Події

«когда автобус упал на бок и настала мертвая тишина, подумала: «все, мы в братской могиле… »

0:00 — 21 жовтня 2005 eye 491

Выбравшись из попавшего в аварию «Икаруса», студенты и педагоги харьковского техникума с изумлением обнаружили, что почти никто из них не пострадал Накануне экскурсии в Полтаву студентам снились тревожные сны. Да и сама поездка пришлась на тринадцатое число. В полном соответствии с дурными приметами «Икарус», в котором ехали ребята, попал в аварию, не добравшись до места назначения. Тем не менее, вспоминая об этом дне, подростки и их преподаватели в один голос повторяют: «Мы все родились в рубашке».

«Я только успела произнести: «Он же не проскочит!» — и тут же автомобиль в нас врезался»

Учебную экскурсию в Полтаву для своих студентов педагоги Харьковского станкоинструментального техникума планировали загодя. Чтобы смогли поехать все желающие, ее даже перенесли, и в результате поездка пришлась на 13 октября. Экскурсионная программа планировалась насыщенная: обзорная экскурсия по городу, краеведческий музей, панорама Полтавской битвы, музей Коцюбинского. Хотелось все успеть и вернуться засветло (как-никак полный автобус детей — лучше не рисковать на ночной трассе), поэтому выехали заранее, в семь утра. Отправляясь в путь, немного переживали из-за того, что упустили хорошую погоду. Тот четверг оказался первым по-настоящему холодным днем осени. Впрочем, сорок подростков 15-17 лет по поводу погоды вовсе не переживали. А на въезде в Полтавскую область оказалось, что все не так плохо: дождь здесь не моросил, настроение у всех было отличное.

Студентов сопровождали пять педагогов техникума, как положено по инструкции. Одна из учительниц меньше года назад потеряла в автомобильной катастрофе сына, и коллеги уговорили ее поехать вместе с ними — мол, отвлечешься, развеешься…

Но до места назначения «Икарус» не доехал. Недалеко от поселка Чутово Полтавской области автобус попал в аварию. Как это было, помнят не все: одни дремали, другие были заняты разговорами, на дорогу мало кто смотрел.

- Мы с коллегой сидели на передних сиденьях, как раз напротив лобового стекла, поэтому видели происходившее во всех подробностях, — рассказывает преподаватель химии Валентина Кофанова.  — Всю дорогу от Харькова трасса была свободная, но тут навстречу пошла большая колонна фур. И вдруг из-за них выскочила «десятка» серебристого цвета и пошла прямо на нас — лоб в лоб. Видно, водитель, идя на обгон, думал, что перед ним только один грузовик, а когда выехал на встречную полосу, не успел сориентироваться. Дорога узкая, и уйти практически некуда. Я только успела произнести: «Он же не проскочит!» — и тут же автомобиль в нас врезался.

Столкновение было такой силы, что ВАЗ буквально смяло в гармошку. Автобус же от удара понесло в сторону. Немного побалансировав на трассе, он съехал в кювет и завалился на правый бок. Все это заняло от силы десять секунд. Пассажиры автобуса говорят, что даже не успели по-настоящему испугаться.

- Я помню чей-то крик и толчок, а потом очнулась на Виталике, рядом с которым сидела, и на мне еще два человека сверху, как бутерброд, — рассказывает первокурсница Алина Федоренко.  — Я сидела, плакала и, пока мне не помогли, даже не думала о том, что нужно выбираться наружу.

- Когда автобус упал на бок и настала мертвая тишина, подумала: всЁ, мы в братской могиле…  — вспоминает заместитель директора техникума Татьяна Белова, которая была ответственной за экскурсию.

«Он же может взорваться!» — закричал кто-то, и этот возглас привел всех в чувство. Парни быстро открыли люки, вместе с водителем высадили лобовое и заднее стекла, и в считанные минуты пассажиры уже стояли снаружи. В салоне автобуса осталась лежать только учительница истории Зоя Гужовская. Ошеломленной болью женщине казалось, что на ней нет живого места, а сломанное ребро вот-вот проткнет легкое. Но позже выяснилось, что она сломала лишь руку выше локтя. Кажется невероятным, что в аварии, которая могла обернуться для многих серьезными увечьями, а то и смертью, перелом руки стал самой серьезной травмой.

- Как ни странно, паники не было, — рассказывает студент Алексей Лутаев.  — Мы выбрались из автобуса, покурили в стороне, пришли в себя, успокоили девочек и вытащили вещи из автобуса. Все было вполне спокойно и, я бы даже сказал, организованно.

- Я поняла, что у нас отличные дети! — восклицает учительница электротехники Валентина Кириченко.  — В такой экстремальной ситуации 15-16-летние мальчики вели себя как настоящие мужчины. Спокойно, слаженно, без лишних эмоций организовали эвакуацию из автобуса и не только сами не паниковали, но и нас успокаивали. А как бережно они относились к девочкам!..

- Так ведь девочки у нас на вес золота, — улыбается Татьяна Белова.  — Техникум-то мальчишеский, девочек не больше пятнадцати процентов. Вот и в этой экскурсии их было всего несколько человек. Конечно, надо беречь.

Попавшие в аварию экскурсанты простояли на холодном ветру посреди поля больше трех часов

Уже через десять минут на место происшествия приехали две кареты скорой помощи. Одна увезла в Чутовскую районную больницу учительницу со сломанной рукой и еще двух плохо чувствовавших себя подростков. Другая — водителя злополучной «десятки». По словам очевидцев, для того, чтобы извлечь его из машины, пришлось растягивать смятый в гармошку автомобиль двумя мощными грузовиками. И все же достать мужчину удалось только через заднюю дверь: удар был такой силы, что вся передняя часть превратилась в сплошное месиво, а двигатель вдавило в салон. Позже выяснилось, что за рулем автомобиля был 35-летний уроженец Дагестана, помощник-консультант Владимира Левцуна, народного депутата Украины от одного из округов Полтавской области. Сейчас он находится в реанимации Чутовской больницы, и медики по-прежнему характеризуют его состояние как крайне тяжелое.

