15 октября 1970 года самолет Ан-24 выполнял маршрут Сухуми-Батуми. В первом ряду сидели двое литовцев: 45-летний Пранас Бранзискас и его 15-летний сын Альгидрас. Подозвав стюардессу, они показали ей обрезы и приказали передать командиру экипажа, чтобы поворачивал самолет на Турцию. 19-летняя Надежда Курченко бросилась в кабину пилотов с криком: «Нападение! Они вооружены!» Преступники кинулись вслед за стюардессой. «Никому не вставать! Иначе взорвем самолет!» — заорал на пассажиров младший из угонщиков. Бранзискас-старший застрелил девушку, и бандиты ворвались в кабину пилотов. Они ранили штурмана, бортинженера и командира экипажа. Истекающим кровью летчикам террористы приказали садиться в турецком аэропорту Трабзона.
Позднее командир экипажа признался, что хотел направить самолет на скалы, но присутствие на борту мирных граждан вынудило его отказаться от этой мысли. Аэропорт был оцеплен войсками, и бандиты добровольно сдались турецким властям. За тяжело раненными летчиками, пассажирами и погибшей Надеждой Курченко из СССР прилетел новый самолет. В кабине подвергшегося нападению Ан-24 эксперты насчитали 22 следа от пуль.
Советское правительство обратилось к турецким властям с просьбой выдать бандитов. Но все попытки договориться о выдаче преступников ни к чему не привели. Турки решили судить террористов по своим законам. Бранзискас-старший после угона заявлял в прессе: «Мы два литовца, Пранас и Альгирдас Бранзискасы, впервые прорвались сквозь «железный занавес» советских оккупантов, успешно направив самолет из тюрьмы порабощенных Советами народов в свободный мир». Пранаса приговорили к восьми годам лишения свободы, несовершеннолетнего сына — к двум. Но в 1974 году их освободили по амнистии. Через два года Бранзискасам удалось переехать в США. Там они поселились в небольшом городке Санта-Моника (штат Калифорния) и вели себя как борцы за независимость Литвы.
В феврале 2002 года фамилия Бранзискас снова всплыла в прессе. 46-летний Альберт Виктор Уайт (Альгирдас Бранзискас) был арестован полицией Санта- Моники по подозрению в убийстве своего 77-летнего отца. Его осудили по статье преднамеренное убийство второй степени, и он уже более двух лет сидит в тюрьме.
После капитального ремонта самолет Ан-24 с портретом Нади Курченко в салоне еще совершил много рейсов. Погибшую от рук террористов стюардессу посмертно наградили орденом Красного Знамени.
Подготовила
Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»