Події

«оборотни» в форме сотрудников гаи за пару часов успели выпотрошить две машины торговцев обувью, при этом сняв с потерпевших все ценные вещи

0:00 — 13 жовтня 2005 eye 262

В банду, на счету которой восемь убийств и девять вооруженных ограблений, входили сотрудники милиции Коллегия судей Судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Донецкой области вынесла приговор пятерым членам банды «оборотней». Трех человек приговорили к пожизненному заключению, двух — к 13 и 11 годам лишения свободы. В банду, на счету которой восемь убийств и девять вооруженных нападений, входили бывшие сотрудники милиции Донецкой области. О самых громких преступлениях «оборотней» в погонах «ФАКТАМ» рассказал государственный обвинитель, прокурор отдела Донецкой областной прокуратуры Сергей Лисняк.

Главарь банды, бывший опер уголовного розыска, был убит при задержании в Москве

- Два дерзких нападения на микроавтобусы произошли на дороге Харьков-Симферополь буквально одно за другим, — рассказал о самом масштабном разбое прокурор отдела Донецкой областной прокуратуры Сергей Лисняк.  — Причем потерпевшие — коммерсанты из Днепропетровска и Запорожья — невольно познакомились… прямо на месте ограбления!

В то июньское утро 2001 года двое торговцев обувью возвращались из Харькова домой в Днепропетровск. В их «Газели» были и вырученные за товар деньги, и еще не распроданная обувь.

- Напарник, который вел машину, разбудил меня, сообщив о патруле ГАИ, и велел готовить документы к проверке, — вспоминает один из потерпевших коммерсантов.  — Когда к нам подошли сотрудники милиции, я, подавая в окошко документы, спросил: «Что случилось?» В ответ сотрудник ГАИ ударил меня рукояткой пистолета по голове и велел сидеть молча. Другой милиционер, пообещав прострелить мне спину, сел за руль нашей машины. Я подумал, что они нас приняли за бандитов, — привезут в милицию и разберутся. Но когда услышал, что кузов нашей «Газели» царапают ветки деревьев и кустов, понял: что-то не так…

Вскоре у коммерсантов, вывезенных в лесопосадку, уже не осталось сомнений, что это налет. «Гаишники» потребовали денег и стали перегружать товар из «Газели» в свои легковушки. Лежавшие связанными в багажнике микроавтобуса предприниматели (их глаза и рты были заклеены скотчем) слышали, как у «гаишника» зазвонил мобильный телефон, после чего машины «патруля» уехали. Но вскоре вернулись и, судя по звуку дизельного двигателя микроавтобуса, привезли с собой еще одних «подозреваемых».

Невольно «отслушав» следующее ограбление, коммерсанты дождались, пока «патруль» уедет. Затем, освободившись от пут, обнаружили перед «Газелью»… микроавтобус «Мерседес». В нем лежали двое связанных парней с заклеенными скотчем ртами и глазами. Оказалось, это предприниматели из Запорожья…

На следующий день потерпевшие все вместе отправились в ближайшую прокуратуру — в Харьковской области. В милицию нести заявление побоялись, решив, что, если в нападении участвовали сотрудники ГАИ, хода расследованию не дадут.

К слову, при ограблении «гаишники» сняли с потерпевших все ценные вещи вплоть до обуви(!). А у одного из них даже стащили с пальца обручальное кольцо. Но через несколько минут колечко снова надели мужчине на палец и… стали успокаивать: дескать, ты же жив — к семье вернешься…

- Некоторые члены банды имели семьи и детей, но это не добавляло им теплоты душевной, — отметил Сергей Лисняк.  — До ограбления коммерсантов они уже успели убить семерых человек и еще нескольким нанести увечья.

Главарь банды, бывший оперуполномоченный уголовного розыска одного из районных отделений милиции Донецкой области, не предстал перед судом, так как при задержании на переговорном пункте в Москве был застрелен сотрудниками милиции Российской Федерации осенью 2001-го. Тем не менее следствие пришло к выводу, что сформировал преступную группу именно он. В начале 2000 года его выгнали из органов за взятку, осудили, но реального наказания он не получил.

Для устрашения предпринимателя преступники били его жену пистолетом по голове

- В мае 2001-го банда экс-опера совершила дерзкое нападение на семью предпринимателя, занимавшегося обменом валюты в Харьковской области, — продолжает Сергей Лисняк.  — Для устрашения мужчины у него на глазах избили жену.

Преступники проследили за женщиной и проникли во двор ее дома. Муж увидел с третьего этажа, что его супругу бьют пистолетом по голове. В доме хранилось зарегистрированное охотничье ружье, за которое схватился мужчина. Но попасть в бандитов ему не удалось: один из нападавших выбил из рук хозяина ружье, прицельно прострелив ему кисть. В результате преступники унесли валюты и имущества почти на 47 тысяч гривен и… уехали на автомобиле потерпевших!

Один из наводчиков, первым начавший давать показания, до суда не дожил: повесился в камере следственного изолятора в Харьковской области. Возможно, понял, что не сумеет выгородить себя. Зато все представшие перед судом дружно отрицают свою вину — подпись одного из бандитов под его показаниями досудебному следствию пришлось даже удостоверять с помощью почерковедческой экспертизы.

