Спорт

Игорь беланов: «когда французы, вручавшие мне «золотой мяч», напросились в гости, я стал водить их по увеселительным заведениям киева. Не мог же сказать, что у меня просто нет квартиры»

0:00 — 6 жовтня 2005 eye 504

На 45-летие лучшему футболисту Европы 1986 года друзья подарили золотую рыбку

В истории отечественного футбола (начиная с советских времен) их было всего четверо — обладателей «Золотого мяча», ежегодно вручаемого лучшему футболисту Европы: Лев Яшин, Олег Блохин, Игорь Беланов и Андрей Шевченко. Трое из них — представители украинского футбола. Случайность или закономерность? С этого вопроса и началась наша беседа с Игорем Белановым, который на днях отметил свое 45-летие.

«Мало кто знает, что у меня слабый вестибулярный аппарат и зачастую при сверхнагрузках меня просто рвало»

- Полагаю, это закономерность, — констатирует мой собеседник. - — Я получил «Золотой мяч» от «Франс Футбола» в 1986 году, в 2004-м — Андрей. Почти 20 лет спустя. Между нами — никого из представителей постсоветского пространства. Так уж сложилось, что в Украине — и лучшие голоса, и лучшие футболисты! Может, климат располагает, но больше, думаю, реалии…

Я рос далеко не в тепличных условиях, не был пай-мальчиком. Родился на знаменитой одесской Молдаванке, на той самой Мясоедовской улице, известной по песням как «улица родная». Словом, в районе, считавшемся во все времена бандитским. Хотя в основном я жил в селе, у бабушки. Родители с утра до вечера работали, потому они и перепоручали меня ей. В Ивановке, в 60 километрах от города, где кругом нетронутая природа, гонял босяком. В общем, вырос на земле. Такой вот конгломерат горожанина и сельчанина придал мне веры в собственные силы. Когда в жизни приходилось что-то серьезное решать, я настраивался и…

- «Шел на дело», как принято говорить на той же Молдаванке?

- Совершенно верно. Так привык с детства. Хотя что-то, наверное, было заложено во мне генетически — от папы с мамой. Отец, профессиональный водитель, погиб, когда мне было 16 лет. Мать работала на ткацкой фабрике. Сестер и братьев у меня не было. Когда папы не стало, все, конечно же, могло сложиться и по-другому: друзья-товарищи кругом, а там — спиртное, наркота… Честно скажу: меня спас футбол. Он заставлял от многого отказываться, ведь физические нагрузки были приличные. По дискотекам и прочим гулянкам не походишь…

- После гибели отца не испытывали страха перед авто?

- Нет. Говорят, вожу машину неплохо (улыбается). Знаете, просто научился преодолевать страхи. Настраиваюсь на нужную волну, заряжаюсь необходимой положительной энергией. Могу сказать, что сумел отыскать в себе стержень. Я ведь прошел серьезную школу жизни.

- Кстати, известно, что из жэковской команды вы попали сразу в дубль одесского «Черноморца».

- Да, это так. Если у Блохина, Шевченко, других звезд отечественного футбола за спиной была специальная подготовка на базе школ, созданных при именитых клубах, то у меня… Свой удар я отрабатывал, когда во дворе бил мячом о стенку.

- И добились до киевского «Динамо!

- К тому времени я уже получил хорошую закалку в одесских СКА и «Черноморце». Никогда не забуду свой первый гол, забитый в составе «Динамо». Играли мы в Москве с тамошними одноклубниками. В штрафной площадке противника меня сбил Буланов. Судья назначил пенальти. И пока Блохин, Бессонов и Демьяненко совещались, кто же исполнит «приговор», я взял и пробил… точно.

Если бойцовские качества я выработал в себе с детства, то настоящего футболиста-бойца вылепил из меня Валерий Лобановский.

- А как переносили знаменитые динамовские нагрузки?

