Потерянные полтора года назад Украиной сокровища венгерские власти возвращать не торопятся Полтора года назад на венгерско-австрийской границе арестовали киевлянина, пытавшегося вывезти в бутерброднице 17 женских готских украшений из крымских могильников на сумму 2,4 миллиона долларов. Когда 11 марта прошлого года «ФАКТЫ» писали об этом, венгерские полицейские и руководители ГУБОП МВД Украины рассказывали, что успех операции обеспечили совместные действия правоохранителей двух стран. Киевлянина Виктора Колпакова (имя и фамилия изменены) венгры вели благодаря информации, полученной от украинских коллег. Его прекрасно знают завсегдатаи столичного Клуба коллекционеров, которые по субботам собираются на Нивках. Много лет он торговал иконами, монетами, орденами-медалями, церковной утварью, старинными фотографиями. Говорят, Колпаков прекрасный психолог, что важно для людей его профессии. Рассказывали, что он, пытаясь всучить покупателю фальшивый орден, внушал клиентам полное доверие. Они сами потом в этом признавались. В последние же годы Виктор переключился на коллекционирование сокровищ, которые приобретал у «черных» археологов — из раскопок скифских и готских курганов в Крыму, водил знакомство с известными аукционщиками, в том числе и зарубежными. Закончилась эта бурная деятельность арестом на границе.
По полученной нами информации, после ареста коллекционера санкцию на обыск в его квартире в Киеве давала крымская прокуратура — в связи с расследованием дела об убийстве в Крыму милиционеров, охранявших место раскопок. Как рассказали недавно «ФАКТАМ» в ГУБОП, из будапештской квартиры Колпакова, купленной им в 1998 году, полиция на двух грузовиках два дня вывозила предметы антиквариата. Больше тысячи вывезли. Мешки с редкими фотографиями Гитлера и офицеров его генштаба, предметы готского периода, иконы русской и украинской школ иконописи. И все это хранилось в квартире, расположенной в 300 метрах от здания венгерского УБОП. По оценкам специалистов, общая стоимость конфискованных у киевского коллекционера сокровищ как минимум в десять раз больше рыночной цены содержимого его бутербродницы. То есть он вывез из Украины антиквариата на сумму, превышающую 24 миллиона долларов, что, собственно, является еще одним подтверждением того, что на рынке антиквариата крутятся бешеные деньги.
15 сентября нынешнего года Венгрия вернула Украине ее проштрафившегося сына. По ходатайству Генпрокуратуры Украины Колпакова выдали, так как он разыскивался Интерполом по другому делу — возбужденному по статье Уголовного кодекса Украины «Хищение в особо крупных размерах». Женщину, с которой коллекционер прожил пять лет, он выгнал на улицу, предварительно ограбив.
- Вместе мы купили четырехкомнатную квартиру, в которой я оборудовала для себя мастерскую, — рассказывает Светлана. — Я художник-реставратор, восстанавливаю иконы. Как-то соседи позвонили мне и говорят: «Тут что-то происходит. Приезжай». Примчавшись на такси, я обнаружила свои вещи на лестнице. Правда, не все — самого ценного не хватало. Пропали иконы, которые были мной отреставрированы, но еще не возвращены владельцам, другие вещи. Общий ущерб оценен в 66 тысяч гривен. Кроме того, из нашей общей квартиры этот человек меня выгнал, и теперь мы с сыном живем на съемной. В суде рассматривается гражданское дело по этому поводу, а милиция пытается вернуть украденные у меня и вывезенные в Венгрию ценности. К сожалению, опознать их в этой стране мне не удалось. Колпаков, отсидев там восемь месяцев, был выпущен на подписку о невыезде, а позднее его депортировали в Украину. А все конфискованное у него осталось в Венгрии. Насколько я знаю, венгры уже выставляли сокровища из крымских могильников в экспозиции и возвращать их не хотят.
Вот тебе раз! А ведь наша публикация полуторагодичной давности заканчивалась так оптимистически. Мол, после того как совместная венгерско-украинская экспертная комиссия докажет украинское происхождение всех входящих в коллекцию Колпакова ценностей, они будут возвращены в Музей исторических драгоценностей.