Расследование было довольно длительным: потребовалось опросить 29 потерпевших и 33 свидетеля, проживающих в Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях, а также Республике Крым. Были проведены десятки обысков, при которых оперативники иной раз наталкивались на сопротивление… родственников подозреваемых. Так, мать одного из них спустила на правоохранителей пса, утихомирить которого удалось, только применив табельное оружие. Впрочем, и во время чтения приговора родня осужденных реагировала столь бурно, что начальнику конвоя пришлось пригрозить неспокойным слушателям удалением из зала суда.

В банду входили трое экс-милиционеров: главарь, его ближайший соратник, тоже изгнанный из милиции, и бывший сотрудник патрульно-постовой службы, последние десять лет подрабатывающий водителем частного такси. Были и действующие сотрудники милиции: старший оперуполномоченный уголовного розыска (позже он досрочно ушел на пенсию по состоянию здоровья) и оперуполномоченный по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Причем «борец с наркомафией» оставался на службе вплоть до последней бандитской вылазки. В преступной группе оказался горный мастер одной из шахт, а также друг детства главаря, имеющий боевой опыт. А опер, вышедший на пенсию, привлек к делу своего поднадзорного — ранее судимого местного жителя. Примкнул к банде и ранее судимый предприниматель, занимавшийся перепродажей металлолома. Именно он с помощью «группы поддержки» устранил не только своего конкурента по бизнесу, но и его младшего брата вместе с четырьмя друзьями.

Предприниматель из небольшого городка на окраине Донецкой области вел «металлический» бизнес в условиях жестокой конкурентной борьбы. В конце 90-х годов его машина подвергалась обстрелу, а сам он был жестоко избит и долго лежал в больнице. Словом, этот «железный босс» ожесточился… Когда его младший партнер по бизнесу (входивший в банду «оборотней») попросил продлить с ним договор о совместном ведении дел, босс ответил оскорблениями и побоями. За напряженными «переговорами» во время бизнес-ланча наблюдала «группа поддержки» из экс-милиционеров. Не прошло и пары недель, как предприниматель был расстрелян возле подъезда своего дома.

Опасаясь мести со стороны младшего брата убитого, бандиты решили покончить и с ним. Но он появлялся только в сопровождении четверых верных товарищей… Потому в конце лета 2000 года все пятеро были расстреляны из автоматов прямо в автомобиле. Тех, кто пытался выбраться из машины, бандиты добили выстрелами из пистолетов в упор.

Пять трупов остались в лесополосе возле трассы на Луганск через 20 минут после того, как автомобиль с молодыми людьми остановили «сотрудники ГАИ» — переодетые главарь банды и его соратник — тоже экс-милиционер, имеющий боевой опыт ведения военных операций в «горячих» точках.

- Я за рулем своего автомобиля вместе с соседями ехал на дачу, когда увидел иномарку, возле которой стоял сотрудник ГАИ, — рассказал один из свидетелей.  — Хотел остановить автомобиль, но гаишник жезлом скомандовал мне ехать дальше. А через 20 минут на обратном пути меня на том же месте остановили уже другие сотрудники ГАИ и сообщили, что в лесопосадке обнаружены трупы…

Форма и удостоверение действующего сотрудника милиции помогали бандитам беспрепятственно перевозить в машине оружие

- Жертвами бандитов становились люди, чей бизнес на виду: рыночные коммерсанты, торгующие металлом предприниматели, менялы-валютчики — то есть те, за чьими передвижениями легко проследить и у кого могут быть наличные деньги, — говорит Сергей Лисняк.  — С легкостью же перевозить в автомобиле оружие бандитам, безусловно, помогали форма и удостоверение действующего сотрудника милиции. Благодаря такой надежной «крыше» преступники и наглели.

Вооруженное нападение на владельца обменного пункта в Евпатории происходило в духе фильмов о сицилийской мафии: загорелые парни в банданах и на мотоцикле «Чезетта» открыли огонь из двух пистолетов с глушителями по вышедшему из машины «объекту». Бизнесмен был тяжело ранен, его охранник погиб, а бандиты прикарманили свыше 64 тысяч гривен. Члены преступной группы покидали курорт поодиночке. Последним, по данным следствия, уехал «борец с наркомафией», который сам в налете не участвовал, но транспортировал оружие.

На счету у банды восемь убийств и девять дерзких налетов (два эпизода суд доказать не смог). Последнее нападение — на предпринимателя из Дзержинска Донецкой области — банда совершила в сентябре 2001 года, а в октябре почти всех преступников задержали: кого — в Украине, кого — в Белоруссии, кого — в России. Правда, двое членов банды все еще находятся в розыске.

- «Сердечности» во взаимоотношениях между бандитами, судя по показаниям обвиняемых, не наблюдалось, — рассказывает Сергей Лисняк.  — Главарь, который хранил «общак», платил своим подчиненным мизерную «зарплату»: так, при нападении на валютного менялу в Харькове (тяжелораненый бизнесмен скончался в больнице) бандиты добыли семь тысяч долларов, из которых лидер группы выделил участникам акции «аж» по тысяче гривен!

Кстати, «крышевавший» банду «борец с наркомафией», который помогал тщательно разрабатывать план каждой криминальной операции, был уверен в своей безнаказанности: при обыске у него дома изъяли несколько новеньких пар той самой обуви, которую он «конфисковал» у коммерсантов на дороге за полтора года до окончания своей «боевой карьеры».

P. S. Фамилии фигурантов дела не публикуются, поскольку осужденные не признали свою вину и высказали намерение обжаловать приговор.