30-летнему отцу троих детей пришлось принимать роды четвертого ребенка у своей жены прямо в тамбуре электропоезда
Медпункт Днепропетровского железнодорожного вокзала — довольно горячая точка. Сюда привозят пациентов, попавших в самые непредвиденные ситуации, поэтому сотрудники, работающие круглосуточно, умеют принимать быстрые и точные решения. Каких только случаев не было у заведующей медпунктом Ларисы Стефановой. Недавно с поезда на ходу сбросили мужчину, и он дополз по шпалам до вокзала. Пока приехали «скорая помощь» и милиция, медики уже оказали пострадавшему первую помощь. А на днях спасали женщину, у которой в дороге произошел инсульт. Она ехала с двумя малышами — 9-месячной девочкой и
4-летним мальчиком. Пока решалась судьба детей, оставшихся в медпункте, медсестры бегали за молоком, варили кашку. Немало пришлось поволноваться медикам и в воскресный вечер, когда из центрального диспетчерского пункта поступило сообщение: «Во втором вагоне электропоезда «Пятихатки-Днепропетровск» рожает женщина »
У 24-летней Любы и 30-летнего Михаила Мельниченко трое детей: пятилетний Валера, четырехлетний Славик и двухлетняя Вика. И когда молодая женщина поняла, что опять беременна, то даже стать на учет в женской консультации не нашла времени. Трое малышей на руках, а тут еще родители затеяли подводить к дому, где живут две семьи, воду. Работу эту следовало закончить как можно быстрее, чтобы не ходить зимой, как раньше, к колодцу, расположенному метрах в пятидесяти от их двора. Поселок Таромское, где живут Мельниченко, благоустроенный, но до улицы Природной, круто уходящей вдоль леска в балку, цивилизация не добралась. Десять лет жителям обещали провести воду. Так и не дождавшись обещанного, люди решили сделать это за собственный счет.
В бесконечных хлопотах пролетели у Любы девять месяцев беременности. Впрочем, повода обращаться к врачам у молодой женщины не возникало, чувствовала она себя хорошо. Приблизительно(!) определившись со сроком, решила заранее лечь в роддом днепропетровской горбольницы Ь2, где уже дважды рожала. Конечно, такое беспечное поведение женщины объяснить трудно. Ведь только в Днепропетровске около 20 женских консультаций. Есть они и в каждом поселке. Обратись Люба к врачам вовремя, ее бы обязательно предупредили, что четвертые роды протекают гораздо быстрее, чем первые или вторые.
- Первого ребенка женщина рожает в среднем часов 16, — рассказывает главный врач роддома N 2 Людмила Падалко. — Вторые и последующие роды протекают значительно быстрее. Ребенок появляется через 4-5 часов после начала схваток. Но природа не отпустила Любе даже этого времени.
Муж роженицы Михаил работает на одном из металлургических предприятий Днепропетровска. В воскресенье у него был выходной, что случается довольно редко. Пытаясь прокормить многочисленное семейство, он берет любые подработки, трудится и в ночные смены. Небольшой дом, состоящий из четырех комнатушек и веранды, давно требует ремонта — пол прохудился, стены потрескались. Родители Любы уже начали ремонтные работы, даже оклеили стены газетами. Но все деньги ушли на водопровод. Каждый выходной муж старается максимально помочь жене по хозяйству. Вот и в воскресенье они приготовили на всех обед, навели порядок во дворе, полили небольшой огородик. Уже укладывали малышей спать, с трудом оторвав 4-летнего Славку от компьютера, когда Люба почувствовала боль в нижней части живота. По ее подсчетам до родов оставалось еще недели две, но она решила не рисковать и ехать в больницу.
В «скорую» им дозвониться не удалось. Миша побежал по соседям, у которых были машины, но и тут неудача: у одного автомобиль был в ремонте, другой уже крепко спал. Понять, что с нею происходит, Люба (даже при своем богатом опыте) не могла. Немного побаливало, но на схватки не похоже. «Может, подождем до утра?» — спросила у мужа. Но супруг, с тревогой посмотрев на побледневшую жену, сказал: «Поехали на электричке. Собирайся, скоро последняя».
Впопыхах уложив в сумку халат, тапочки, полотенце, они поспешили к вокзалу. Расстояние немалое — сначала в гору по улице Природной, потом по темным переулкам частного сектора до железной дороги и еще минут 20 вдоль магистрали до станции Сухачевка. Электричка «Пятихатки-Днепропетровск» прибывала в 22. 30. Чтобы успеть, супруги практически всю дорогу бежали, взявшись за руки. Они приближались к вокзалу, когда из-за поворота показались мерцающие огни электровоза. И в этот момент запыхавшаяся женщина почувствовала, как по ногам потекло что-то теплое. «Ой, Миша, кажется воды отходят», — встревоженно прошептала она. «Потерпи, через полчаса мы будем в городе», — успокоил он.
Поезд на станции Сухачевка стоит всего пару минут, но пассажиров, кроме Любы и Михаила, на перроне не было, поэтому муж тихонько, не спеша, стал подсаживать жену на ступеньки. Едва поднявшись в тамбур, Люба с ужасом схватилась за спортивные брюки: «Миша, там что-то шевелится » В вагон он ее занес, потому что жена и шагу ступить не могла от страха, и примостил на коротенькую скамеечку у дверей.