- Поначалу, как и многим новичкам, ой как тяжело было! Мало кто знает, что у меня слабый вестибулярный аппарат, и, бывало, на тренировках, где мы делали перевороты, бежали эстафету, меня просто рвало. Прямо на беговой дорожке. Правда, Лобановский был… доволен: человек отдается сполна! Тогда же ребята и перестали надо мной подшучивать. (Известно, что необычная, «чаплинская» походка Игоря Беланова — вывернутые в разные стороны ступни, как у балетного танцовщика — была предметом дружеских подначек киевских динамовцев. «Ну вот, развернул свои ракушки», — шутили партнеры на тренировках, когда нападающий получал мяч.  — Авт. )

«Вспотев на предматчевой разминке, мы затем этим потом… смазывали бутсы»

- Мальчик с Молдаванки и вдруг стал лучшим футболистом Европы…

- «Люби не себя в футболе, а футбол в себе». Это выражение Лобановского стало для меня законом, поэтому звездная болезнь мне не грозила. Именно в «Динамо» я понял: тренер — это прежде всего Личность. Таким был Лобановский. Он чувствовал каждого игрока, был психологом, знал их слабые и сильные стороны. Он много требовал, очень строго спрашивал за срывы, но вместе с тем многое делал для своих подопечных.

- Правда ли, что весной 86-го перед матчем на Кубок кубков с австрийским «Рапидом» Лобановский сказал вам: «Забьешь два гола — получишь квартиру»?

- Правда. К тому времени я уже два года играл в «Динамо», у меня была семья, ребенок. А квартиры не было. Я ни к кому не обращался, ничего не просил, но дух отца семейства во мне протестовал. А Валерий Васильевич как раз и подлил масла в огонь. Короче, в том матче я забил два мяча, один из которых просто невероятный — головой из труднейшей ситуации. Правда, квартиру получил не сразу.

- А где же вы жили в Киеве до этого?

- В служебной квартире, куда человека постороннего и привести-то было нельзя. Страх!.. А тут такая ситуация. Главный редактор авторитетного издания «Франс Футбол» Жак Тибер вручает мне «Золотой мяч» как лучшему игроку Европы 1986 года (было это лишь 18 марта следующего года перед матчем «Динамо»-»Бешикташ»), и вся иностранная делегация дружно стала ко мне напрашиваться в гости. Куда их вести?! Им даже в кошмарном сне не могло присниться, что у меня просто-напросто нет квартиры. Пришлось сочинить сказку о том, что сейчас я делаю ремонт. Так что расхаживал с западными гостями по городу, по элитным увеселительным заведениям. Короче, морочил им голову как мог…

- Скажите, строгого Лобановского вы боялись?

- Нет. Просто беспрекословно подчинялись ему, верили в его силу, авторитет. Уважали и именитых игроков. Ведь в «Динамо» все было отработано до мелочей, существовали даже определенные ритуалы. Когда я только-только пришел в клуб, то многого не знал. Моюсь как-то после игры в душе. Вдруг подходит один из наших ветеранов и так с укором на меня смотрит: мол, мальчик, ты это чего? Оказалось, что у каждого была своя кабинка и мыться можно было только в ней. Были и другие традиции. Например, проезжая в день игры мимо церкви, мы старались подольше посмотреть на храм Господний. А еще каждый сам мыл и чистил себе бутсы, менял шнурки. Кстати, вспотев на предматчевой разминке, мы затем этим потом… смазывали бутсы. На фарт…

- Игорь, вас называли Ракетой. Откуда это прозвище?

- Наверное, еще с детства, ведь в городе, во дворе, и в селе я носился быстрее всех: тридцать метров за три с половиной секунды! В кого пошел, не знаю. Говорят, в деда — он тоже в футбол играл. Ракетой меня окрестили и журналисты, освещавшие игры чемпионата мира в Мексике. В тени выше 40 градусов тепла, а я буквально летал по полю. Организаторам это показалось странным, и меня постоянно проверяли на допинг.

- Говорят, вы и сейчас исправно голы забиваете?

