицу с международным аэропортом, начали монтировать уникальную систему управления транспортом Аналогов новой системе управления транспортом в Украине пока нет, а вот немало мегаполисов в мире уже давно и, главное, эффективно используют подобные технические новшества: «умные» светофоры, камеры видеонаблюдения, световые табло прогноза погоды и состояния дорожного покрытия. В следующем году монтаж аналогичного оборудования планируют начать и на столичных улицах — традиционно сначала в центре города.

«Умный» светофор оснащен специальным датчиком, который подсчитает все проехавшие через перекресток машины

Как уточнили в пресс-службе Министерства транспорта Украины, обустройство электронной системы на Бориспольской трассе ведется за счет государственного бюджета и обойдется казне более чем в 40 миллионов гривен. Аппаратурой оснастят пока только 18 километров скоростной магистрали (допустимая скорость здесь 130 километров в час) — от Харьковской площади на въезде в столицу и до Борисполя. Таким образом, систему как бы презентуют иностранцам, добирающимся из аэропорта в Киев. И хоть монтаж оборудования уже начался, полностью автоматика заработает летом следующего года. Систему испытают, настроят оборудование, построят центр управления, где специалисты будут отслеживать ситуацию на автодороге.

Вдоль 18 километров трассы на опорах уличного освещения должны установить около 20 видеокамер. Под контролем окажется буквально каждый километр. Для удобства водителей по обе стороны магистрали смонтируют электронные табло. Они и будут предупреждать участников движения о ситуации на дороге: где образовались заторы, где ведутся аварийные работы, какими объездными дорогами лучше воспользоваться. Периодически водителям намерены напоминать и об элементарных правилах безопасности: придерживаться безопасной скорости, дистанции.

Сможет система контролировать также состояние дорожного покрытия: для этого в асфальт должны вмонтировать специальные метеостанции. И уже за три часа, скажем, до образования на трассе гололеда надписи на табло предупредят водителей об ухудшении погодных условий, известят о тумане или предстоящем обильном снегопаде. Заодно метеостанции сообщат дорожникам, на какой участок трассы следует обратить особое внимание, помогут подобрать необходимый химический реагент и его количество, чтобы обработать проезжую часть. Летом — в жару — датчики смогут определить участки, где могут образоваться выбоины на раскаленном асфальте, а табло «закроет» такие полосы для проезда грузового транспорта, «подсказав» водителям, где остановиться или как объехать проблемные места.

Подобные системы должны заработать и на столичных улицах. Электронные табло, прежде всего, станут предупреждать водителей, где образовались заторы. А городские перекрестки — практически все — со временем оснастят «умными» светофорами и камерами видеонаблюдения.

- Светофоры у нас повсеместно устаревшие, — признается заместитель главы Киевской горгосадминистрации Иван Салий.  — Их как включили, настроили, так они годами и работают, пока режим снова не поменяют. Такому прибору без разницы, на какой улице больше машин. А вот «умный» светофор оснащен специальным датчиком, который подсчитает все проехавшие через перекресток машины. Тогда светофор автоматически, без помощи специалиста, «решит», как лучше развести транспортные потоки. С помощью такого оборудования можно организовать на городских магистралях «зеленую волну» — автомобили, двигающиеся с определенной скоростью, смогут вообще не останавливаться на перекрестках, проезжая на зеленый свет.

Для обустройства системы управления транспортом городу понадобится как минимум 120 миллионов гривен. Ведь для каждого перекрестка, в зависимости от его сложности, надо подобрать свою компьютерную программу, установить определенное количество камер, светофоров и считывающих датчиков. Затем вывести все это на центральный диспетчерский пункт: операторы будут отслеживать ситуацию практически на всех перекрестках и аварийноопасных магистралях. В случае необходимости диспетчер быстро направит на место милицейский патруль, регулировщиков, «скорую».

«Когда мы внедрим систему, то, надеюсь, хаос с микроавтобусами на улицах закончится»

- Опыт европейских стран подтверждает, что пропускная способность улиц, где установлены подобные системы, возрастает на 25 процентов, — продолжает Иван Салий.  — Одним словом, эффект от «интеллектуальной» автоматики огромен. К примеру, реконструкция Московской площади — со строительством здесь эстакады, «тянет» на 350 миллионов гривен: стоимость таких работ постоянно растет. Но это улучшит ситуацию лишь на одной площади.

К тому же при реконструкции приходится перекладывать коммуникации, решать вопросы землеотвода, что требует времени. К примеру, Подольско-Воскресенский мост буквально «упирается» в Русановские сады — никак не договорятся с владельцами дачных участков. Для расширения Жулянского путепровода на Большой Окружной дороге необходимо снести

30-40 (!) частных домов, а реконструкция Шулявского путепровода над проспектом Победы требует демонтажа строений на территории завода «Большевик».

Пока решаются подобные вопросы, автоматические системы управления смогли бы улучшить ситуацию на городских улицах. К примеру, за границей — при помощи «умных» светофоров создают «зеленую волну» для общественного транспорта: датчики определяют, что к перекрестку приближается автобус, а на машине установлен радиомаячок, и включается зеленый свет. Одновременно диспетчер видит на экране, где находится автобус — с точностью до 20 метров, работает ли он на маршруте и придерживается ли графика. Таким образом система могла бы отслеживать и все маршрутки. Когда мы внедрим ее, то, надеюсь, хаос с микроавтобусами на улицах закончится.

Есть за границей и специальные полосы для общественного транспорта, заезжать туда другие авто не могут. Ну разве что иногда такси или «скорая» с мигалками. У нас такое вряд ли возможно: отличаются и дисциплина водителей, и методы их наказания. Скажем, во многих городах США автобусы, двигающиеся по своей полосе «BUS», оснащены небольшими видеокамерами и снимают все машины, которые мешают им проехать. Затем нарушителям по почте приходят штрафные квитанции.

На столичных перекрестках тоже будут видеокамеры, способные зафиксировать любое нарушение Правил дорожного движения. И если Верховная Рада примет соответствующий закон, то и отечественным водителям штрафные квитанции начнут присылать по почте, прилагая фотодокументы.

Весной следующего года монтаж новой системы начнут на столичной улице Грушевского — летом «умные» светофоры, скорее всего, уже заработают. Затем наступит черед Крещатика, Владимирского спуска и улицы Сагайдачного. Помимо центральной части, в первую очередь автоматическую систему контроля за дорожным движением намерены установить на столичных мостах, главных магистралях города — проспектах Победы, Ватутина, Московском, Столичном шоссе, а также на въездах в Киев.