Самое странное, что никакой боли, без которой ни одна женщина не может себе представить рождение ребенка, она не чувствовала. Был только страх, что все происходит не в больнице. «Наверное, с ребенком что-то не так», — билась тревожная мысль. И Люба, не обращая внимания на немногочисленных пассажиров, опасливо пересевших подальше, попросила мужа: «Глянь, что там». Михаил испугался еще больше, чем она. При родах жены ему присутствовать не доводилось и как вести себя в этих обстоятельствах, он понятия не имел. Но деваться было некуда, и муж осторожно заглянул в штанину.
- Люба, там ребенок, — растерянно прошептал Миша, доставая красного сморщенного младенца, и тут же расплылся в улыбке:
- Мальчик
К счастью, в этот момент к странной парочке в углу вагона подбежала одна из пассажирок, оказавшаяся медсестрой. Молодая женщина взяла инициативу в свои руки. «Положите ребеночка маме на грудь и не дергайте пуповину, а то может открыться кровотечение, — приказала она. — Теперь дайте чем-нибудь укрыть малыша и бегите к машинисту, пусть свяжется с диспетчером».
Звонок прозвучал в медпункте вокзала в начале двенадцатого ночи: «Встречайте пятихатскую электричку, там женщина рожает!» Тогда дежурила заведующая медпунктом Лариса Стефанова, опытный специалист, поэтому на сборы ушло всего пару минут. Фельдшер Лилия Бондаренко и медсестра Светлана Дунаевская сразу вышли с носилками, стерильными пеленками и инструментом. Светлана на ходу прихватила еще и теплую куртку. По вокзальному радио передавали объявление: «Носильщика Олега Швыдкого просят подойти к пятихатской электричке».
- Ребеночек лежал у мамы на груди, укрытый небольшим полотенцем, — больше у родителей с собой ничего не оказалось, — рассказывает Светлана Дунаевская. — Наша заведующая перевязала пуповину, завернула малыша в чистые пеленочки. Было видно, что он озяб, электричка ведь не обогревается. Да и сквозняки возле дверей гуляют. Я надела куртку и спрятала под нею на своей груди сверточек. Малыш такой хорошенький, голубоглазый. Пригрелся и сразу уснул. Его отец выглядел не лучшим образом, он очень волновался: лицо мужчины было почти зеленого цвета, а руки заметно дрожали.
Вслед за Светланой с ребенком двое мужчин несли роженицу. С пятой платформы, где остановилась электричка, женщину на носилках через переезд (на одном пути дорогу перекрыл поезд, и носильщикам пришлось почти бегом обходить его по шпалам), а потом на электрокаре доставили к машине скорой помощи, которая отвезла Любу в роддом. Молодая мама пришла в себя и никак не могла поверить, что роды, к которым она со страхом готовилась, уже позади.
- Роды у Любы, скорее всего, начались еще дома, но она, видно, очень терпеливая, — говорит Людмила Падалко. — За хлопотами этот момент пропустила. Конечно, бег с препятствиями к вокзалу тоже ускорил процесс. Получилось, ребенок родился практически одновременно с отошедшими водами. Хорошо, что для него и мамочки все закончилось благополучно. Но рисковать подобным образом я никому не советую, ведь стремительные роды влекут множество осложнений — разрывы, травмы плода. К счастью, сынишка Любы появился на свет здоровенький, с нормальным весом — 3 килограмма 250 граммов.
- Состояние роженицы было вполне удовлетворительным,- рассказывает заведующая обсервационным отделением роддома Инна Панина. — Через четыре дня мы выписали Любовь Мельниченко домой.
- Хочу повторить, пусть данный пример никого не вдохновляет на подражание, — говорит Людмила Падалко. — Нигде в мире женщины не рожают без помощи врачей, это же не война. Раньше бытовало мнение, что в роддоме к одним относятся лучше, к другим — хуже. Сейчас близкие могут сами наблюдать за процессом появления на свет ребенка. У нас отдельные залы для каждой роженицы, где с нею могут находиться муж, мама, бабушка, подруга. Конечно, осложнения бывают. Это зависит от здоровья матери и от того, насколько тщательно выполняла будущая мать рекомендации врачей. А представьте, что у женщины во время родов в электричке, не дай Бог, произошли бы разрывы или плод травмировался. При сильном кровотечении жизнь роженицы оказалась бы под угрозой. Полчаса без медицинской помощи могли стать для нее роковыми.
В настоящее время Люба уже дома вместе со своим пополнившимся семейством. Маленький Вадимка — очень спокойный, покладистый человек, больших хлопот не причиняет. Только в материальном плане многодетной семье приходится туго. Ставшая еще в 22 года многодетной мамой Люба никаких пособий на своих ребятишек не получает.
- Это же сколько справок нужно собрать, — сетует она. — Как я все это сделаю, если детей не с кем оставить.
Чтобы осилить теперь ремонт, затеянный в потрескавшемся домишке, и мечтать не стоит. Как они будут зимовать с четырьмя крохами в холодных комнатах, оклеенных газетами, Люба с Мишей стараются не думать