Спорт

Василий иванчук: «покупая на рынке мясо или лук, всегда торгуюсь. Люблю, чтобы скинули гривню-другую»

0:00 — 13 лютого 2005 eye 323

Известный украинский гроссмейстер поделился с читателями «ФАКТОВ» секретом приготовления дерунов и мяса «по-иванчуковски» Застать дома, во Львове, выдающегося гроссмейстера Василия Иванчука — дело непростое. Корреспондентам «ФАКТОВ» пришлось гоняться за ним по странам и континентам. Сразу же после победной для украинских шахматистов Олимпиады на Мальорке Василий отправился в Грецию тренировать детишек на юношеском чемпионате мира. Потом вылетел в Ереван, где успешно сыграл в мемориале Тиграна Петросяна, а затем к своему нынешнему титулу чемпиона Европы добавил победу в первенстве континента по быстрым шахматам, сделав тем самым золотой дубль. Чуть позже из далекой Мексики пришло сообщение о новом успехе львовянина…

«Обожаю рождественскую кутью, но готовить ее по всем правилам не умею»

Интервью с титулованным шахматистом все откладывалось и откладывалось. Но вот, приехав в Бельгию для участия в тамошнем командном чемпионате в качестве легионера, я услышал от менеджера клуба, что в его доме меня ждет сюрприз. Дверь мне открыл… Иванчук. И сразу же огорошил вопросом: «Ты по-французски говоришь? Вот купил какой-то молочный продукт в супермаркете, хочу узнать, сметана это или нет». После недолгого филологического спора мы решили поступить проще: открыть и попробовать.

- Таки сметана! — радостно потирая руки, сказал Василий.  — Тогда завтра буду готовить деруны.

Чтобы попробовать деруны «по-иванчуковски», пришлось запастись терпением. Василий спал часов до одиннадцати, затем встал, плотно позавтракал и отправился в супермаркет, чтобы купить недостающие продукты.

- А во Львове ты где продукты покупаешь? Родители тебе готовят или, может, домработница есть? — спросил я Василия, когда он вернулся.

- Домработницы нет. Живу отдельно от родителей. На рынок хожу сам. Люблю поторговаться. Какой же поход на рынок без торговли? Люблю, чтобы скинули гривню-другую. Покупаю картошку, лук, мясо. Прекрасно знаю, сколько что стоит. Стараюсь брать качеством получше.

- Продавцы тебя узнают?

- Узнают. Но торговаться я все равно люблю, да и продавцам удовольствие.

- Самую дорогую свою покупку помнишь? Может, любимого человека однажды чем-то необычным порадовал?

- Да нет, ничего особенного не покупал, если не считать компьютера — ноутбука. Пока еще сердце не екнуло, чтобы совершить какую-нибудь безумную покупку.

Иванчук начал чистить картошку, и я вызвался ему помочь, чтобы заодно продолжить наш разговор.

- Любимое блюдо у тебя есть?

- Вообще-то нет. Под настроение: что захочется, то и поем. Мясо, например. Не важно, свинину или говядину. Вымачиваю его в подсолнечном или оливковом масле с луком, чесноком, перцем. Ставлю на час с четвертью в духовку. Пальчики оближешь! Рождественскую кутью обожаю, но приготовить ее по всем правилам очень сложно. Поэтому я лишь помогаю маме, толку макогоном мак.

«Вино и водочку пью. Но, раз уж мы в Бельгии, подойдет пиво»

Закончив чистить картошку, Василий тщательно ее из-мельчил, а затем стал резать лук и чеснок, напевая слова из песни к кинофильму «Земля Санникова»: «А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг!»

- И часто ты поешь? Слышал, что, выиграв в Монако у чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника, ты запел прямо в игровом зале…

- Чего только журналисты не напишут. О себе я много чего читал: и рыбалкой, мол, увлекаюсь, и балетом, и в общении недоступен… Нет, ничего не опровергаю, но после партии с Крамником я не пел, хотя пою часто и с удовольствием. В конце Олимпиады, когда сил уже оставалось мало, я пел: «Усталость забыта, и надо успеть» из «Неуловимых мстителей» — и представлял себя всадником с шашкой наголо. Это здорово помогало.

Смешав картошку с луком и чесноком, Василий аккуратно, не повредив желток, добавил туда пару яиц.

