На состоявшемся в Киеве фестивале антикварных автомобилей продавцы предлагают раритетные машины, которые часто достаются им по копеечным ценам Среди множества стареньких «Волг» и «Москвичей» на киевском фестивале антикварных автомобилей попадались и настоящие машины-легенды. Одна из них — черный лимузин из Харькова. Огромная шестиметровая машина издалека смахивает на угловатый правительственный ЗИЛ 70-х годов прошлого века. Трудно поверить, но этот автомобиль — самоделка. Причем собранная более 30 лет назад!
- Мой автомобиль был единственным на весь Советский Союз, — с нескрываемой гордостью говорит харьковчанин Александр Анатольевич. — В СССР кулибиным запрещалось мастерить машины длиннее трех метров двадцати сантиметров. А объем мотора самоделок ограничивался 1300 кубиками. Короче говоря, позволялось строить лишь крохотные малолитражки, а мне страшно хотелось иметь большую машину. Никто не верил, что я сумею ее смастерить. В молодости я занимался мотоспортом, несколько раз попадал в аварии, и друзья говорили, что задумать такое безнадежное дело мог лишь человек с двумя серьезными сотрясениями мозга.
Мастерить лимузин Александр начал в 1969-м. На раму отцовского «Опеля-Адмирала» крепил кузовные детали из листового железа, которое гнул в сарае. Металл взял миллиметровой толщины — как у броневика, мотор поставили от ЗИМа, фары от «Москвича», тормоза самые передовые на то время — гидравлические.
- У ЗИМа обычные тормоза, поэтому ездить на нем очень трудно, — рассказывает Александр Анатольевич. — Тяжеленную машину на скорости сто километров в час остановить невозможно. Приходится постепенно сбрасывать скорость до пятидесяти, только тогда автомобиль начинает слушаться водителя. Посади сейчас кого-то из молодежи за руль ЗИМа, он дальше первого поворота не уедет. Да и мне на моей махине сейчас трудновато ездить. Нужно держать приличную дистанцию до идущего впереди автомобиля, а в это время тебя, словно нарочно, кто-то подрезает на иномарке.
Мастер и сам не знает, сколько денег вложил в лимузин своей мечты. Три года, пока продолжалось строительство машины, конструктор не мог купить себе новую пару носок. Несмотря на все старания, работа шла очень медленно — в Советском Союзе каждую деталь приходилось доставать.
- Один только руль с Горьковского автозавода мне пришлось ждать почти год, — вспоминает Александр.
О том, как он будет ездить на своем детище, мастер старался не думать. Поскольку он не знаменитый конструктор, а самоучка (образование — послевоенная десятилетка), зарегистрировать автомобиль никто не позволит! Но случилось чудо. Когда творение Александра увидел знаменитый гонщик Никитин, он пообещал помочь зарегистрировать машину. И через год(!) Совет министров УССР в виде исключения выдал разрешение на регистрацию автомобиля. Но в течение 20 лет писать о самодельном лимузине запрещалось. Редакциям журналов неизменно отвечали: если о чудо-машине узнают другие самодельщики, в стране начнется настоящая эпидемия! Поэтому об автомобиле долгие годы мало кто знал.
- Когда мы семьей ездили в Крым, нас останавливали инспекторы ГАИ и спрашивали, почему правительственная машина идет без сопровождения, — вспоминает Александр. — Минут сорок приходилось объяснять, что это самоделка.
Сейчас особая гордость мастера не сам автомобиль, а качество его покраски. Прошло 30 лет, а она прекрасно сохранилась и прослужит еще не один год! А ведь красили машину в сарае!
