Події

Боря слабский, который до девяти лет попрошайничал и ни дня не учился в школе, за три года полностью наверстал школьную программу и стал ответственным мальчиком

0:00 — 8 лютого 2005 eye 316

Благодаря «ФАКТАМ» круглый сирота из Херсона нашел в закарпатском селе своих родственников и обрел настоящую семью

20 февраля 2002 года «ФАКТЫ» опубликовали материал Людмилы Трибушной о девятилетнем мальчике Боре Слабском из Херсона. Оказавшись с матерью на улице, ребенок был вынужден попрошайничать в городских столовых и стал фактически кормильцем их маленькой семьи. После внезапной смерти мамы Борька остался один и попал в интернат. Чтобы уберечь мальчика от сиротской судьбы, добрые люди попытались разыскать через «ФАКТЫ» его родственников. Попытка оказалась успешной — благодаря публикации в газете нашелся дядя мальчика. Он живет в закарпатском селе Турья Ремета и сразу согласился взять ребенка к себе. С тех пор прошло три года, и «ФАКТЫ» решили поинтересоваться, как складывается судьба нашего героя.

В селе решили: если Ира не едет, значит, в ее семье все наладилось

Село Турья Ремета находится в 30 километрах от Ужгорода, но значительно выше над уровнем моря, фактически в горах. Когда рейсовый автобус подъехал к остановке, оказалось, что село буквально утонуло в сверкающем на солнце снегу. Впрочем, несмотря на интенсивные осадки, дорожка к дому Слабских была аккуратно прочищена. Как только я открыл калитку, из дома навстречу вышел Борька. За три года, что мы не виделись с ним, мальчик очень подрос и заметно изменился. Глядя на бойкого, улыбающегося парнишку, трудно представить, что не так давно он был обречен на бесперспективное интернатовское будущее. Дядя Бори уехал на заработки в Чехию, и 12-летний мальчик остался единственным мужчиной в семье. У него есть некоторые обязанности по хозяйству, и парнишка с ними справляется. Это он так старательно прочистил тропинку к дому.

Биография Бори Слабского — яркий пример того, как публикация в газете может круто изменить судьбу человека. Благодаря «ФАКТАМ» осиротевший мальчик не только узнал о своих, казалось бы, навсегда утраченных родственниках, но и обрел новую семью.

История эта началась в далеком 1981 году. На предприятие, где кондитером работала будущая мама Бори Ирина Слабская, пришло распоряжение: отправить кого-то из сотрудников в Херсон на курсы повышения квалификации. Ира была самой молодой, поэтому начальство выбрало ее. Впрочем, она не возражала. 19-летней девушке, не выезжавшей дальше областного центра, так хотелось попутешествовать… За несколько месяцев город на Днепре настолько понравился Ирине, что, вернувшись домой, она вопреки уговорам родных решила поехать туда снова. Девушка нашла в Херсоне хорошую работу и вскоре вышла замуж. Последний раз она приезжала в родное село в 1991 году вместе с мужем. А через год в молодой семье родился сын.

Изредка Ира присылала своим родственникам письма, однако со временем они излучали все меньше и меньше оптимизма. Муж слишком часто стал заглядывать в бутылку, и женщина решила уйти от него. В 2000 году она несколько дней гостила у родственников в Мариуполе. Оттуда позвонила младшему брату Михаилу и спросила, примет ли он ее в отчем доме. Для Иры с Борей подготовили отдельную комнату, но она так и не приехала в Закарпатье. Решила вернуться в Херсон. С тех пор от Ирины не было никакой весточки, а связаться с ней родственники не могли, поскольку не знали ее нового адреса и телефона. Некоторое время в селе ждали, что Ира вернется, но потом решили: раз не едет, значит, вернулась к мужу, и все у них наладилось.

Страшную правду в Турье Ремете узнали лишь из публикации «ФАКТОВ». Оказалось, что муж Ирины умер от цирроза печени, а она, также пристрастившись к алкоголю, потеряла работу, жилье и осталась с ребенком на улице. Они ночевали на вокзале, и их приютила пенсионерка Екатерина Кириллова. Когда Ирина умерла, никого из близких не оказалось рядом, поэтому ее похоронили в общей могиле.

После смерти матери Борька попал в интернат и мог остаться там на долгие годы, если бы не Екатерина Кириллова. Сердобольная женщина решила разыскать родственников сироты, хотя знала лишь то, что живут они где-то в Закарпатье. Она обратилась в милицию, а когда это не помогло, написала письмо в «ФАКТЫ». И чудо произошло! Газета с публикацией и фотографией Бори попала к его закарпатским родственникам (в Турье Ремете у мальчика живут дядя и двоюродная бабушка с семьей). Они не раздумывая согласились взять мальчика к себе.