В ГУБОП «ФАКТАМ» рассказали, что венгерские эксперты пытались доказать, что украшения и предметы быта из колпаковской коллекции приобретены коллекционером в Венгрии — на том основании, что в этой стране тоже были готские поселения. Однако приехавшие из Украины эксперты из Крымского института археологии переубедили их, и венгерские ученые вынуждены были признать крымское происхождение всех этих пряжек, колтов, масляных ламп и др. (Кстати, как рассказывала «ФАКТАМ» директор Музея исторических драгоценностей Украины Людмила Строкова, если на отечественном рынке черной археологии такая пряжка стоит от 100 до 200 долларов, то на аукционе «Сотбис» цена выставленных пару лет назад таких пряжек колебалась от 5 до 7 тысяч долларов. Такова цена вопроса, как теперь принято говорить. )
Как сообщили в ГУБОП, информации о том, что Колпаков был осужден в Венгрии, в управлении нет. Его там якобы задерживали, собирались судить, но потом выпустили на подписку о невыезде, а позже передали домой. По словам следователя, несмотря на то, что, по международным нормам, его можно было бы судить в Украине за контрабанду, совершенную на территории Венгрии (так как у нас такие деяния уголовно наказуемы), венгерская сторона не передала ни документов, ни изъятую коллекцию, хоть и должна была это сделать. В соответствии с ратифицированной Украиной Европейской конвенцией по уголовным делам от 1959 года. Не вернули они и украденные у Светланы иконы, хоть она и опознала их по фотографиям, переданным из Венгрии.
Требовать возвращения вывезенных из Украины сокровищ, место которым в музеях, например, в будущем Мистецьком Арсенале, — это компетенция Генеральной прокуратуры, которая, по словам следователей, не раз обращалась к венгерским коллегам с соответствующими просьбами. Увы, ответа не последовало. Тем не менее заместитель начальника ГУБОП Владимир Бедриковский считает, что отсутствие отрицательного ответа уже положительный результат, а значит, есть надежда на то, что Венгрия вернет чужое. «Венгры понимают, что «нет» они сказать не могут, но и «да» при этом не говорят. Милиция на сегодня, похоже, единственное ведомство, которое стремится вернуть сокровище в Украину», — говорит он.
Проблема в том, что колпаковский антиквариат вряд ли вернут в качестве вещдока, ведь соответствующего уголовного дела нет. Как мы уже знаем, в Украине Колпакову вменяется только хищение вещей, принадлежащих Светлане. Живя с коллекционером под одной крышей, она, конечно, видела у него и те готские украшения, которые были потом задержаны на венгерско-австрийской границе. «Он просил меня их реставрировать, — рассказывает женщина. — Но, поскольку я знаю, что законным путем приобрести такие вещи невозможно — все найденное во время археологических раскопок принадлежит государству, то я отказывалась принимать участие в незаконных операциях. К сожалению, из спорной квартиры были изъяты и вполне «легитимные» вещи. Например, полковая икона, фотографию которой опубликовали «ФАКТЫ», была куплена у внучки полкового священника, и позже я ее реставрировала. Никакого криминала в этом нет — обычная практика».
В ГУБОП подтвердили: доказать, что предметы, изъятые в киевской квартире Колпакова, были украдены, не удалось, так как в Украине нет единого перечня похищенных предметов. Ни Киево-Печерская лавра, ни другие церкви, с которыми связывались оперативники, не смогли им помочь установить происхождение этих предметов.
Сомнительно, что сокровища вернут Украине в рамках международных конвенций о возврате исторических и культурных ценностей. Ведь добыча «черных» археологов не числится в описях и реестрах. Тут кто первый встал — того и тапки. Хоть доказать то, что безделушки попали в Венгрию из украинской земли, проще простого — для этого существует, кроме археологической, еще и почвоведческая экспертиза, которую, по мнению убоповцев, было бы целесообразно провести. Они могут стать хорошим подспорьем для Генеральной прокуратуры и МИД, если те всерьез озаботятся судьбой невозвращенных ценностей. Да и в деле об убийстве крымских милиционеров кое-что прояснится. Если колпаковские сокровища похищены из того кургана, который они охраняли, доказать это можно только при помощи анализа почвы.
P. S. Один из членов Киевского клуба нумизматов рассказал о том, что среди коллекционеров ходят слухи, что Колпаков расплатился с венгерскими правоохранителями своей коллекцией. Верить в их достоверность совсем не хочется.