Події

«больше месяца мы жили в лесу, время от времени натыкаясь на тело нашего товарища, до смерти забитого проводниками», — говорят граждане индии, заплатившие от 11 до 17 тысяч долларов за переправку в западную европу

0:00 — 21 грудня 2006 eye 208

По словам правоохранителей, нелегальные маршруты на Запад усеяны трупами молодых людей из стран Юго-Восточной Азии

Пятеро смуглых парней, послушно сложив руки на коленях, сидят в помещении УВД в Закарпатской области. Самому старшему из них 32 года, двум младшим — всего 17 и 18, в этом году они закончили десятый класс в своем родном штате Пенджаб (Индия) и выглядят еще детьми. В глазах — смешанное чувство неловкости и страха, которое лишь усиливается, когда я достаю диктофон. Однако слова переводчика, что бояться нечего, немного подбадривают ребят, и они начинают говорить.

«Нас кормили один раз в день, а перед отправкой перестали давать даже воду»

- У себя на родине я занимался сельским хозяйством, — рассказывает старший из индийцев Амрик.  — Денег на этом не заработаешь, а найти другую работу в нашем селе невозможно. Поэтому родители на семейном совете решили отправить меня в Западную Европу. В начале июля агент из соседнего города принес заграничный паспорт с бизнес-визой в Россию, после чего я заплатил ему 11 тысяч долларов, собранных родственниками. За эти деньги меня обязались доставить в Италию или Испанию.

После перелета Дели-Москва в аэропорту меня встретил пакистанец Сикандер и отвез в свой загородный дом, где находились еще 27 индийцев. Скоро к нам присоединились восемь вьетнамцев. Мы прожили здесь немногим больше недели. Кормили нас очень плохо и лишь раз в день, однажды дали по горсти сырого риса. Сутки перед отправкой вообще не давали ни есть, ни пить, чтобы в дороге, как объяснил Сикандер, не хотелось в туалет.

15 июля нас «упаковали» в микроавтобус и повезли в сторону Украины. Ехали в страшной давке 21 час, наконец остановились в лесу на берегу реки. Там группу передали четырем мужчинам славянской внешности, как я понял из разговора, украинцам. На резиновой лодке нас в три захода переправили на противоположный берег и стали заталкивать в микроавтобус (как установили правоохранители, девятиместный(!) УАЗ-452, прозванный в народе «таблеткой».  — Авт. ). 36 человек разместились в салоне, кто как смог — полулежа, на корточках, стоя на одной ноге. Микроавтобус в сопровождении легковушки двинулся куда-то по грунтовой дороге. Солнце припекало, в закрытом салоне нечем было дышать. Мы просили дать воды, в ответ водитель и его напарник потребовали денег. Еще перед переправой через реку всю нашу группу тщательно обыскали. Проверяли даже швы на брюках, и у кого нашли 20 или 50 долларов, отобрали. Услышав, что денег нет, водитель отвечал: «No money — no water» (»Нет денег — нет воды».  — Авт. ). Через несколько часов езды по сплошным колдобинам люди стали просить остановиться хоть на минуту, чтобы подышать свежим воздухом. Напарник водителя оборачивался и бил таких по голове бейсбольной битой.

Вечером микроавтобус остановился в лесу, сопровождавшая его легковушка сразу уехала, а водитель с напарником стали выбрасывать нас за шиворот из салона. От истощения и резкого доступа свежего воздуха пять человек потеряли сознание, и проводники пинками стали приводить их в чувство, заставляя идти: «Go! Go! Go!» Один из индийцев, Сиквант, присел на корточки, чтобы отдышаться. Водитель с напарником стали избивать его ногами, после чего приказали четырем вьетнамцам взять Сикванта за руки и ноги и бегом нести в лес. Те пробежали около 30 метров и положили Сикванта на землю — он был мертв…

Проводники накрыли тело какой-то тряпкой и погнали нас дальше. Вскоре мы остановились на поляне. Водитель с напарником ушли, пообещав, что скоро придут за телом Сикванта и отвезут его в больницу. Но никто за ним не вернулся…

В этом лесу на голой земле мы провели больше месяца. Какие-то люди раз в день приносили еду — хлеб и воду. А мертвый Сиквант так и лежал в нескольких сотнях метров от нашей стоянки. Время от времени, разыскивая ягоды и воду, мы натыкались на него и видели, как по нему ползают черви и мухи. Предать тело огню, как того требует наша религия, мы не могли, чтобы клубы дыма не выдали группу. Не было и лопаты, чтобы хотя бы закопать его… А ведь Сикванту было всего 32 года! По дороге из Москвы он рассказывал о своей жене и двух детях, о небольшом продуктовом магазине, который пришлось продать, чтобы заплатить за поездку в Европу…

Через месяц и восемь дней нас на грузовике отправили в Закарпатскую область и, разделив на группы, повели к границе. Меня задержали уже при пересечении контрольно-следовой полосы, нескольких человек — в Словакии, кому-то, наверное, удалось пройти дальше.

