Події

Ученики одной из житомирских школ получают за свои оценки… «зарплату»

0:00 — 17 вересня 2005 eye 257

Юлия МЕЛЬНИЧУК специально для «ФАКТОВ» (Житомир)

Многие ученики житомирской школы N 14 завидуют ребятам из 9-A класса: «Вот здорово, им за учебу платят «зарплату»!» И это правда. В 9-A проводится эксперимент: за каждую оценку подростки получают денежное вознаграждение от своих родителей. «Такое решение было принято на одном из родительских собраний, — объясняет классный руководитель 9-A Вера Павловна Каленская, педагог с 35-летним стажем.  — Мы вместе с родителями разработали «тарифы». За низкие оценки — 1,2 или 3 балла — ученик получает по 10 копеек, 4,5 и 6 баллов стоят 20 копеек, более высокие оценки — 30-40 копеек. А максимальные 12 баллов поощряются полтинником. Дети получают «зарплату» за все свои оценки (не только за хорошие), а также за ведение дневника».

«Ученик лишается своей недельной «зарплаты», если в дневнике появится хотя бы одно замечание»

В классе имеется свой бухгалтер — один из учеников, который подсчитывает, кто сколько заработал за неделю, исходя из выставленных в дневниках оценок. Что дает такая методика? По словам Веры Павловны, прежде всего дети охотно дают учителю дневник для выставления не только высоких, но и низких оценок — ведь они тоже имеют денежный эквивалент. Благодаря этой системе родители видят полную картину успеваемости своих детей, им не нужно приходить в школу, чтобы заглянуть в журнал или узнать правду от учителей.

- Конечно, есть в классе несколько шустрых ребят, которые могут дорисовать в своих дневниках пару высоких баллов, но я за этим внимательно слежу, — говорит Вера Павловна.  — В конце недели в каждом дневнике я так и пишу: «Зарплата» и указываю ее размер. А родители в свою очередь делают пометку «Деньги выплачены» и расписываются. Думаю, у ребят появился неплохой стимул к учебе. И на дисциплину в классе такая система влияет положительно, поскольку, по нашим правилам ученик лишается своей недельной «зарплаты», если в дневнике появится хотя бы одно замечание.

- Сколько ты зарабатываешь в неделю? — интересуюсь на переменке у ученицы 9-A Марины Кучер.

- Мой самый большой заработок — три гривни шестьдесят копеек в неделю. Но это было только один раз. А в среднем выходит около двух гривен. Бывало, получала всего по 40-50 копеек. Знаю, что надо чаще поднимать руку и получать больше хороших оценок. А еще не нарушать дисциплину, иначе мама заберет все деньги.

- На что ты тратишь заработанное?

- Собираю на подарки маме. Я ей уже покупала лак для волос и душистое мыло.

Одноклассник Марины Вася Дитковский гордо заявил, что у него набегает аж до пяти гривен в неделю. На свои честно заработанные деньги он покупает сладости и играет в компьютерных клубах. Некоторые ученики 9-А, например Вадим Шкраб, задались целью заработать на мобильный телефон. Я пообщалась с папой Вадима и узнала его мнение относительно системы денежного вознаграждения за учебу.

- Да, мой сын получает «зарплату» за свои оценки, — говорит Сергей Иванович.  — Ведь как-то же надо заинтересовывать детей! Физические наказания для девятиклассника — не метод воздействия, а денежное поощрение может и сработать…

«Два года родители поощряли детей за хорошие оценки мороженым, пока они не объелись этим лакомством»

Мнения же учителей, преподающих в 9-А, разделились относительно эксперимента. Классный руководитель, она же учитель биологии, абсолютно уверена, что успеваемость и дисциплина в классе стали лучше. А вот Ирина Мазко, учитель украинского языка и литературы, отмечает, что положительных результатов не видит.

- Если ребенок не привык работать до девятого класса, то никакие «премиальные» не помогут,  — говорит Ирина Мазко.  — Я считаю, что учеба — это обязанность детей, а не способ зарабатывать деньги.

Такого же мнения придерживается и заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Созыкина.

Быть может, классному руководителю 9-A никогда бы не пришла в голову идея о материальном стимулировании детей, если бы не одно обстоятельство: этот класс всегда считался очень слабым и тяжелым.

- Когда три года назад я стала классным руководителем у этих ребят, в классе было всего пять хорошистов, — вспоминает В. Каленская.  — Успеваемость остальных была ниже среднего уровня. Дети абсолютно не хотели заниматься. И вот однажды, побывав на открытии нового магазина мороженого, я вдруг подумала: а почему бы не награждать учеников за хорошие оценки этим лакомством? Родители были только «за»: высокие баллы поощрялись ими дорогим мороженым «Империя-классик», более скромные успехи — «Ласунчиком». Система успешно работала два года, пока дети не объелись мороженым. Тогда родители стали просить меня придумать что-нибудь более эффективное. Мы обсуждали разные варианты: стобалльную систему, бонусы… Но детям больше всего пришлось по душе финансовое поощрение. А родители решили так: ребенку все равно даешь в школу гривню-две на пирожок и сок. Так почему бы им не зарабатывать эти деньги собственным умом?

В среднем «зарплата» ученика составляет пять гривен в неделю. Некоторые зарабатывали и до восьми гривен (эти ребята после восьмого класса ушли в гимназии и лицеи). Думается, эксперимент в отдельно взятом классе одной житомирской школы имеет право на жизнь. Но не являются ли подобные нововведения воплем отчаяния в ситуации катастрофического падения интереса к учебе в обычных общеобразовательных школах и оттока способных учеников в элитные учебные заведения?