- Не ожидал, что ты такой старательный, даже педантичный. У Иванчука ведь репутация гения, отрешенного от всего земного…

- Я и шахматные партии анализирую с такой же тщательностью. Что касается гениальности, могу рассказать одну историю. Никому, кроме «ФАКТОВ», ее не рассказывал. В 1992 году я летел в одном самолете с шестым чемпионом мира Михаилом Ботвинником. Разговор зашел о возвращении Фишера и о его только что закончившемся матче со Спасским. Ботвинник сокрушался: «Вот Фишер выиграл 10:5, и его снова все называют гением. А я в 1961-м выиграл матч-реванш у Таля. Тоже с разрывом в пять очков. Но мало того что никто не называл меня гением, так я еще отовсюду только и слышал: «Опять вылез, старая сволочь!»

- А кого ты считаешь самым гениальным шахматистом всех времен?

- Наверное, все-таки Капабланку. Хотя в таких вещах надо соблюдать осторожность. Алехин и Капабланка после своего матча были в ссоре, и однажды русский чемпион мира решил поискать пути к примирению. Алехин подошел к жене Капабланки и сказал примерно следующее: «Все знают, что два самых великих игрока в мире — я и Капабланка. Пора бы нам забыть старые обиды». «Не вы и Капабланка, а Капабланка и вы», — ответила супруга кубинца. «Да вы просто тигрица!» — вырвалось у Алехина. Слово за слово началась перебранка. А ведь шахматная история могла пойти по другому пути, скажи Алехин: «Мы с Капабланкой».

- Алехин, как известно, любил выпить. А как ты к спиртному относишься?

- Вино и водочку пью. Но, думаю, раз уж мы в Бельгии, к дерунам подойдет пиво. Насчет Алехина. Когда он проиграл матч Эйве, то накануне матча-реванша газеты писали, что он собственноручно доит корову и пьет парное молоко. Жаль, что не сохранилась, если это на самом деле было так, фотография. Посмотрел бы я, как дворянин, доктор права Алехин, всегда ходивший в костюме с бабочкой, доит корову. Была бы отличная антиалкогольная пропаганда!

«Хочу посоревноваться с Русланом Пономаревым… в кулинарном искусстве»

- Скажи, ты что-нибудь знаешь о гастрономических пристрастиях великих шахматистов?

- У выдающихся шахматистов были различные таланты. Капабланка слыл любимцем женщин, Алехин знал больше всех языков. А кто был лучшим поваром, никто не знает. Почему бы не устроить соревнования, кто лучше готовит? Например, Иванчук или Пономарев? Получился бы такой своеобразный матч-реванш на первенство мира.

- Обещаю, «ФАКТЫ» расскажут о том, как готовит свои любимые блюда Руслан Пономарев. Чем черт не шутит, может, и сойдетесь еще в кулинарном поединке. Кстати, телевизионные передачи на эту тему смотришь?

- Да. Но мне не нравится, что в «Мистере Куке» идет соревнование на скорость. Ведь главное, чтобы было вкусно, а не кто быстрее справится. И другие передачи на эту тему смотрю. Помню, когда Борис Бурда начинал свои программы, он был довольно худой. А сейчас посмотрите, как растолстел!

- Кулинария не отвлекает тебя от шахмат?

- Стараюсь от всего, чем бы я ни занимался, получать удовольствие. Люди постоянно пытаются загнать себя в какие-то рамки, а я стараюсь руководствоваться принципом Цезаря: «Главное в жизни — свобода выбора».

- Так вот, оказывается, какая у тебя философия. А что же тогда, по-твоему, шахматы?

- Помнишь, были споры: шахматы — это наука, спорт или искусство? Конечно, шахматы — все вместе взятое. Философия же — это особый образ мысли, он у каждого игрока свой. А в соревнованиях на высшем уровне — еще и политика.

Тем временем мой собеседник добавил в деруны немного мясного фарша и стал обжаривать кусочки аппетитной смеси в подсолнечном масле.

- Необходимо вовремя переворачивать, следить, чтобы не подгорело, — делится Василий секретами.  — И ни в коем случае не торопиться. Приготовление пищи меня успокаивает.

- Что же самое главное в этом процессе?

- Думаю, как и в шахматах, — интуиция.

Надо отдать должное львовскому гроссмейстеру, деруны получились на славу, пальчики оближешь!