Маленький городок Цюрупинск шокирован случившимся: в районную больницу привезли ребенка, искусанного крысой. Крошечную Любу, которой исполнилось всего один год и четыре месяца, отбила у разъяренного животного старшая сестричка. Услышав детские крики, на помощь бросились соседи. Увиденное просто потрясло их
Все произошло во дворе частного дома, расположенного на окраине Цюрупинска. Три сестрички летним днем, спасаясь от жары, играли в тени дерева.
- Наша хата разделена на две половины, — рассказывает старшая сестра, 15-летняя Наташа. — В другой части живет бабушка Лида, которая накануне потравила в своей половине крыс, вот они все к нам и полезли.
Средняя сестричка, шестилетняя Света, подобрала вялое, но еще с признаками жизни животное и принесла «живую игрушку» маленькой Любе.
- Когда я увидела, чем(!) Любочка играется, немедленно забрала у нее эту гадость и помыла ребенку руки, — вспоминает Наташа. — Там же яд! Никого из взрослых дома как раз не было, я оставалась за старшую. Накричала на Свету, та пообещала больше не трогать крыс. Оставив сестричек вдвоем, я отправилась доить козу.
Тем не менее Света на замечание сестры не обратила никакого внимания: поднимая с земли выползавших от соседей одного за другим грызунов, девочка хватала их за длинные хвосты и лихо раскручивала в воздухе. Любочку зрелище забавляло, она хохотала и сама пыталась гоняться за крысами.
- Когда к нам на веранду заползла огромная крыса сантиметров 25-30 длиной, Света взяла ее в руки и тоже давай раскручивать, — продолжает свой рассказ Наташа. — Наигравшись, бросила на пол. Но разъяренное животное вместо того, чтоб убегать, набросилось на Любу. Крыса впилась зубами сестренке в ручку. Маленькая терпела, не кричала. Света в панике стала звать меня на помощь. Я прибежала, когда это серое страшилище уже отпустило сестру, но убегать не торопилось. Топнула на крысу ногой, прогоняя, а она вновь — хвать Любу, теперь уже за ножку. Ребенок заплакал. Я подобрала палку и ударила крысу, но та и не собиралась отпускать свою жертву. Сестричка то ли от испуга, то ли от боли кричала все сильнее, но крыса не сдавалась! Тогда я принялась пальцами разжимать крысиную пасть. В конце концов грызун разжал зубы и отпустил Любу. К этому времени сбежались соседи и убили крысу сапкой. Любочка сильно плакала. Я одолжила у соседей деньги на маршрутку и отправилась с ней в больницу.
Маленькую Любу, сильно искусанную крысой, госпитализировали в хирургическое отделение Цюрупинской районной больницы. Девочка чувствовала себя плохо, у нее поднялась температура.
- Мы очень переживали за ребенка, — говорит соседка потерпевших Валентина. — Ведь на Херсонщине сейчас назревает эпидемия бешенства. В области уже было несколько случаев нападения больных волков на людей. Буквально на днях в Горностаевском районе бешеный волк напал на супружескую пару, искусал обоих. А вдруг крыса тоже была больная?!
- Нет, крысы бешенством не болеют, — объяснил заведующий хирургическим отделением Цюрупинской районной больницы Александр Беловицкий. — Но они могут переносить это опаснейшее заболевание, так что немедленно был назначен консилиум врачей.
- Специалисты областной санитарно-эпидемической станции, занимающиеся особо опасными инфекциями, приняли решение сделать полуторагодовалой пострадавшей прививку новым препаратом от бешенства, — рассказывает районный врач-радиолог Николай Денищук. — Сложность в том, что пациентка совсем маленькая, поэтому требовались особые вакцины и схемы их приема. Хотя крысы бешенством и не болеют, кто может дать гарантию, что этот грызун не был в контакте, скажем, с бешеной лисой либо не употребил в пищу падаль больного животного?
К счастью, девочка хорошо перенесла лечение, медики не допустили ни вакцинальных, ни поствакцинальных осложнений.
- Белковые препараты, которые принимала малышка, могут дать нежелательную реакцию даже спустя время, поэтому Люба будет находиться под наблюдением целый год, — замечает Николай Андреевич.
Сестричка Наташа пожаловалась, что Люба плохо спит, часто просыпается и плачет. Кроха пережила настоящий шок!
- Когда крысу, вцепившуюся девочке в ножку, стали отгонять палкой, у животного случился тризм, — уточняет Николай Денищук. — Это состояние, при котором невозможно разжать зубы. Напряженные мышцы челюсти не позволяли грызуну добровольно отпустить свою жертву. Так продолжалось довольно долго. Боль, испуг, суета вокруг, крики — все это сильно напугало ребенка.
- Случай, конечно, дикий, — соглашается хирург Александр Беловицкий. — Я с разным в своей практике встречался, но чтобы госпитализировать искусанного крысами ребенка! Такое впервые. Впрочем, крысы не так страшны — куда страшнее ситуация, сложившаяся в семье маленькой Любы. Там такая нищета! Мать ездит на заработки, оставляет детей на попечение старшей дочки, соседи из сострадания подкармливают троих девчушек. Вот о чем напишите! Если семье не помочь, их там всех крысы погрызут
В конце августа Любу выписали из больницы.
