Ровно 40 лет тому назад, в новогоднюю ночь 1967 года, на Буковине родился легендарный украинский ансамбль, основанный Левком Дуткивским С приближением Нового года Левко Дуткивский вспоминает то далекое время, когда он создал свою «Смерiчку». Тогда это был один из первых в Советском Союзе коллективов, который играл новую, в стиле биг-бит, музыку с использованием электроинструментов. Позже журналисты напишут, что в 1967 году в буковинском городке Выжница родились украинские «Битлз». Звездное время ансамбля приходится на начало 70-х годов, когда его солистами были Василий Зинкевич и Назарий Яремчук. Красивые и талантливые парни, хитовые песни, многотысячные залы и стадионы, участие в самых престижных передачах Центрального телевидения и, конечно же, миллионы поклонников. «Смерiчка» действительно родилась под счастливой новогодней звездой. И неудивительно, что именно в этот коллектив Владимир Ивасюк принес свои первые песни. «Червона рута» стала суперхитом на территории всего Советского Союза благодаря ансамблю, которым руководил Дуткивский.
- Я создавал «Смерiчку» как группу, которая играла в стиле биг-бит, — рассказывает народный артист Украины Левко Дуткивский, который живет в Черновцах. — Такой стиль был новым для Советского Союза, а вот в мире — уже довольно популярным. А поскольку я интересовался западной музыкой, то решил создать что-то подобное «Битлз» и «Роллинг Стоунз» у нас. В 1966 году я работал в Выжнице в районном Доме культуры. Как-то, побывав на танцах, увидел такую картину: на сцене баянист играл «Черемшину», а молодежь скучала в зале. Это было настолько грустно, что я решил предложить молодежи что-то свежее и интересное.
Набрал коллектив в основном из студентов Выжницкого училища прикладного искусства, сам сделал две электрогитары, достал ударную установку, саксофон, усилители. И на октябрьские праздники мы впервые заиграли на танцах песни из репертуара «Роллинг Стоунз», «Битлз», Луи Армстронга, Элвиса Пресли Уже на следующий день мы стали для Выжницы настоящими королями музыки. А вскоре слава о нашей биг-бит группе разошлась далеко за пределы города. На танцы в Выжницу молодежь приезжала даже из Черновцов! Приближался новый 1967 год. И я написал песню «Сніжинки падають». Как только часы пробили двенадцать, на танцах в Доме культуры зазвучали «Сніжинки». Молодежь была в восторге! После такого успеха понял: хватит копировать западную музыку, надо делать что-то свое. Тогда же подумал, что коллективу надо дать название. Взглянув на новогоднюю елку, вспомнил, что карпатская елка — это «смерiчка». Значит, группа будет «Смерiчкой».
- Наверное, и первый концерт «Смерiчки» был таким же успешным?
Как только прозвучала наша рок-композиция, зал буквально взревел. Комсомольские работники не могли понять, что происходит. Зато быстро сориентировались, что надо делать. На сцене выключили свет, опустился занавес. В Выжницу мы вернулись удрученными, думали, что «Смерiчки» больше не будет. Но уже на следующий день я сказал себе: «Нет, будет!» И написал письмо министру культуры СССР Екатерине Фурцевой: мол, я, Левко Дуткивский, создал в горном городке эстрадный ансамбль, но нигде не могу достать электрогитары, помогите. Адресовал просто: «Москва. Кремль. Фурцевой». Через две недели мне пришла телеграмма о том, что с одной заграничной выставки нам высылают электрогитары, и был дописан точный адрес министерства культуры. Мы получили инструменты, и у «Смерiчки» началась новая жизнь.
- А довелось вам познакомиться с Фурцевой лично?
- Да, это было в 1975 году на правительственном банкете, куда были приглашены Борис Шарварко, Константин Огневой, Юрий Гуляев, Клавдия Шульженко, Юрий Богатиков Я сидел рядом с Муслимом Магомаевым. Слово взяла Екатерина Фурцева и сказала: «Я хочу выпить за двух самых лучших художественных руководителей советской эстрады». И попросила подняться меня и Мирабова, руководителя оркестра Муслима Магомаева. После банкета я, конечно, подошел к министру и поблагодарил за гитары. А она тут же взяла со стола салфетку, протянула мне и говорит: «Быстро пишите, что вам еще нужно».
