Хирургический шов на застежке-молнии пострадавший сможет наложить себе самостоятельно

0:00 — 29 грудня 2006 eye 2718

Свое запатентованное изобретение 39-летний полтавчанин Виталий Запека хочет внедрить в Украине, но пока им интересуются только зарубежные фирмы

Представьте себе пластиковый механизм, застегивающийся на молнию-бегунок. Именно так можно будет со временем (очень хочется в это верить!) заживлять края ран. Вжи-и-и-к! — и состыковал разрез. Никаких иголок, ниток, бинтов, возможных нагноений и грубых рубцов.

«К телу «молния» крепится с помощью клейкой перфорированной пленки, чтобы кожа могла дышать»

- Это самая простая модель — для случайных ран, — показывает чертежи инженер-изобретатель Виталий Запека, разработавший шесть моделей накладных хирургических швов «Sapek» (под таким названием его изобретение было запатентовано еще четыре года назад) и победивший недавно на конкурсе новаторов Украины, который проводился в Киеве.  — Очень удобно использовать ее при дорожно-транспортных происшествиях, на полигонах, в других условиях. Такой шов, останавливающий кровотечение, если только оно не артериальное, буквально за несколько секунд может наложить как врач скорой помощи, так и сам пострадавший. Позже, когда потребуется обработать рану или обрезать неровные края, хирургу достаточно будет расстегнуть конструкцию, сделать все необходимое и снова застегнуть ее. К телу мое изобретение крепится с помощью клейкой операционной перфорированной пленки, чтобы кожа могла дышать.

Необычная идея пришла в голову Виталию более десяти лет назад. Он тогда поранил ногу, а в больнице не нашлось обезболивающего средства. Пришлось мужчине сжимать зубы и терпеть, пока врач накладывал шов по живому. За эти несколько минут, пытаясь отвлечься от боли, молодой инженер мысленно смоделировал более щадящий способ лечения ран.

- Я засел за учебники по хирургии, — вспоминает Виталий Запека, — выудил что только можно было из Интернета, консультировался с врачами. Ведь, прежде чем приступать к реализации задуманного, нужно было узнать, существует ли в мире что-то похожее на застежку-молнию.

Выяснив, что ничего подобного таки нет, Виталий начал разрабатывать механизм конструкции. На это ушло три года. А первые испытания он проводил на надувных мячиках. Разрезал их, накладывал швы и надувал резину. Если в местах разреза проходил воздух, продолжал дальше совершенствовать изобретение.

Среди моделей есть «молния» для плановых операций на брюшной полости, в которой, предусмотрены отверстия для дренажей. И что интересно, при плановой операции «молния» накладывается на участок тела до того, как будет сделан разрез. После завершения хирургического вмешательства достаточно лишь застегнуть «молнию» и наложить на рану марлевую повязку. Конструкция сделана таким образом, что не ложится на сам шов, а несколько возвышается над ним. Хирурги считают, что изобретение позволит сократить время операции.

«Израильтяне мне написали: «Приступаем к опытам на свиньях в Иерусалимском университете»

- Производство накладных швов обошлось бы недорого — можно уложиться в 20 тысяч долларов и уже в течение месяца приступить к выпуску, — говорит Виталий.  — А вот на клиническое испытание, которое продлится около года, потребуется примерно 500-600 тысяч гривен. Но ни один банк не захочет ждать возвращения ссуды долго. А спонсоров в Украине, к сожалению, пока не находится. Поэтому я уже готов был продать патент на свое изобретение за границу.

Но и здесь оказалось все не так просто.

- Моим накладным швом заинтересовались в 24 странах, — рассказывает изобретатель.  — По электронной почте приходили письма из Австралии, Канады, Китая, Германии, Италии, Франции, Болгарии, Польши, Прибалтики, Белоруссии. Израильтяне из венчурного фонда (покупает ноу-хау по всему миру и запускает в производство) запросили образец. Я отправил им самый простой хирургический шов — для случайных ран. И однажды получил радостное сообщение: «Приступаем к опытам на свиньях в Иерусалимском университете». Больше они со мной не переписываются. Представители фирм других стран тоже требовали сначала предоставить чертежи и описания, а только потом соглашались подписать контракт. Изобретателей же из европейских стран они приглашают приехать к ним и все продемонстрировать. Это потому, что в Украине патентная база чрезвычайно слабо защищена.

- «Что является ориентиром для определения стоимости изделия?» — спросили меня в одном научно-исследовательском институте, куда я обратился с просьбой просчитать рентабельность производства накладного шва, — продолжает Виталий.  — Я ответил: «Нитка с иголкой, которыми пользуются хирурги». И мне дали расчеты: рентабельность составляет 500 процентов! В самом деле, пластик — материал дешевый, окупаемость быстрая, база для производства швов существует (есть предприятия в Харькове и в Белгород-Днестровском Одесской области). Вот только с запуском проблемы. А мне очень хочется увидеть свое изобретение в действии. Ведь столько лет на это потрачено. И за державу, как говорится, обидно. Если подобный накладной шов будет внедрен где-нибудь за границей, Украине придется покупать одно изделие уже не за несколько гривен за штуку, а за несколько долларов.