- Было дело. Недавно в Белгород-Днестровском на новом стадионе ветераны Одесской области встречались с коллегами из московского «Спартака». Правда, мы проиграли — 2:5, но достойно. Ведь многие ребята в составе гостей совсем недавно закончили активные выступления — Ананко, Кужлев, Цымбаларь, Шмаров… А в целом хорошая компания собралась: Поздняков, Родионов, Гецко, Хидиятуллин, Найда, Ярцев, Гришко, Дасаев, Черенков… Знаете, Дасаеву я всегда забивал, огорчил его и в этот раз. Правда, и «извинился» перед Ринатом — пенальти не реализовал.

- Значит, ваша физическая форма в норме?

- Не жалуюсь. Дважды в неделю хожу в тренажерный зал, качаюсь. Кстати, свободно выжимаю лежа от груди 135-килограммовую штангу. Нет, к рекордам не стремлюсь. Просто нужно держать себя в форме. Ведь если не буду следить за собой, то очень скоро превращусь в ходячую жирную отбивную. На меня будут показывать пальцами и говорить: «Вот это так называемый футболист!» А еще, конечно же, играю в футбол. Меня ночью разбуди — пойду мяч гонять.

«Я ударил Мишеля Платини, и мы… стали друзьями»

- Перенесемся в звездный для вас 1986 год. Сначала встреча с бельгийцами. Вы забиваете три гола, но сборная СССР уступает — 3:4. Крах всех надежд, вылет с чемпионата мира… И уже через четыре месяца — триумфальная игра в Париже со сборной Франции, ваш гол и победа — 2:0. Прежняя неудача забылась?

- Да куда там! До сих пор занозой сидит в сердце. До того обидно было, что после игры я плакал, не стыдясь, и это видел весь мир. Можно все свалить на имевшую место судейскую предвзятость, но мы, наверное, сами тогда немного перестарались в первых матчах. Каждые три дня игра, жара сногсшибательная. А у нас, молодых, кровь взыграла, захотелось порвать соперников. Что, собственно, поначалу мы и делали. А потом та злополучная встреча со сборной Бельгии…

Что же касается матча с французами, то тогда, на переполненном стадионе «Парк де Пренс», мы полностью переиграли именитого соперника. А ведь нам противостояли такие звезды, как Платини, Тигана, Папен, Фернандес… Мне лично та встреча, кроме всего прочего, запомнилась еще и тем, что я… ударил Мишеля Платини. Просто неудачно выполнил подкат. Правда, сразу извинился. Мы улыбнулись друг другу и разбежались. Местная же пресса сразу воспользовалась случаем и сообщила: Беланов, дескать, извинился перед Платини за то, что «Золотой мяч» вместо Мишеля будет вручен русскому футболисту. Кстати, с тех пор мы с Платини подружились (в кабинете, где проходила наша беседа с Игорем, есть фотография, на которой в обнимку стоят Беланов и Платини.  — Авт. ).

- В конце 80-х вы могли оказаться в итальянской «Аталанте», но, говорят, вас не отпустил Лобановский.

- Считаю, что это был один из тех редких случаев, когда Лобановский принял опрометчивое решение. Ведь к тому времени я несколько лет верой и правдой служил «Динамо», к тому же нам на смену приходила молодежь. Тем более что за мой переход клуб получил бы солидные отступные. В результате я оказался в Германии, где постоянно чувствовал себя не в своей тарелке. Ведь я родился и вырос на юге… Хотелось бы попасть в страну, где улыбчивые и приветливые люди, где тебя понимают даже без знания языка. Но перечить тренеру я не стал. Уж слишком уважал его.

- При получении «Золотого мяча» вы сказали, что лучше бы его отдали Заварову. Это правда?

- Я сказал, что этот мяч могла бы получить вся динамовская команда, которая это заслужила. Каждый из футболистов был достоин этой награды. А Саша Заваров особенно.

- С Заваровым вы пошли по жизни дальше. Было у вас и общее дело, но не получилось…

- Нет, все получилось. В Швейцарии мы прошли хорошую школу. Там можно было сделать классную команду, просто потрясающую! Я вместе с Геной Перепаденко, с которым играл в «Черноморце», и его друзьями выкупили акции швейцарского клуба первой лиги «Виль», наладили финансирование, вывели команду в высший дивизион и выиграли Кубок Швейцарии. Проект был интересным. У меня даже появилась мысль создать в Виле детскую футбольную школу, но местным «дедушкам», которым у кормушки было тепло и сытно, наше рвение не понравилось. В конце концов устав бороться, мы плюнули на все и уехали. После этого «Виль» благополучно проиграл все десять остав-

шихся матчей и безропотно вылетел в первую лигу…

- А какова судьба вашей детской футбольной школы в Одессе?

