Світ

На житомирщине шестеро милиционеров открыли огонь по троим братьям, пытавшимся сражаться вилами и топорами

0:00 — 9 лютого 2005 eye 266

Трагедией закончился конфликт между шестью сотрудниками милиции и тремя жителями села Старошейка Житомирской области — братьями Ковальскими: в стычке братья получили серьезные огнестрельные ранения, от которых младший из них, 18-летний Мечислав, скончался. При задержании Ковальских милиционеры применили табельное оружие. Братья защищались топорами и вилами. Похороны Мечислава, состоявшиеся 3 февраля, превратились в акцию протеста возмущенных селян. Они требовали справедливого, по их мнению, возмездия виновникам смерти односельчанина.

Рассказать о том, как развивались события, мы попросили заместителя прокурора Житомирской области Владимира Кобернюка.

По словам В. Кобернюка, еще 14 января в усадьбу Ковальских зашел участковый милиционер: на братьев пало подозрение в причастности к краже имущества местного гранитного карьера (23-летний Геннадий Ковальский и его брат Мечислав ранее привлекались к уголовной ответственности за кражу). Но участковому в тот день выяснить ничего не удалось. Как он утверждает, мать братьев неожиданно набросилась на него с вилами — мол, нечего беспокоить детей понапрасну.

29 января к Ковальским нагрянул наряд из шести милиционеров — двух сотрудников райотдела милиции и четверых сотрудников спецподразделения «Беркут». Братья спрятались от правоохранителей на чердаке надворной постройки. Милиционеры, обнаружив их, потребовали спуститься. Братья после словесной перепалки таки спустились, прихватив… топоры и вилы. Опешившие милиционеры пытались уговорить их не делать глупостей и даже произвели два предупредительных выстрела в воздух. Но братьев это не остановило — они перешли в наступление. Милиционеры открыли огонь на поражение: Валерий был ранен в руку, Геннадий — в ногу, а Мечиславу прострелили грудь. Спустя два дня Мечислав скончался в больнице.

25-летнего Валерия Ковальского я нашла в травматологическом отделении больницы областного центра через неделю после случившегося. Он даже не знал, что его младшего брата уже нет в живых.

- Милиционеры искали у нас какую-то пропавшую технику, но ничего не нашли, — рассказывает Валерий.  — Несмотря на это, приказали мне проехать с ними на допрос. С какой стати — непонятно. Я наотрез отказался ехать, сказал, что готов ответить на все вопросы здесь, на месте. Трое милиционеров попытались запихнуть меня в машину насильно. Мы стали бороться. Я с трудом вырвался и убежал. После этого, 29 января, к нам приехал уазик с вооруженными милиционерами. Когда мы с братьями увидели беркутовцев, поняли, что нас сейчас начнут дубасить, и решили защищаться тем, что оказалось под рукой. Чем все закончилось — сами знаете. Неужели с самого начала нельзя было решить все вопросы тихо-мирно у нас во дворе?

В Центре общественных связей УМВД Украины в Житомирской области заявили, что правоохранители вынуждены были стрелять, поскольку существовала реальная угроза их жизни и здоровью. И первый выстрел на поражение был сделан только после того, как один из братьев замахнулся топором на сотрудника милиции. Второй брат бросил топор, который задел бронежилет милиционера.

По словам Владимира Кобернюка, 2 февраля областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту превышения власти и служебных полномочий сотрудниками милиции, которое повлекло тяжкие последствия.