В Киеве завершается строительство авиалайнера для VIP-персон, в котором можно поспать в кровати и даже принять душ Самолет Ан-74 с VIP-салоном заказала в Киеве одна из крупнейших российских промышленных компаний. Он будет мало напоминать обычные пассажирские лайнеры, салоны которых заставлены рядами кресел. Для очень важных персон создадут совершенно другой уровень комфорта: в самолете будет комната отдыха с гардеробом, диваном, столом и роскошными креслами, которые можно превращать в удобные кровати, а также рабочий кабинет, душевая кабина и спортивные тренажеры. А вот сопровождающим лицам и обслуживающему персоналу придется путешествовать в менее комфортных условиях — примерно таких, как в салонах бизнес-класса.
- Самолеты с VIP-салонами — не роскошь, а необходимость, — рассказывает начальник отдела эскизных и технических проектов Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова Сергей Федоров. — Судите сами: предприятие находится, скажем, в Новосибирске. Вечером его руководители садятся в самолет, а наутро им предстоят важные переговоры в Москве. Представьте, если бы люди ночевали в обычном авиалайнере, прилетели бы невыспавшиеся, усталые, небритые, в помятых костюмах и несвежих рубашках Как в таком состоянии и виде являться на деловую встречу? А после ночи, проведенной в VIP-салоне, человек будет свежим и бодрым. На борту лайнера ему обеспечен такой же уровень комфорта, как дома или в первоклассной гостинице. В VIP-салоне можно, например, снять деловой костюм, повесить его в гардероб и переодеться — хоть в домашний халат. Есть возможность принять душ, посидеть в гидромассажной ванне, заказать ужин по вкусу (для этого предусмотрен большой набор кухонного оборудования), в уютной обстановке поработать за столом с документами или же просто собраться с мыслями, послушав приятную музыку. Пассажир ложится спать в кровать или на диван с постельным бельем. Впрочем, кровати есть далеко не в каждом VIP-салоне, во многих из них просто установлены раскладные кресла. Нажатием педали или рычага они превращаются в удобные спальные места. Кстати, кресла в VIP-салонах — это зачастую шедевры инженерной и дизайнерской мысли. Каждое может стоить, как дорогой автомобиль, — до 100 тысяч долларов.
- Получается, что с ними не идут в сравнение даже кресла для пассажиров бизнес-класса?
- Безусловно. К тому же уровень комфорта в салонах бизнес- и эконом-классов зачастую не очень отличается. Бывает, что в бизнес-классе точно такие кресла, как в эконом, так же установлены по три в ряду. Разница лишь в уровне сервиса и в том, что среднее место в бизнес-классе оставляют пустым. Гардероба там либо нет, либо он очень маленький. Однажды, когда мне по долгу службы пришлось лететь в самолете итальянской авиакомпании, я стал свидетелем интересной сцены: пассажир бизнес-класса оставил контрабас в ручной клади и, поднявшись на борт, попросил стюардессу где-нибудь пристроить инструмент. Но в салоне место для такого большого предмета не предусмотрено, поэтому стюардессе пришлось положить контрабас в свое кресло и дремать с ним в обнимку.
Начальник отдела интерьеров антоновского КБ Сергей Филь пришел на интервью с несколькими десятками образцов ковровых покрытий, а также альбомами с кусочками кожи всевозможных цветов. Там была даже специальная пористая кожа для кресел с вентиляцией. А в двухтомном каталоге собрано примерно 15 тысяч(!) оттенков, в которые можно покрасить обивочные ткани.
- Впрочем, основной цвет, как правило, бежевый: выполненные в нем интерьеры кажутся более объемными, — говорит Сергей Филь. — VIP-салон просторнее еще и за счет того, что в нем нет багажных полок. А вот так мы делаем столы (Сергей Андреевич демонстрирует образец. — Авт. ): сверху — тончайший шпон красного дерева или карельской березы, а внутри — почти невесомый материал, напоминающий пчелиные соты. Стол получается очень легкий, будто сделан из пенопласта.
