бросился к соседу пятилетний Кирюша, когда понял, что сам с огнем не справится
Когда пятилетний Кирилл и его трехлетняя сестричка Карина проснулись, они обнаружили, что заперты дома одни. Недолго думая, дети выбрались из своих кроваток и пошли в гостиную играть. Там за маленькой дверцей в печке весело гудел огонь. Мальчишка принялся играть солдатиками, а девочка начала строить замок из кубиков, как вдруг из печки выкатился уголек
Коллеги предупредили меня: бабушка Кирилла и Карины Любовь Павловна журналистов встречает в штыки, на разговор не идет и к внукам никого не подпускает. Это и неудивительно: такой стресс пережила! Между тем весь Херсон всколыхнуло ЧП, случившееся на днях в Северном поселке областного центра. Мужество маленького мальчика, который в сложной ситуации повел себя совсем не по-детски, никого не могло оставить равнодушным.
Дочь Любови Павловны работает в Одессе, а Кирилл и Карина остались на попечении бабушки. Накануне происшествия к их дому в частном секторе подъехала машина, из нее вышли электрики и стали взбираться на столб. Хозяйка еле упросила их не отрезать в доме свет и поклялась вернуть долги энергетикам. На следующий же день, уложив днем внуков спать, бабушка отправилась выполнять обещание.
Мелкие угольки с горящей золой, которые выкатились на пол, сначала вызвали у детей интерес. Но когда огонь пополз по ковру и добрался до игрушек, Кирилл принял вполне «взрослое» решение: закрыв дверь гостиной, где разгорался пожар, он увел сестру в дальнюю комнату, лег вместе с ней на диван и накрылся с головой одеялом. Дети лежали так до тех пор, пока дым и горький запах гари не проник под одеяло. Карина стала кашлять, задыхаться и все норовила выбраться из-под одеяла, но старший братик не разрешал ей высовывать нос. Девочка кашляла все сильнее, а потом затихла. Кирилл тормошил ее изо всех сил, но она не шевелилась. И мальчишка решил: раз Каринке помочь невозможно, надо спасать дом.
В сплошном дыму малыш добрался до входной двери, потом вернулся в кухню, захватил пару кастрюль и, распахнув дверь, побежал к колонке. Расставив посуду и приготовившись самостоятельно заливать огонь, Кирюша стал открывать кран, но вода не шла. Все замерзло! Тут он испугался не на шутку. Что делать?..
- Мой сын Сергей вот уже месяц лежит в больнице, — рассказала соседка Любови Павловны Ася Чайка. — А в тот день он пришел домой за едой. Я стала собирать сыну тормозок, вышла в сарай, глядь — а от Любашиного подворья черный дым валит! Даже не подумала, что это пожар. Решила, что соседка костер разожгла, чтобы мусор сжечь, но на всякий случай велела сыну проверить, что там. Первым, кого Сережа увидел, перепрыгнув через забор, был Кирюша. Он бегал по двору босиком, в легонькой ситцевой рубашке, пальчик торчал из носочка. Кирюша расставил вокруг колонки кастрюли и пытался набрать в них воды. «Дядя, — бросился к Сергею Кирилл, — у нас дома огонь! Спаси сестричку!» Сергей попытался проникнуть в хату, пролез на четвереньках через весь коридорчик, но уткнулся в стену — дальше все было в дыму. Дороги он не нашел и вынужден был вернуться. Мы стали кричать, звать на помощь, прибежал еще один сосед, Леша Кулиш. Через забор мы передали ему мальчишку, но ребенок упирался: буду спасать Каринку!
- Девочка была без сознания, но еще дышала, — вспоминает Лариса, супруга Алексея Кулиша. — Вся черная, в саже! Я от растерянности первым делом начала умывать ее, но забежал муж, накричал на меня: не делай этого, положи дитя возле открытой форточки, пускай дышит воздухом! Кирилл сидел тут же, молчал. На появление сестры мальчишка не отреагировал. Думаю, бедняжка был уверен, что сестричка умерла. Говорят, пожарные приехали минут через пятнадцать-двадцать после того, как из дома вытащили Карину.
- Нам эти минуты показались вечностью, — признается Алексей. — А тут еще кто-то пустил слух, будто видел у Любы в прихожей три баллона с газом! На доме трескался шифер, и мы ждали, что с минуты на минуту его разнесет.