- Меня положили с сестрой в хирургию, — объясняет Наташа. — Но я там выдержала всего два дня и сбежала. Почему? Палата огромная, кто с переломом лежит, кто после тяжелой операции, а Любочка все время плачет, больные бабушки меня ругают: уйми, мол, ее. Ну, я и не выдержала — сестру в охапку и тикать
Правда, не успела Наташа притащить малышку домой, за ними тут же примчалась «скорая».
- Пришлось обратно возвращаться, — вздыхает девочка-подросток. — Наш участковый педиатр Анна Васильевна меня даже и не ругала, а только сказала: «Что ж ты, Наташа, всех напугала? Надо долечить Любу, ты ведь обещала маме!»
33-летняя Татьяна, Наташина мама, все лето работает у фермеров, это в нескольких десятках километров от дома.
- Когда мама узнала, что мы попали в больницу, примчалась, привезла Любе куклу, — рассказывает Наташа. — У нас никогда такой красивой игрушки не было! Мама проведала нас, но не могла остаться с сестричкой. Первое сентября на носу, нужно тетрадки покупать, а денег нет. Она всего по 15 гривен в день получает. Говорит, или ты, Наташа, с Любой оставайся, или будем все голодные сидеть. Я согласилась.
Младшие сестрички называют Наташу няней: на ее руках подрастала Света, а теперь вот и Люба.
- Мне уже пятнадцать, а я закончила всего три класса, — потупив глаза, сообщает девочка.
Между тем роль мамы Наташе нравится.
- Не хочу в школу, — хмурит она бровки. — Сейчас пошла в четвертый класс, малышня смеется, обзывают и дразнят меня. Бросила бы все, но мама не разрешает. Я люблю своих сестричек, лучше бы смотрела за ними, чем за учебники вновь садиться.
Пока же, чтобы развязать старшей дочке руки, мама забрала с собой Любу и Свету. Наташа теперь сама дома, каждый день ходит на занятия.
- Сегодня первый раз пропустила уроки, — признается юная хозяечка. — За неделю школьная форма испачкалась, решила постирать. Поставила греть воду кипятильником в пластмассовом ведре (другого у нас просто нет), а оно расплавилось, чуть меня током не убило. Вот теперь нечего надеть. Я сейчас соседке детишек смотрю, она меня за это кормит. Правда, в школе сказали, что, если не стану учиться, заберут в интернат. Моя мама в интернате росла, там встретила моего папу. И моя очередь, видно, пришла
Папу своего Наташа никогда не видела, зато отцов сестричек знает хорошо.
- Любиного посадили недавно в тюрьму на четыре года, — рассказывает девочка. — Он украл много бидонов, но это потому, что мы голодные сидели, мама все время плакала. Он добрый, помогал мне в плавнях коряги собирать, чтобы печку натопить. Баба Лида, которая живет во второй половине дома, — это его мама. Она недолюбливает нас. Говорит, сын ее из-за нас сел. Может, это и правда, ведь он все нам покупал, баловал. Когда бабу Лиду вызвали в больницу к Любе, она сказала, что мы ей никто и чтобы ее больше не беспокоили. А когда велели принести в мешке убитую крысу, она только отмахнулась: мол, кто ее теперь найдет, всю эту гадость уже давно выбросили.
А вот Светкин папа не такой хороший был, утверждает девчушка, обижал их, поэтому мама его бросила.
- Есть у меня еще одна сестричка, Леночка, — загадочным шепотом сообщает Наташа. — На два года младше меня. Той вообще повезло! Ее папа ушел от нашей мамы, женился на другой женщине и Лену забрал к себе. Я бывала у них в гостях. Представьте, они даже колбасу едят! А еще у Лены какая хочешь одежда, велосипед и много всего! Может, и мне скоро тоже повезет: мама недавно познакомилась с дядей Сашей, он такие конфеты нам привез! Я еще никогда такой вкуснятины не пробовала! Одним словом, скоро мы отсюда уедем, уже даже козу продали. Да и боюсь я тут одна. Нет, не людей — крыс боюсь. Они под полом шастают постоянно, столько дыр к нам в комнаты нарыли! Мама устала уже эти дырки цементировать. А подружка мне сказала, что ночью, когда я сплю, крысы могут мне ноги отгрызть. И я даже не почувствую во сне: они такой яд в кровь человеку пускают, что тому даже не то что больно, а и щекотно не будет. Я верю, потому что видела, как эти серые тварюки на Любу напали.
- Район, где живет Наташина семья, и в самом деле один из самых бедных и неблагополучных в городе, — считает участковый врач-педиатр Анна Гуляева. — Там раньше был рыбхоз, сейчас пруды заброшены, в усадьбах, которые расположены рядом, размножились грызуны. Я уже 45 лет работаю детским доктором, но ни с чем подобным никогда не сталкивалась. Случай с Любой нас очень напугал, ведь бешенство — заболевание смертельное. Спасти жизнь укушенному могут только прививки. Да разве дети это понимают? Вот старшая сестра и сбежала из больницы вместе с пострадавшей. А маме некогда заниматься детьми, она вынуждена зарабатывать на жизнь.
В Цюрупинск я ездила еще несколько раз, но ни Любу, ни ее маму застать дома так и не удалось.
- Нет, не приехали, — всякий раз разводила руками Наташа. — Я сама их жду. Мама ведь дала мне лишь 15 гривен, чтобы купить все необходимое в школу, а теперь одна только тетрадка целую гривню стоит! На дневник мне не хватило, домашние задания на листочке записываю. Да на многое не хватило! Может, и в самом деле пусть в интернат забирают? Как вы думаете? Там ведь все бесплатно