Депутаты приняли в первом чтении три закона, направленные на урегулирование проблемы обесцененных сбережений
Перед прошлыми парламентскими выборами в Верховной Раде чуть ли не каждую неделю принимали законопроекты, призванные кардинально решить проблему компенсации обесцененных сбережений. Способы предлагались разные: направить на компенсацию доходы от приватизации, ввести специальный налог, использовать деньги от продажи земельных участков. Наиболее «прогрессивный» закон предполагал просто напечатать недостающие 132 миллиарда гривен и таким образом решить проблему одним махом.
Голосовать против столь «важных» социальных проектов депутаты не отваживались, несмотря на их абсолютную нереальность. Кому охота прослыть человеком, который не заботится о благе вкладчиков? В результате все предложенные документы были приняты в первом чтении. А после выборов к рассмотрению проектов никто уже не возвращался.
К будущим выборам ситуация обещает повториться. Во всяком случае, уже в первый день нынешней сессии парламента депутаты приняли в первом чтении целых три закона, направленные на урегулирование проблемы обесцененных вкладов.
Первый из них предполагает включение всей суммы обесцененных сбережений в состав государственного внутреннего долга Украины. По мнению авторов законопроекта, это позволит прекратить практику финансирования компенсации вкладов по остаточному принципу.
Кроме того, законопроект устанавливает сумму, которую необходимо выделять на компенсации. Она не должна быть меньше размера прироста валового внутреннего продукта. В реальных цифрах это выглядит приблизительно следующим образом. В 2003 году, согласно данным Госкомстата, ВВП составил около 264 миллиардов гривен и вырос за прошлый год приблизительно на 11 процентов, то есть на 29 миллиардов гривен. Получается, что именно такую сумму необходимо было предусмотреть на компенсации в нынешнем году. Напомним, что доходная часть бюджета нынешнего года составляет 86,5 миллиарда гривен и на компенсации ушло бы более трети этой суммы. Такую нагрузку вряд ли способен выдержать и более крепкий бюджет, чем украинский.
Другой законопроект предусматривает с 1 января 2005 года направлять ежегодно на возмещение обесцененных вкладов часть валютного резерва в размере 25 процентов той его части, которая превышает 10 миллиардов долларов.
По мнению авторов законопроекта, эта норма позволит изыскать средства на компенсацию вкладов, не требуя при этом дополнительных бюджетных затрат.
Надо сказать, что в нынешнем году данный закон, будь он даже принят вовремя, пользы населению не принес бы. Из пояснительной записки к нему явствует, что авторы исходят из того, что валютные резервы НБУ составляют около 12 миллиардов долларов. Следовательно, на компенсации в этом году можно было бы потратить около 500 миллионов долларов (2 миллиарда 650 миллионов гривен). Однако массовая распродажа валюты из госрезервов, понадобившаяся для того, чтобы сдержать инфляцию после предвыборных выплат предыдущего правительства, привела к тому, что в конце прошлого года никакой части госрезерва, превышающей 10 миллиардов, не осталось. По данным Национального банка, в конце 2004 года его валютные резервы составили 9 миллиардов 525 миллионов долларов. Значит, и на компенсации взять из этих денег было нечего.
Правда, в нынешнем году по мере нормализации ситуации в экономике стали расти и валютные резервы. К концу января они составили 10 миллиардов 59 миллионов гривен. Если так пойдет и дальше, то уже в следующем году, возможно, удастся использовать часть этих денег для компенсации обесцененных вкладов.
И, наконец, третий законопроект. Он содержит одно очень важное для миллионов граждан Украины положение о том, что в случае смерти обладателей вкладов право на компенсацию предоставляется их наследникам. Ныне действующая редакция закона такого положения не содержит. А между тем эта проблема достаточно актуальна. Очень многие вкладчики за годы ожидания ушли из жизни, и их наследники, естественно, беспокоятся о том, чтобы накопленные родственниками средства не пропали и хоть когда-нибудь вернулись в семьи. Если этот закон вступит в силу, то проблема будет решена.
Хотя, конечно, лучше, чтобы до момента выплаты дожили сами вкладчики. И депутаты продолжают искать средства для выплат. Данный законопроект предлагает еще один способ. Он тоже касается использования средств из валютных резервов НБУ. Предлагается тратить на компенсации не менее 50 процентов от суммы увеличения валютных резервов за прошлый год. Если бы этот законопроект был принят раньше, то он, в отличие от предыдущего, принес бы пользу вкладчикам уже в нынешнем году. Валютные резервы НБУ за прошлый год выросли на целых 4 миллиарда 420 миллионов долларов. Соответственно, половину этой суммы — 2 миллиарда 210 миллионов долларов (11 миллиардов 716 миллионов гривен) — можно было бы направить на компенсации. Вопрос только в том, можно ли таким образом использовать валютные резервы центрального банка.