- Во дворе появились люди в белых халатах, приехала «скорая», — продолжает Лариса. — Нашей дочке полтора годика, ее одежда на Каринку мала, но с горем пополам все-таки удалось натянуть на макушку девочке шапочку — даже ушки не прикрыли. Тельце девочки обмякло, жизнь в нем едва теплилась. Нашла кое-какую обувку Кирюше, завернула его в куртку мужа и отдала врачам с рук на руки
- Я поехала в больницу сопровождать детей, — присоединяется к разговору еще одна соседка, Вера Дубова. — Карине уже в машине надели кислородную маску, и девочка прямо на наших глазах стала приходить в себя. Заплакала. «Сколько тебе лет?» — спросил доктор, и она подняла два пальчика. «Ей три», — строго поправил братик. Правда, медики всю дорогу не могли добиться, как его фамилия. На этот вопрос мальчик то и дело отвечал: «Я Кирилл». По-моему, он все еще был в шоковом состоянии.
- В этот раз интуиция меня подвела, — сокрушается Любовь Павловна, которая после долгих уговоров все же согласилась побеседовать с корреспондентом «ФАКТОВ». — Иной раз оставлю внуков одних на полчаса дома и вся изведусь от дурных предчувствий — сломя голову несусь по улице. В этот же раз ну хоть бы тень тревоги закралась! На душе было спокойно. Из дому вышла где-то в начале четвертого, дети спали. Возвращаюсь часа через полтора и еще издали вижу, как возле моей хаты стоят машины, толпятся люди. Первая мысль: опять приехали электрики свет отрезать! И расстроилась: как же так, ведь договорились, я штраф уплатила А мне навстречу соседи: «Люба, не волнуйся, с детьми все в порядке». При чем тут дети, никак не соображу. Потом кто-то обмолвился, что Карину увезли в больницу, она без сознания.
Бабушка с внуками вот уже несколько дней находится в Херсонской областной детской клинической больнице.
- Первую ночь просидела над своими малышами, не сомкнув глаз, — рассказывает Любовь Павловна. — Внуки были в тяжелом состоянии, у них в крови обнаружили большое количество углекислого газа. Они стонали во сне, метались. По ночам Кириллу снились огнедышащие драконы, а днем он рассказывал, как умерла Карина: ложился на кровать, закрывал глаза, складывал руки на груди. Мальчик на самом деле не понимает, что спас сестричку. Молодец, то и дело говорю внуку, ты все сделал очень правильно!
Кирюша у нас вообще домашний прорицатель: как скажет, так и будет. Говорит, мол, надоело ходить в садик, хочу заболеть. Через день у внука поднимается температура, приходится вызывать врача. Накануне пожара он смотрел передачу про спасателей МЧС и говорит: бабушка, я так мечтаю, чтобы пожарные к нам приехали! И вот, пожалуйста, накликал беду! Правда, теперь, когда спрашиваю, не хочет ли он снова встретиться со спасателями, Кирюша говорит: «Нет». Зато заявляет: вырасту и стану пожарным.
Шустрая черноглазая Карина во время разговоров о пожаре начинает плакать. Еще девочке очень жаль любимую куклу: «Я видела, как кукла плавилась и громко кричала » Карина просит почитать ей на ночь любимую «Муху-цокотуху», но бабушка не знает, как объяснить внучке, что все книжки сгорели.
К детям сейчас приходит невропатолог, чтобы помочь справиться со стрессом. Не только журналистам, но и бабушке они запрещают расспрашивать малышей о пережитом.
Уезжать из больницы Любови Павловне с внуками некуда. Ее знакомые срочно ищут погорельцам жилье, а совсем чужие люди приносят в палату игрушки, одежду, деньги. «Денег уже хватит, чтобы на первых порах заплатить за жилье», — невесело улыбается пенсионерка. Она надеется, что и мэрия поможет им.
- Все лето пыталась попасть к херсонскому городскому голове, — жалуется Любовь Павловна. — Район, где мы живем, сплошь газифицирован. Чтобы провести в дом газ, нужно 500 долларов. Хотела, чтобы мне помогли в получении кредита, я с пенсии его выплатила бы буквально за год. Мы ведь беженцы из Узбекистана. Но помощник мэра даже не записал меня на прием: у вас, говорит, такая проблема, что мэр не сможет помочь. Но для нас это был, как оказалось, вопрос жизни и смерти! Уголь очень дорогой, мы не смогли запастись им на зиму, топили печку угольной пылью. Это, скорее всего, и привело к трагедии. Может, теперь городская власть поможет нам хоть чем-нибудь. Правда, сейчас хлопот у нас гора-а-аздо больше — мы потеряли все!
От бабушкиных слов Карина поеживается, как от холода, и придвигается ближе к братику. Кирилл обнимает сестричку за худенькие плечики и зовет поиграть в мяч. Как будто понимает, что ей не стоит всего этого слышать. Да и неправда, будто бабушка все потеряла. Самое главное у нее осталось — живые и невредимые Каринка и Кирилл.