В августе 1922 года лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию по раскопкам захоронений древних египтян, получил послание от известного прорицателя Луиса Гамона с предупреждением: «Лорд Карнарвон не должен вскрывать могилу. Неповиновение опасно. Если он ослушается, будет сильно страдать. Последует смерть». Но слова эти не остановили археолога и его коллегу — специалиста-египтолога Говарда Картера.
К широкомасштабным раскопкам в Долине царей Картер и Карнарвон приступили еще в 1917 году. 4 ноября 1922 года Картер (Карнарвон тогда находился в Лондоне) обнаружил каменные ступени. После того как они были очищены от щебня, стало ясно, что найдена гробница, но вход в нее был замурован и опечатан. Когда ее вскрывали, в Египет съехались археологи со всего мира. Гробница состояла из четырех помещений. Под крышкой саркофага, где покоился фараон, оказался отсек из чистого золота. Картер и Карнарвон испытали счастливейший момент в жизни. Для вывоза сокровищ соорудили 1,5-километровую узкоколейку до берега Нила. Оттуда драгоценности пароходом отправляли в Каир.
В гробнице археологи обнаружили надпись: «Смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит покой мертвого правителя!» Самое страшное, что это предупреждение исполнилось. На протяжении восьми лет после раскопок умерли практически все причастные к ним люди. Лорд Карнарвон скончался от заражения крови «после неосторожного бритья» в 1923 году. Перед смертью 57-летний меценат бредил и упоминал имя Тутанхамона. Следующим отошел в мир иной один из близких друзей археолога Джордж Гуд. Посетив могилу Тутанхамона, он через 6 часов впал в кому и на следующий день, несмотря на усилия врачей, умер. Внезапной болезни объяснения не нашлось. Затем скоропостижно ушли из жизни специалист, делавший рентгеновский анализ мумии, коллега Картера, вскрывавший погребальную камеру, его секретарь. От укуса москита погибла леди Карнарвон. Несколько человек, участвовавших в раскопках, покончили с собой. К 1930 году из числа непосредственных участников экспедиции в живых остался только Говард.
В 1966 году директор археологического ведомства Египта Мохаммед Ибрагим начал кампанию против вывоза сокровищ Тутанхамона из страны. Он заявил, что скорее умрет, чем позволит вывезти их, как планировалось, в Париж. С его мнением не посчитались. После решающего совещания в Каире Мохаммед Ибрагим был сбит машиной и погиб на месте происшествия.
Страхи возобновились в 1972 году, когда золотую посмертную маску Тутанхамона готовили к выставке в Лондоне. За ее отправку из Каира отвечал Гамаль Мехрез. Ученый и атеист, он не опасался никаких проклятий, заявив: «Я более, чем кто-либо другой в мире был занят в работах, связанных с гробницами и мумиями фараонов. И я живой. Я живое свидетельство того, что все трагедии, связанные с фараонами, просто совпадение». Все подготовительные работы по подбору золотых вещей из гробницы Тутанхамона прошли без проблем. Коллекции упаковали и погрузили на машины для отправки в аэропорт. Доктор Мехрез наконец-то вздохнул с облегчением. Он уже готовился покинуть каирский музей, как вдруг упал замертво от сердечного приступа
Подготовила Юлия ШВЕЦ, «ФАКТЫ»