- Она функционирует, возглавляет ее известный в прошлом футболист Сергей Марусин. Мы спонсируем эту школу, хотя работы еще непочатый край. Мечтаю создать современный футбольный интернат, с отличной базой и условиями для тренировок.

- Ваше хобби?

- Рыбалка. Могу просидеть целый день с удочкой, даже если не будет клева. Просто отдыхаю на природе. В детстве отец часто брал меня с собой на рыбалку. Помню, как-то подцепил на удочку рыбку. Как она блестела на солнце! Сколько у меня тогда радости было! Зная об этом случае, друзья подарили мне на 45-летие… золотую рыбку.

- Три желания уже загадали?

- Достаточно двух: здоровье детей и расцвет футбола.

- Продолжим блиц. Ваш любимый актер?

- Роберт де Ниро. Классно играет, профессионально!

- Любимое блюдо?

- Рыба. Очень ее люблю! Еще картошка «в мундирах». Короче, самая простая еда, к которой привык с детства.

- Любимый спиртной напиток?

- Предпочитаю красное вино, но пью и белое. В основном грузинское и молдавское. Грузинские вина отличает приятная терпкость. Пью в меру.

- Любимый кинофильм?

- «Однажды в Америке».

- Музыка?

- «Биттлз». На их песнях я вырос.

- Знаю, что вы не любите рассказывать о семье. И все же скажите, сколько лет вашим сыновьям?

- Старший, Валерий, родился на день раньше меня. Сейчас ему 6 лет. Второму, Витальке, стукнул уже целый годик! Виктория, моя жена, немного приболела, и минувшую ночь я провел с малышом. Он среди ночи проснулся, сел и стал раскачиваться, прямо как Валерий Лобановский (смеется).

- Стать отцом в 44 года — это здорово!

- Не то слово! Малый для меня — это все, это моя жизнь! Старший сын назван в честь Валерия Лобановского, а также в честь моего тестя, Викиного отца. Два человека, которые в разное время дали мне путевку в жизнь. Знаете, а мне везет на Валериев. Даже мой хороший товарищ — Валера Манько.

- Игорь, извините, у вас ведь есть еще и старшая дочь от первого брака…

- Да. Кристине уже

20 лет.

- Есть шанс скоро стать дедом?

- Наверное, все-таки мне уже 45, хотя чувствую себя куда моложе. Возможно, потому, что спортом активно занимаюсь. Слушал на дне рождения тосты и никак не верилось, что мне уже 45! К слову, не устраивал ничего грандиозного, несмотря на то, что юбилей. Я не сторонник пышных празднеств. У нас, к сожалению, в последнее время поздравляют не человека, а должность, которую он занимает. А если этой самой должности уже нет, к человеку никто и не приходит. Рядом остаются только родные и близкие люди…

Вот Олег Блохин поздра-вил меня с днем рождения. Я же, в свою очередь, поздравил его с выходом сборной Украины в финальную часть чемпионата мира. Ой, как непросто Олегу пришлось доказывать свою правоту! Я еще был в Швейцарии, когда здесь, в Украине, над Блохиным смеялись. Я ему тогда говорил: «Ты поступаешь правильно, так должно быть! Не слушай злопыхателей… »

Пошла игра, у ребят появилась психология победителей. Говорят, фарт. Это все бред… Может повезти раз, другой. Но нельзя же досрочно оставить позади себя таких сильных соперников только за счет везения. Поверьте, я знаю, о чем говорю.

В связи с этим хочу сказать о Лене Буряке. Кто и кому дал право писать о том, что на Буряке-тренере в Украине поставлен крест?! Помилуйте, ведь он же живой человек, у него же определенное имя в футбольном мире! Зачем же сразу топтать?..