Останки Сикванта нашли в лесном массиве в Киевской области. Отдельные фрагменты тела уже растащили дикие звери. Погибшего опознали по кроссовкам и полуистлевшей одежде. Круг подозреваемых, причастных к гибели нелегала, уже установлен, подробности преступления изучают сотрудники отдела по борьбе с незаконной миграцией Департамента по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, МВД Украины.

«Когда спецназовцы вошли в подвал, где вымогатели удерживали нелегалов, те были готовы целовать им сапоги»

- Главная цель нашего подразделения — ликвидация каналов нелегальной миграции, — рассказывает начальник отдела по борьбе с незаконной миграцией Сергей Ксензов.  — Однако параллельно мы документируем и преступления, которые совершаются против самих нелегалов. Тот, кто хоть немного знаком с проблемой нелегальной миграции, знает, что по дороге на Запад проводники запросто могут ограбить своих подопечных, бросить больных на обочине, а иногда даже убить. Когда в прошлом году создавалось наше подразделение, тогдашний замминистра МВД Геннадий Москаль сказал, что если этими преступлениями не займется милиция, то ими не будет заниматься никто.

Мы начали работу с пункта для содержания нелегальных мигрантов в Павшино (Мукачевский район Закарпатской области). Обращались с задержанными по-человечески, и они друг за другом стали рассказывать: «Меня по дороге ограбили, а моего спутника ударили так, что глаз вытек. Я видел, как проводники убили индуса, и могу показать место… » Это огромный криминальный пласт, к которому еще никто серьезно не подступал! Украина уже более десяти лет является транзитной территорией для сотен тысяч мигрантов, и за все это время не вынесено ни одного приговора за преступления, совершенные против них. Хотя к нелегалам порой относятся так, словно они и не люди вовсе.

В 2004 году в Киеве обезвредили преступную группу, которая удерживала в заложниках граждан Китая, требуя по телефону у их родственников деньги за освобождение. Во время задержания преступники оказали сопротивление, отстреливались. После завершения операции спецназовцы обнаружили в подвальном помещении прикованных к батареям китайцев, на полу — лужи крови. Было видно, что человека ставили к стене и стреляли из пистолета, стремясь попасть вокруг его головы. Тут же нашли и списки из 600 человек. Те, чьи родственники перевели вымогателям деньги, были вычеркнуты. Когда спецназовцы вошли в подвал, заложники были готовы сапоги им целовать за свое освобождение.

- Я прекрасно знаю, что приходится переносить моим землякам по дороге в Евросоюз, поскольку сам более десяти лет назад тоже пытался попасть туда,  — говорит переводчик Шом.  — Но затем решил остаться в Украине, даже получил здесь гражданство. Переправка стоит до 17 тысяч долларов — родители кандидатов на поездку продают землю и дома, некоторым помогают устроившиеся на Западе родственники. Никто из нелегалов даже не подозревает о тех опасностях, с которыми им придется столкнуться. Агенты, берущие с них деньги, об этом не говорят, обещая доставить в конечный пункт назначения максимум за несколько дней. А непосредственно перед поездкой дают жесткие инструкции: при задержании милицией или пограничниками молчать, ни в коем случае не называть свою настоящую фамилию и адрес.