- Левко Тарасович, помните, как в ансамбль пришли Зинкевич и Яремчук?
- Первым в конце 1968 года пришел Зинкевич. Вася учился в училище прикладного искусства, а когда создавался ансамбль, служил в армии. Как-то тогдашний руководитель известного ныне танцевального коллектива «Смеречина» Валерий Васьков сказал мне: «Скоро из армии вернется в училище один парень — Вася Зинкевич, он хорошо танцует, но может и спеть». Помню, Зинкевич пришел ко мне в военной форме. И когда запел, я понял, что придется с ним долго заниматься, ведь его голос не был тренирован. Спустя годы он, бывало, шутил: «Зачем ты меня в это втянул?»
А Назарий Яремчук в те годы учился в Выжнице на курсах водителей и собирался идти в армию. Как-то на репетиции «Смерiчки» в зале сидел Назарий, и Зинкевич попросил меня его послушать. Голос Яремчука мне понравился.
- Владимир Ивасюк признавался, что свои первые песни, в том числе и «Червону руту», он принес в «Смерiчку». С Ивасюком вы были друзьями?
- Он первым назвал меня своим другом. Мы познакомились весной 1968 года на Черновицком телевидении. Первое, что меня поразило в Володе, это его небесно-синие глаза. Он представился, сказал, что поет с ансамблем в Черновцах на танцах и хотел бы для своего репертуара взять ноты моей песни «Бажання». А вскоре дал мне свою новую песню «Мила моя», известную украинскому слушателю под названием «Я піду в далекі гори». Ее, конечно же, понесли в мир Яремчук и Зинкевич, как потом и «Червону руту». Володя Ивасюк был прекрасным человеком, у нас с ним никогда не было недоразумений — ни творческих, ни личных. И когда он писал свои песни, сначала всегда показывал их мне.
- А как относились к «Смерiчке» партийные руководители?
- Некоторые партийцы и комсомольцы нас даже любили. Зато коллеги по сцене завидовали. Помню, когда на одном из концертов солисты «Смерiчки» вышли на сцену в красных стилизованных костюмах и спели «Червону руту», один известный украинский композитор сказал, что красный цвет любят дураки, а наши песни — это елочные игрушки из мыльных пузырьков. Я хотел парировать: «А какой же цвет имеет флаг Советского Союза?» Но Володя Ивасюк удержал меня от конфликта.
- Можете вспомнить первый большой успех ансамбля?
- Золотая медаль на республиканском конкурсе в 1970 году. Хотя до того мы часто выступали на телевидении, наши песни «Горянка», «У Карпатах ходить осчнь», «Якщо мине любов» звучали по радио . Мы стали известными еще до «Червоной руты». Поэтому, когда в 1972 году Александр Масляков снимал в Черновцах передачу «Алло, мы ищем таланты», режиссеры программы сами приехали за нами в Выжницу. После выступления «Смерiчки» Масляков взял интервью у Ивасюка, а потом, уже вне конкурса, Яремчук и Зинкевич спели «Червону руту». Передача шла в прямом эфире, и «Смерiчка» настолько очаровала руководство Центрального телевидения, что оно даже разрешило на 15 минут задержать программу «Время». Это был прецедент!
- Но впервые на весь Союз «Червона рута», кажется, прозвучала в Москве на телефестивале «Песня-71»?
- Сначала на «Песню-71» пригласили всю «Смерiчку». Но потом мне сказали, что поедут только солисты. Яремчук и Зинкевич должны были петь «Червону руту», а автор песни Ивасюк — сидеть в зале. Я не на шутку перепугался: такое серьезное выступление, а если ребята под оркестр Юрия Силантьева не вовремя вступят или просто растеряются? А фестиваль шел в прямом эфире! И я попросил Володю, чтобы он спел с Василием и Назарием. Выступление прошло на ура! «Смерiчка» стала популярной на весь Союз. И на следующий год нас снова пригласили на «Песню-72», уже с моим произведением «Незрівнянний світ краси». Но я настоял, чтобы звучала песня Ивасюка «Водограй». Помню, после выступления «Смерiчки» Володя Ивасюк подошел ко мне с сувенирным фортепиано и сказал: «Левко, эта награда должна была быть твоей». «Ничего, у меня все еще впереди», — ответил я.
