Політика

Автоматизированная система учета личных данных граждан украины будет содержать «безобидные» сведения

0:00 — 14 грудня 2006 eye 292

В нашей стране планируется создать национальный демографический регистр, который устранит путаницу в многочисленных ведомственных реестрах и картотеках с информацией о гражданах

На последние в этом году пленарные заседания у парламентариев просто-таки наполеоновские планы. Они намерены доработать с учетом пожеланий Президента госбюджет, принять нормативно-правовые акты, необходимые для обретения Украиной членства во Всемирной торговой организации, а также рассмотреть в первом чтении законопроект «О национальном демографическом регистре». По мнению экспертов, первые два пункта в повестке пленарных заседаний могут спровоцировать бурные дебаты в сессионном зале, а вот документ о регистре, который сегодня депутаты будут рассматривать в первом чтении, скорее всего, не вызовет нареканий с их стороны, так как в его разработке участвовали представители всех парламентских фракций. К тому же данный законопроект уже несколько месяцев активно обсуждают специалисты. Согласно выводам большинства из них, в частности ученых Ин-ститута демографии и социсследований НАН Украины, создание регистра способно решить многие социальные проблемы, накопившиеся в обществе.

Картотеки избирателей все еще составляют на базе списков… для получения талонов на сахар, оставшихся с советского времени

Предлагая создать демографический регистр, наши законодатели не стали изобретать велосипед. Отечественный аналог включает в себя инструменты, которыми давно и с успехом пользуются 17 стран Евросоюза. Законопроект предполагает создание в Украине автоматизированной системы учета личных данных граждан. Но не стоит пугаться: сведения о сексуальной ориентации, религиозных убеждениях, расовой принадлежности, здоровье, судимостях и т. п. в регистр вносить не будут. Разработчики законопроекта не ставили перед собой цели установить жесткий тоталитарный контроль над душами обывателей. Речь идет всего лишь о том, чтобы государство могло вести оперативный учет количества населения и его состава. Поэтому в регистр будут включать только данные, касающиеся рождения человека, семейного положения, места проживания и другие «безо-бидные» реквизиты.

На вопрос, для чего все это нужно государству и, собственно, гражданам, есть несколько простых ответов.

Во-первых, именно на основе демографических прогнозов во всем мире планируется развитие национальной экономики, рассчитывается средний показатель внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения и т. п.

Во-вторых, сейчас в Украине функционирует множество узкопрофильных не взаимосвязанных ведомственных регистров и картотек, данные в которых порой не совпадают. Поэтому нам приходится часами выстаивать в очередях за теми или иными справками при оформлении пенсии, получении субсидий и т. д. Мы тратим на все это свои нервы, а государство — тонны бумаги… Общий регистр поможет избежать путаницы в документах, облегчит работу госслужащих, и, что не менее важно, украинцы забудут о длинных очередях в кабинеты бюрократов.

В-третьих, со временем с помощью регистра и вовсе можно будет отказаться от безусловно важной, но дорогостоящей и гро-

моздкой процедуры переписи населения. Как это в свое время сделали Дания, Швеция, Голландия и Финляндия. Теперь благодаря своим регистрам в этих странах демографическая картина видна в режиме онлайн.

И наконец, в-четвертых. С созданием регистра политики перестанут спекулировать на том, честно или нет составлены списки избирателей. Как утверждают эксперты, в некоторых регионах эти документы базируются… еще на списках для получения талонов на сахар, сос-тавленных в советское время!

Аргументируя необходимость создания регистра, народный депутат Украины Анатолий Семинога сказал: «Компьютерные базы различных учреждений в Украине разрозненны. Они не дают возможности объективно ответить на вопросы, касающиеся учета граждан. До сих пор у нас существуют расхождения в статистических данных даже относительно количества жителей страны. По одним сведениям их 49 миллионов, по другим — совсем иная цифра. Кроме того, постоянно возникают проблемы с реестром избирателей».

К слову, создание украинской версии регистра полностью соответствует международным обязательствам нашей страны по борьбе с терроризмом, незаконной миграцией и организованной преступностью. Ведь не секрет, что через Украину проходят пути нелегалов, следующих в Евросоюз. Поэтому четкий учет граждан, прибывающих на нашу территорию, улучшит криминогенную обстановку в стране.

Для создания регистра дополнительные средства выделять из бюджета не нужно

Скользкий вопрос, кому должно быть отдано право ведения демографического учета, не вызвал разногласий среди авторов документа: выполнять эту миссию предложено Министерству внутренних дел Украины. В таком случае деньги налогоплательщиков можно сэкономить. Дело в том, что при МВД уже функционирует Государственный центр персонализации документов. Он занимается получением и обработкой информации об идентификационных документах, а также их изготовлением высокотехнологичным способом: личные данные о гражданах наносятся методом лазерного гравирования по поликарбонатной странице (пластиковой карточке). Как рассказал директор центра Юрий Стусь, таким образом делают водительские удостоверения и технические паспорта транспортных средств. Подобную технологию планируется использовать и при печати документов регистра, что лишит аферистов возможности подделывать паспорта, удостоверения и пр. По словам Юрия Стуся, технология позволяет в цифровом виде наносить на пластиковую карточку фото, подпись и биометрические данные человека. Следует также отметить, что центр создан в рамках реализации Единой государственной автоматизированной паспортной системы (ЕГАПС).

Как сообщил «ФАКТАМ» народный депутат Василий Грицак, первая очередь ЕГАПС уже действует. Ее запуск обошелся Украине в 85 миллионов гривен. На базе ЕГАПС создается также Государственная информационная система регистрационного учета физлиц и их документирования (ГИС). Деньги, выделяемые из бюджета для ГИС, разработчики законопроекта и предлагают использовать для создания регистра.

Кстати, когда внесением информации о владельце в бланк документа занимались структуры, неподотчетные МВД, это зачастую заканчивалось скандалом. Свежий пример — на днях ряд газет обнародовали информацию, что в сентябре 2006 года из-за халатности прежнего руководства полиграфкомбинат «Украина» поставил на поток изготовление загранпаспортов, не соответствующих утвержденным стандартам. По состоянию на середину ноября наши соотечественники получили в общей сложности 85 тысяч таких документов. Все они имели одну изюминку: на компьютерных терминалах таможенных переходов информация с них не считывалась. Поэтому нынешнему руководству полиграфкомбината сейчас приходится исправлять ситуацию.