Я разговаривал со многими нелегалами, которых поймали на границе и возвращали назад через посольство в Киеве. Чтобы описать, что они пережили, не хватило бы и книги. Группу индийцев и бенгальцев (жителей Бангладеш.  — Авт. ) везли в грузовике, присыпав картошкой. Прогнившие доски кузова не выдержали, три человека выпали на дорогу под колеса и погибли. Их просто отнесли в лесополосу, прикрыли ветками и поехали дальше. Одного из нелегалов, который не смог бежать при пересечении границы, проводники столкнули в пропасть. Не хотели, чтобы остался в живых и в случае задержания рассказал, кто и как его вел. Агент, организовавший переправку, позже сказал родителям, что сын благополучно доехал в Италию, нашел себе белую женщину, а о родных забыл…

«Хозяин полтора года не выпускал меня на улицу, опасаясь, что я расскажу милиции, как он убил индийца… »

По словам правоохранителей, серьезной опасности подвергается едва ли не каждый пятый нелегал, пытающийся попасть на Запад через территорию России и Украины. Проводники могут без причины избить несчастных до полусмерти и даже убить. И это не считая таких «мелочей», как грабеж и издевательства, через которые проходит каждый. Но нелегалы опасаются говорить об этом, а тем более официально давать показания.

Один из тех, кто не побоялся, — 22-летний Амар из города Гурдаспур (индийский штат Пенджаб). Агент, которому заплатили 12 тысяч долларов, гарантировал, что доставит молодого парня из Индии в Италию за 24 часа, в результате Амар застрял в Украине на целых три года. За это время он несколько раз становился заложником.

- Я вылетел из Дели в Москву летом 2003 года, — говорит Амар.  — Агент обещал в тот же день посадить меня на самолет «Москва-Рим», однако планы почему-то резко поменялись — надо было ожидать, пока сформируется группа, и добираться в Италию наземным путем через Украину и Словакию. Несколько месяцев я жил под Москвой, пока проводники не собрали 20 индийцев, пакистанцев и бенгальцев. Затем нас переправили в столицу Украины и снова приказали ждать. В Киеве меня захватили афганцы, занимающиеся здесь бизнесом, и месяц держали в своей квартире, требуя выкуп. Меня случайно освободил «Беркут», проводивший «отработку» микрорайона. Я сразу позвонил родителям, и те связались с агентом, который прислал за мной человека.

Через несколько недель нашу группу из 15 нелегалов отправили во Львовскую область. Хозяин, у которого мы остановились, целую неделю почти ничего не давал нам есть, наверное, ему за нас не заплатили. Один из индийцев, 23-летний Бента, заболел — у него под рукой образовался огромный нарыв. Сначала Бента просил отвезти его в Киев: увидев, как с нами обращаются, он передумал идти на Запад и хотел вернуться домой. Когда же ему грубо отказали, попросил, чтобы хотя бы позвали врача. В ответ хозяин сильно ударил Бенту кулаком в голову… Через несколько недель несчастный умер. Тело хозяин куда-то увез на своей машине.

Из всех нелегалов смерть Бенты видел только я, поэтому, когда группу отправляли в Закарпатье, хозяин решил меня оставить. Боялся, что выдам его милиции. Я прожил на мансарде дома полтора года. Готовил другим нелегалам еду, убирал за ними. Сбежать было невозможно, да и куда? Летом этого года хозяин отвез меня в соседний дом присматривать за группой пакистанцев. Когда приехали проводники, я вместе со всеми незаметно сел в машину и уехал в Закарпатье. При пересечении украинско-словацкой границы меня задержали и доставили в Павшино. Отсюда я наконец смог позвонить родителям и рассказать, где был все это время. Они уже и не надеялись услышать мой голос.

Полторы недели назад в Ужгороде нашли больного истощенного индийца. Юноше повезло, его хотя бы привезли к больнице. А скольких нелегалов оставляют умирать без медицинской помощи? В прошлом году «ФАКТЫ» рассказывали о трех индийцах, ночью брошенных проводником в лесу на морозе. Двое из них погибли. Каждую весну в приграничных лесах местные жители и пограничники находят полуистлевшие и растерзанные зверями останки нелегалов. Проводить экспертизу, чтобы установить, насильственной ли была смерть, милиция не спешит (не секрет, что отдельные стражи порядка и сами замешаны в транспортировке нелегалов, о чем свидетельствуют приговоры судов). По словам правоохранителей, нелегальные маршруты на Запад просто усеяны трупами молодых людей из стран Юго-Восточной Азии…

P. S. Тело Бенты обнаружили в лесополосе в какой-то сотне километров от памятного знака «Центр Европы» (Раховский район Закарпатья), куда молодой индиец так стремился. В милиции труп числился как неопознанный, его давно похоронили. Амар узнал Бенту по татуировке, когда ему показали фотографии. Личность человека, по вине которого умер индиец, установлена, он находится в розыске.