На следующий день в Москве «Смерiчку» и белорусских «Песняров» пригласили дать большой концерт в Колонном зале. Кстати, за дружеским ужином Владимир Мулявин посоветовал мне перейти с ансамблем на профессиональную сцену. И с 1973 года «Смерiчка» начала работать при Черновицкой филармонии. Не буду говорить, сколько денег ансамбль приносил государству своими выступлениями. Ведь с гастролями мы объездили весь Советский Союз! Концерты «Смерiчки» собирали супераншлаги. В Таллине на Певческом поле выступали перед 40-тысячной публикой. В 1975 году в Карпаты приехала съемочная группа из Эстонии и сняла картину «ПоЁт «Смерiчка» (ее, кажется, один раз показали по Центральному телевидению, а потом запретили). К слову, киноленту закупили 16 стран мира. А Украина до сих пор не выкупила у эстонцев права на этот фильм.
- В одном из своих интервью Юрий Рыбчинский сказал: «Такого дуэта, как Яремчук и Зинкевич, на украинской эстраде не было, нет и не будет»
- Правильно сказал. Назарий и Василий — уникальный дуэт, они очень удачно дополняли друг друга.
- Но почему дуэт распался?
- Ребятам стало тесно в одном ансамбле, каждый хотел быть главной звездой В те годы слава «Смерiчки» не нравилась отдельным чиновникам. Мне говорили: «Ансамбль не может быть популярным. Популярными могут быть партия и Брежнев». Первым в 1975 году «Смерiчку» оставил Василий Зинкевич, а потом и мы с Назарием. Но вскоре Назарию Яремчуку предложили жилье, и он вернулся в ансамбль.
- А позже произошло еще одно печальное событие — умер ваш друг Владимир Ивасюк
- Мне позвонил отец Володи: «Левко, Володи больше нет Скажи всем». И заплакал Мы с Назаром, Василием Стриховичем и писателем Анатолием Крымом ездили на похороны во Львов. Правда, когда просили у областного партийного руководства машину, нам сказали: «Мы вам не советуем быть на этих похоронах», и даже запретили везти траурные венки от филармонии и телевидения. Но мы все-таки заказали венки.
- Левко Тарасович, но потом вы все же вернулись в «Смерiчку»?
- Назар все время просил меня об этом. Ведь в те годы «Смерiчка» уже утратила популярность, а я работал звукорежиссером на телевидении. И в 1979 году я сделал новую «Смерiчку», взял еще Виктора Морозова, Павла Дворского. Это было второе дыхание ансамбля. Мы снова удивили зрителей — новыми костюмами от Аллы Дуткивской, песнями, лазерно-световым шоу Снова начались выступления в Москве. Но однажды «Смерiчка» появилась в эфире украинского телевидения с новой программой, где Назарий Яремчук пел рок-н-ролл. После этого, по указанию ЦК КПУ, на телевидении провели закрытое партсобрание. И началась травля «Смерiчки», мне «шили» национализм Представляете, здесь, в Украине, нас заставляли петь песни типа «Мой адрес — Советский Союз», а в Москве говорили: «Этого нам не нужно, пойте свое, карпатское».
В 1982 году я оставил «Смерiчку» навсегда. Но это уже отдельная тема для разговора, болезненная для меня А ансамблем начал руководить Назарий Яремчук. Состав «Смерiчки» постоянно менялся, и постепенно она превратилась просто в аккомпанирующую Назарию группу. А я в 1985 году создал свой коллектив и взял солистом Иво Бобула, написал для него несколько песен, среди которых «Зоряна ніч», «Якщо любиш, кохай» Потом у меня был другой эстрадный коллектив из молодых исполнителей
- За современной эстрадой следите?
- И удивляюсь: ведь при Советском Союзе невесть кого на сцену не выпускали. Конечно, меняется время, музыкальные вкусы. Но, думаю, многих современных исполнителей и молодежь слушать не хочет. Хотя таланты есть.
- А «Смерiчка» для вас уже в прошлом?
- К сожалению Ведь «Смерiчка» — это не только название, это, прежде всего, люди, многих из которых уже нет. И не может быть второй «Смерiчки», как и вторых «Битлз». Это уже воспоминание, моя молодость, моя жизнь. И уже легенда