- На борту обычных пассажирских авиалайнеров поддерживается такое давление, как на высоте 2400 метров, — объясняет Сергей Федоров. — Этот уровень признан оптимальным. Он остается неизменным вплоть до того, как самолет приземлится и салон разгерметизируют. В лайнерах с VIP-салонами давление регулируется в зависимости от высоты, а базовое давление может быть таким, как на высоте 1800 метров над уровнем моря.
Недавно антоновское КБ участвовало и в создании VIP-салона для правительственного авиаотряда «Украина». Эту работу выполняли на самолете Ан-74ТК300 совместно с харьковскими авиазаводом и дизайнерской фирмой «Интер-АМИ».
- Видели ли вы в телерепортажах, как бывший президент Украины Леонид Кучма или нынешний — Виктор Ющенко — выходят из вашего самолета?
- Нет. Дело в том, что в течение первых двух лет эксплуатации новых самолетов руководители государств на них не летают, — отвечает Сергей Федоров. — Считается, что за этот срок самолет проходит обкатку, проявляются возможные конструктивные недостатки. «Карантин» для нашего Ан-74ТК300 истекает в конце нынешнего года, так что, возможно, в 2006-м увидим Виктора Ющенко, выходящего из самолета, созданного в Украине.
В отделке его салона преобладают светлые тона. Облицовочные панели и столы сделаны из легкого композитного материала, покрытого шпоном красного дерева, и украшены инкрустациями. Металлические детали — ручки, ободья светильников — желтые, словно позолоченные. Это придает интерьеру торжественность. Вещей в салоне довольно много, но дизайнерам удалось сохранить впечатление, что помещение объемное. Тесное пространство угнетающе действует на человека, а в нашем салоне все работает на создание хорошего настроения.
- В комнате для первого лица есть два широких удобных кресла, обтянутых светлой кожей, складывающийся стол, бар, аудио- и видеоаппаратура, — продолжает Сергей Федоров. — В другом помещении — рабочий кабинет. Для главы государства оборудован отдельный блок обслуживания, в него входят кухня и санузел. Помещение для сопровождающих лиц тоже комфортабельное, с широкими креслами, расположенными на расстоянии 32 дюйма (80 сантиметров) друг от друга — это международный стандарт. А дверь сделана с раскладывающимся трапом, который пригодится, если лайнер сядет на плохо оснащенный аэродром.
Кстати, мы разрабатываем VIP-салоны и для новейшего пассажирского реактивного самолета Ан-148. Его государственные сертификационные испытания должны завершиться в начале будущего года. По своим летным и экономическим характеристикам он не уступает лучшим турбовинтовым авиалайнерам. Не удивительно, что уже поступило 60 заказов на Ан-148 с обычным салоном и 5 на тот, который с элитным.
- Есть ли в самолетах для высокопоставленных лиц парашюты?
- Вряд ли. Безопасность обеспечивается за счет высочайшего уровня обслуживания техники и, конечно же, тщательного подбора людей. При этом учитывают как уровень профессиональной подготовки, так и личные качества: умение адекватно действовать в стрессовых ситуациях, сообразительность, находчивость, развитое чувство ответственности Первоклассные летчики могут управлять самолетом даже при отключении на борту света — вслепую. Стюардессы имеют навыки действий при всевозможных осложнениях, например, могут быстро справиться с возгоранием.
- На каком самолете летал лидер советской Украины Владимир Щербицкий?
- На Ту-134. В те времена самолеты высокопоставленных лиц называли литерными. Для полетов в пределах Советского Союза использовали, как правило, Ту-134, а для визитов за рубеж — Ил-62. Мне доводилось бывать на борту самолета Щербицкого. Кроватей там не было — только рабочий кабинет.
В музее авиации американского города Дейтона я видел самолеты четырех президентов США: Рузвельта, Эйзенхауэра, Кеннеди и Никсона. Рузвельт летал на четырехмоторном С-6. Салон в нем довольно скромный, но оборудован специальной комнатой для курения. Как известно, Рузвельт перемещался в инвалидном кресле, поэтому его самолет оснащен лифтом. Небольшая комнатка отдыха для президента находится в хвостовой части машины. Поразил кухонный блок — это, по сути, каморка с электроплиткой. В салонах самолетов других президентов США намного комфортнее.