- Только пересчитав детей и убедившись, что все они целы, мы немного успокоились, — говорит Татьяна Белова.  — Но тут же страх снова вернулся — теперь уже от осознания того, что могло бы произойти.

К подросткам хорошее настроение вернулось гораздо быстрее. Уже через несколько минут после аварии они смеялись и фотографировались на фоне перевернувшегося автобуса, с удовольствием используя фотопленку, припасенную для полтавских красот. Времени на фотосессию у них было более чем достаточно: после того как с места происшествия разъехались медики и работники милиции, четыре десятка незадачливых экскурсантов остались не обочине трассы одни.

- Нам пришлось провести посреди поля больше трех часов, — возмущаются преподаватели.  — Холодный воздух, сырая трава — ни присесть, ни прилечь. Еще сильный ветер поднялся, так что к синякам и шишкам у многих добавилась простуда.

Наконец из Харькова прибыл автобус, отправленный экскурсионной фирмой, и всех отвезли в районную больницу, где ребят осмотрели врачи, а потом накормили. Некоторые успели позвонить домой и сообщить о происшествии, другие молчали, не торопясь волновать родителей.

- Я вообще-то не собирался пугать маму, но случайно проболтался, — рассказывает

15-летний Виталий Педченко.  — Когда были в Чутовской больнице, она позвонила мне на мобильный. Спрашивает: «Как экскурсия?» — «Нормально».  — «А сейчас ты где?» — «В больнице… » И тут понял, что ляпнул лишнее.

Когда автобус прибыл обратно в Харьков, под стенами техникума его уже встречали взволнованные мамы и папы. Остальные родители приезжали за своими детьми в «неотложку», куда студентов отвезли для дополнительного осмотра. Серьезных травм ни у кого из пассажиров автобуса врачи не обнаружили: в основном, были ушибы и ссадины, да еще несколько легких сотрясений мозга. Медики не сочли нужным оставлять кого-нибудь на стационарное лечение, и к семи часам вечера подростки, наконец, разъехались по домам. Но на следующий день в техникум пришли только четверо из тех, кто был накануне в автобусе. Остальные решили немного передохнуть, чтобы оправиться от пережитого шока.

- После той аварии никак не пройдет чувство страха перед автобусами, — признается первокурсница Татьяна Денисова.  — Каждый раз, заходя в салон, приходится себя пересиливать.

У некоторых студентов последствия аварии проявились не сразу, а лишь спустя несколько дней: у одного отекла рука, у другого медики диагностировали трещину в кости, а у кого-то обнаружились признаки сотрясения мозга. Правда, посещение врачей совершенно неожиданно оказалось для некоторых подростков проблематичным.

- Я пришел в больницу своего района, но хирург отказал мне в приеме, — удивляется третьекурсник Саша Шапошник.  — Мотивировал это тем, что я, мол, состою на учете в военкомате и он не имеет права меня обследовать, потому что я якобы «кошу» таким образом от армии.

«Наш водитель — просто молодчина. Сделал все возможное и невозможное!»

В Управлении ГАИ Полтавской области от комментариев относительно этой аварии пока воздерживаются: говорят, следствие еще не успело сделать какие-либо выводы. Но, похоже, виновным будет признан водитель ВАЗа, который выехал на полосу встречного движения, пытаясь совершить запрещенный в этом месте обгон. К водителю «Икаруса» у автоинспекторов тоже есть некоторые претензии. По закону «Икарус» с детьми должна сопровождать машина ГАИ. Тогда, уверены правоохранители, аварии не было бы. Однако водитель сопровождение не попросил. Но и студенты, и их преподаватели убеждены, что водитель ни в чем не виноват. Более того, именно ему они обязаны своим спасением, считают все.

- Водитель — просто молодчина. Сделал все возможное и невозможное в такой ситуации, — наперебой говорят ребята.  — Не сумей он продержать автобус на дороге пару лишних метров, и мы не съехали бы в кювет, а просто рухнули туда вверх колесами. Тогда вряд ли удалось избежать жертв. Откос там довольно высокий и явно круче 45 градусов. К тому же в том месте, где произошло столкновение, под дорогой проходят трубы водоотведения. Кто знает, что с нами было бы, если б автобус опрокинулся прямо на них.

- А что касается сопровождения машиной ГАИ, не думаю, что это забота водителя, — поддерживает учеников Валентина Кириченко.  — И, кстати, когда мы возвращались после аварии в Харьков, почему-то никто из полтавских милиционеров не заикнулся о том, чтобы нам дали сопровождение хотя бы до границы области. А на дороги к тому времени лег очень густой туман.

Сейчас студенты вспоминают об аварии как об интересном и экстремальном приключении и пользуются в техникуме особенным вниманием. Те, кто отказался от экскурсии, даже завидуют им. На вопрос о том, не было ли у кого-нибудь мрачных предчувствий перед поездкой, студенты оживляются.

- Мне ночью перед экскурсией снилось, что я еду в Полтаву, а потом автобус взрывается, и я проснулся!..

- А мне, когда я шел к месту сбора, дорогу перебежала черная кошка!..

- А тринадцатое число — это разве ерунда? Верная примета — похлеще любого предчувствия!..

Тем не менее на вопрос, собираются ли они повторить поездку в Полтаву, подростки дружно кричат: «Да!» Но добавляют: когда погода будет получше и все же не тринадцатого числа.