«Борю нам послал сам Бог»

- Газету принесла наша соседка, бывшая одноклассница Иры, — вспоминает тетя Бориса Ольга Слабская.  — Так вышло, что я не успела познакомиться с сестрой мужа, но у нас осталось много ее снимков (в том числе фотокарточка Борьки, где ему всего год и два месяца). В газетной статье были описаны почти все подробности из жизни Иры, поэтому я сразу догадалась, что речь идет о наших родственниках. Муж находился на заработках в Чехии, поэтому решение взять мальчика я принимала сама. Мы давно планировали завести ребенка, но не получилось. Видно, Борю нам послал сам Бог. С мужем удалось связаться по телефону лишь через неделю. Весть о смерти сестры стала для него настоящим потрясением. Миша очень любил сестру, часто рассказывал о ней. А когда узнал о мальчике, сразу поддержал меня: «Ты правильно решила, оформляй документы. Я скоро вернусь и поеду в Херсон». С документами пришлось поморочиться, ведь у Бори, кроме свидетельства о рождении и фотографии мамы, ничего не было. Но в конце концов удалось собрать необходимые бумаги, и через два месяца ребенок переехал к нам.

- Я и сам очень хотел приехать в Закарпатье, — вступает в разговор Боря.  — Мама часто рассказывала, какие тут красивые горы, природа…

Новому члену семьи выделили отдельную комнату. На новом месте он освоился буквально за один день. До того 9-летний Борис никогда не ходил в школу (за исключением нескольких недель в интернате в Херсоне), поэтому ему пришлось интенсивно наверстывать упущенное. Когда мальчика определили в класс, учительница показала детям «ФАКТЫ» с публикацией о Боре и попросила: «У нашего нового ученика умерли родители. Он приехал в наше село и будет учиться вместе с вами. Пожалуйста, примите его как давнего знакомого». И дети приняли Борьку в свой коллектив. Сначала наука давалась мальчику с трудом, иногда приходилось садиться за книжку со слезами. В первые дни новый ученик мог встать прямо среди урока и спросить: «Когда закончатся занятия? Для меня уже достаточно, я бы пошел домой». Но со временем дела пошли лучше. К тому же Боря оказался очень компанейским ребенком, подружился со многими одноклассниками.

У мальчика появилось несколько крестных, которые балуют его подарками

- Изредка Боря вспоминает свою жизнь в Херсоне, — рассказывает Ольга.  — О том, как приходилось ночевать на вокзале или под открытым небом, попрошайничать в кафе и столовых. Близких людей у мальчика там, за исключением бабушки Кати, не осталось. Он давно хотел написать ей письмо, только не знает куда (в начале 2002 года Екатерина Кириллова сменила адрес). Может, «ФАКТЫ» помогут нам найти женщину, которая столько сделала для ребенка!

У Бори долго оставалась привычка спать, скрутившись калачиком, будто ему холодно, а также есть понемногу, но часто. Лишь в последний год эти «пережитки» его трудного прошлого исчезли. Сейчас он, можно сказать, всеобщий любимец в Турье Ремете. Борю в селе все знают, у него есть несколько крестных, которые часто балуют его подарками.

- Один нанашко (крестный отец.  — Авт. ) подарил мне на день рождения велосипед «Монтенбайк», — не может удержаться, чтобы не похвастать, мальчик.  — А другие — двое или трое часов.

- Второй год подряд Боря отдыхает летом в детских лагерях, — говорит женщина.  — Когда в школе распределяют путевки, первым всегда предлагают нам. А в этом году оздоровительную двухнедельную путевку в санаторий выделили даже в январе.

- Понравилось тебе в санатории? — спрашиваю мальчика.

- Очень. Там были дети из других районов. Мы играли в шашки, занимались на тренажерах, делали дыхательные упражнения. А главное — никаких уроков.

- Учиться, значит, не очень любишь.

- Почему же? Читать, правда, не очень, зато математику и английский люблю. По английскому у меня часто 11 и 12. И поведение хорошее.

- И преподаватели, и дирекция школы считают Борю хорошим, прилежным учеником, — рассказывает учительница Наталья Алексеевна.  — Он с ходу вписался в детский коллектив, а за прошлый учебный год догнал школьную программу и сейчас не отстает от других детей. Но больше всего у мальчика изменилось поведение. В первые месяцы, когда Боря попал к нам, было видно, что он не привык к дисциплине. Зато сейчас можно с уверенностью сказать, что это совершенно другой ребенок — вежливый, честный, ответственный за свои поступки. Не припомню случая, чтобы он не выполнил обещания или кого-то подвел. Мой земельный участок расположен рядом с огородом родственников Бори. Во время сбора урожая он всегда прибегает и предлагает: «Наталья Алексеевна, давайте я вам помогу».