Події

«укрзалiзниця» планирует в течение трех-четырех лет приобрести десятки тысяч новых вагонов

0:00 — 27 грудня 2006 eye 196

Благодаря применению лизинговой схемы уже в следующем году на рельсы будет поставлено втрое больше новых пассажирских вагонов, чем в нынешнем

Железные дороги Украины уже давно испытывают проблемы с подвижным составом. Большая часть вагонов досталась «Укрзалiзницi» еще от Советского Союза и к настоящему времени почти выработала свой ресурс. На сегодняшний день изношенность украинского вагонного парка составляет 60-70 процентов.

Настоящий прорыв ожидается в сфере грузовых перевозок

Специалисты понимают, что если в ближайшее время не переломить ситуацию и не наладить поставку новых вагонов, железные дороги могут столкнуться с большими трудностями. Поэтому руководство «Укрзалiзницi» изыскивает способы, которые позволили бы решить проблему.

Понятно, что денег на то, чтобы просто закупить вагоны, у железнодорожников нет. На это нужны миллиарды гривен, тогда как, например, пассажирские перевозки у нас в стране убыточны. Да и грузовые не приносят достаточных для таких закупок доходов. Получить кредит на значительную сумму тоже довольно сложно.

Однако «Укрзалiзниця» все же нашла способ, который позволит в течение ближайших лет радикально изменить ситуацию на железных дорогах Украины. Со следующего года она приступает к осуществлению широкомасштабной программы приобретения железнодорожных вагонов в лизинг.

Такая система покупки дорогостоящего оборудования распространена во всем мире. Однако в Украине она пока применяется недостаточно широко. Лизинг представляет собой долгосрочную финансовую аренду (на срок от года до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. При этом предусматривается, что по окончании срока действия договора арендатор получает возможность выкупить объект аренды в собственность по заранее установленной цене.

Благодаря применению лизинговой схемы «Укрзалiзниця» намерена уже в следующем году поставить на рельсы втрое больше новых пассажирских вагонов, чем в нынешнем. Если в 2006 году железным дорогам Украины удалось закупить 61 вагон, то в будущем подвижной состав пополнится 200 единицами.

Настоящий прорыв ожидается и в сфере грузовых перевозок. В лизинг планируется взять 15 тысяч дефицитных полувагонов — 5 тысяч до конца 2006 года и 10 тысяч в следующем году. При таких темпах закупок уже через три-четыре года «Укрзалiзниця» сможет прийти к оптимальному уровню состояния грузового парка.

«Особенно остро стоит вопрос нехватки подвижного состава в секторе пригородного сообщения»

О том, почему железнодорожники выбрали именно лизинговую схему приобретения вагонов, рассказал заместитель генерального директора «Укрзалiзницi» Николай Сергиенко:

- Надо отметить, что такой способ приобретения вагонов, как лизинг, «Укрзалiзниця» применяет впервые. Да и вообще в нашей стране он используется недавно — всего один-два года. Между тем мы считаем, что у лизинга в Украине большое будущее. Об этом свидетельствует, например, опыт России, где железные дороги приобретают подвижной состав по лизингу с 2003 года. На сегодняшний день по такой схеме закупается около 80 процентов нового подвижного состава.

Почему мы тоже решили выбрать лизинг? Прежде всего, он дает нам право приобретать подвижной состав без залога. Ведь банк, предоставляя кредит, требует залог. А что может быть залогом? Имущество железных дорог: запасные части, подвижной cостав. Причем требуют залог в трехкратном размере. На это «Укрзалiзниця» пойти не может.

Кроме того, у «Укрзалiзницi» есть еще старые долговые обязательства, которые нужно погашать, а также уплачивать по ним проценты. Это отнимает у железнодорожников существенные средства. В такой ситуации накапливать новые долги неприемлемо. Да и объемы закупок, которые можно обеспечить за счет кредитов, несопоставимы с потребностями железных дорог как в грузовых, так и в пассажирских вагонах. Особенно остро стоит вопрос нехватки подвижного состава в секторе пригородного сообщения. Там технический парк исчерпал все запасы прочности.

Планы «Укрзалiзницi» по модернизации своего парка вагонов настолько грандиозны, что появились сомнения в том, что отечественная промышленность способна справиться с такими объемами производства. Поэтому, если окажется, что отечественные заводы не смогут удовлетворить спрос, придется обращаться к иностранным, прежде всего российским, производителям.

Впрочем, генеральный директор «Укрзалiзницi» Владимир Козак надеется на то, что сотрудничество с украинскими вагоностроителями окажется плодотворным:

- Дай Бог, чтобы наша промышленность смогла обеспечить нас тем подвижным составом, который мы запросим. Хотя в последнее время мы наблюдаем, что отечественные производители, особенно вагоностроители, поворачиваются спиной к проблемам железнодорожного транспорта. И я думаю, что это проблема не только наша, но и в целом промышленного комплекса страны.

На сегодняшний день «Укрзалiзниця» уже осуществила первые закупки вагонов по лизингу. Поставщик был определен путем открытого конкурса. Им стало ОАО «Укртранслизинг», предложившее наиболее выгодные условия поставки. Новая техника поступит на Донецкую и Приднепровскую железные дороги.

Надо сказать, что лизинговая схема закупок выгодна не только железнодорожникам, но и поставщикам. Ведь на приобретение нового подвижного состава «Укрзалiзниця» выделяет огромные деньги. Только в нынешнем году на эти цели будет истрачено 1 миллиард 200 миллионов гривен. А в 2007 году — 5 миллиардов гривен.

Глава правления ОАО «Укртранслизинг» Сергей Васютин считает, что новая программа позволит дать толчок развитию украинского машиностроения и железнодорожного транспорта:

- На сегодняшний день заказами «Укрзалiзницi» мы обеспечиваем стопроцентную загрузку мощностей Днепропетровского электровозостроительного завода. Также подписаны контракты с украинскими и российскими производителями на поставку в 2007 году 14 тысяч полувагонов. А если дороги в 2007 году освободятся от затрат на приобретение полувагонов, электровозов, пассажирских вагонов, то у них появятся дополнительные ресурсы для того, чтобы решить свои насущные вопросы: привести в порядок верхние строения пути, увеличить скорость поездов. Я думаю, что эта программа даст возможность железным дорогам системно перевооружиться и предложить своим клиентам услуги принципиально нового качества.