Неподалеку от лимузина Александра Анатольевича пристроилась еще одна легенда — американский гоночный автомобиль «Кобра-427». Очень редкая машина, выпущена тиражом всего сто экземпляров! В 1963-1967 годах «Кобра» выигрывала гонки у «Феррари» и «Ламборджини». Невероятной силы мотор объемом 7,2 литра и мощностью 540 лошадиных сил разгонял родстер до ста километров в час за 3,2 секунды. Для того времени результат фантастический. «Кобры» стоят в гаражах принца Монако, короля Испании Хуана Карлоса и великих гонщиков «Формулы 1» Никки Лаудера и Никки Пике. «Кобру» американского певца и миллиардера Фрэнка Синатры продали после его смерти на аукционе за 2 миллиона 700 тысяч долларов. А хозяин машины, выставленной в Киеве, просил за нее всего 40 тысяч долларов. Вся штука в том, что это не оригинал, а копия. Как говорят на Западе, кит-кар (в переводе на русский «кит» — набор для самостоятельной сборки). Кузов машины сделан из пластика, двигатель и ходовая часть — от «Форда Скорпио».
- Дешевле, чем за полмиллиона долларов, в Интернете оригинальной «Кобры» не найдешь, — говорит владелец машины Сергей. — Зачем покупать игрушку за 500 тысяч, когда можно приобрести ее за 50. К тому же обслуживание, в отличие от оригинала, стоит копейки. При желании можно поставить начинку от «Ланоса».
- Все-таки настораживает пластиковый кузов. Вдруг попадешь в аварию?
- Стеклоткань элементарно клеится, с ней даже проще работать, чем с металлом. Поврежденная часть вырезается, вместо нее с внутренней стороны подкладывается целый кусок. Все это сверху выравнивается и замазывается смесью из стружки стеклоткани с эпоксидной смолой. Единственный недостаток — пластик плохо красится. Если из-под колес встречной машины на капот попадет камешек, краска облезет.
- А как кузов делается?
- О, тут сплошной криминал! В Америке и Европе существуют фирмы, которые имеют право продавать наборы для сборки машин-копий. Стекла, зеркала, ручки, панель приборов — все это оригинальное, кузов пластиковый, мотор и ходовая от современного автомобиля.
- Получается игрушечная машинка для взрослого человека!
- Но украинцам наборы для постройки репликара не продают. Потому что надо подписывать договор о некопировании. Право делать копии кузовов легендарных автомобилей имеют лишь избранные компании, и они следят, чтобы никто другой этим не занимался. Но какой спрос с украинцев? Кто с ними будет судиться? Приходится действовать через наших эмигрантов, что тоже непросто. Люди боятся. Ведь нужно отчитаться перед налоговой, откуда они взяли деньги на покупку автомобиля! Мне все-таки удалось кусками притащить машину в Польшу, где ее полгода клеили. Потом я перегнал «Кобру» в Украину. Сами понимаете, каким образом.
- Как же вы по Киеву без документов ездите?
- А так и езжу, меня уже вся украинская милиция знает
Несмотря на все старания Сергея, покупать кит-кары состоятельные украинцы не торопятся. Хотя он готов привезти в страну хоть «Астон Мартин», на котором ездил Джеймс Бонд.
Тем, кому нужна маневренная машина, на фестивале предлагали «БМВ» конца 1940-х годов всего за 13 тысяч долларов. На водительском диванчике здесь тесно. Словно сидишь не в «БМВ», а в горбатом «Запорожце». Вот тебе и престижная марка! Для ежедневных поездок лучше уж взять какой-нибудь 401-й «Москвич». Правда, и за эту машину перекупщики могут потребовать четыре-пять тысяч долларов. Хотя автомобили часто достаются им за копейки.
- Недавно взял в одном городке «Москвич» с пробегом в 60 километров, — доверительно рассказал один из владельцев ретромашин. — После покупки авто счастливый хозяин решил ее «обмыть». Крепко выпил с друзьями и поехал кататься. Его остановили ГАИшники и отобрали права. Больше за баранку он не сел. И машина простояла в гараже 40 лет! Мне ее за сто долларов продали.
Но такой подарок судьбы попадает в руки перекупщика не каждый день. Люди, по словам торговцев антиквариатом, стали сейчас умными — начинают понимать цену старым автомобилям. Правда, чудеса случаются. Совсем недавно охотники за автоантиквариатом нашли редкую машину немецкой марки «Адлер», которая много лет служила мусорником на одном из киевских автопредприятий. На Западе такая машина стоит 50 тысяч долларов. У нас ее продали за 400 гривен