Події

«дед, где твое ружье? Там папу убивают! »

0:00 — 27 вересня 2005 eye 328

Незаметно скрыться с места преступления грабителям, пытавшимся заполучить дневную выручку сельского бара в Херсонской области и стрелявшим в участкового, помешала сообразительность 12-летнего сынишки милиционера

Как уже сообщали «ФАКТЫ» (номер за 23 сентября), вечером в минувшую среду трое вооруженных преступников, изображая покупателей, вошли в крошечный бар села Новодмитровка Ивановского района Херсонской области. Произведя разведку, они удалились, чтобы через полчаса появиться здесь уже в масках. На улице разбойников ждала машина с водителем — все было готово к тому, чтобы после нападения молниеносно покинуть село. Местный участковый и его 12-летний сынишка не позволили осуществиться этим планам.

«Что это за цирк?» — удивился папа, увидев, как в бар вошли трое в масках»

Когда мы приехали в село, бар был закрыт, и только лужа крови рядом с дверью свидетельствовала о драме, разыгравшейся здесь накануне.

- А вы не смотрите, что замок, — подошла местная старушка.  — Если что надо, мигом хозяйку кликну — она тут рядышком живет.

Минут через пять я познакомилась с 50-летней хозяйкой: бар — ее маленький бизнес.

- Бизнес? Да вы так даже не говорите! — огорченно машет рукой Надежда Орлова.  — У нас тут около трехсот крестьянских дворов. А в Новодмитровке, кроме моего, еще три бара, несколько кафешек и магазинов, так что дневная выручка даже в лучшие дни что кот наплакал. Совсем недавно выкупили с мужем эту точку, перегородили ее пополам: в одной части торгуем продтоварами, а в другой поставили бильярд, барную стойку. На большую прибыль с самого начала не рассчитывали, хотелось хоть мизерное подспорье иметь, мы ведь безработные. Но проку в этом приобретении оказалось мало, ведь вокруг такие же безработные. Ума не приложу, как кому-то могла прийти в голову идея нас грабить.

Накануне налета, во вторник, Надежда Андреевна праздновала свое пятидесятилетие.

- Поэтому на следующий день в ту злополучную среду за прилавок пришлось встать мужу, я осталась дома, чтобы убрать после гостей, — рассказывает хозяйка.  — Ближе к вечеру подменить его вышла Таня, моя дочь, она работает учительницей в местной школе. Рядом крутились ее дети — 12-летний Олег и шестилетний Владик. К закрытию за Таней пришел муж Виталик, он милиционер, участковый в нашем селе, сейчас в отпуске.

- Минут за тридцать до закрытия в бар вошли двое незнакомых дядек, — продолжает

12-летний Олег.  — Потоптались и вышли. Папа послал меня проверить, куда они направились. Наверное, они показались ему подозрительными. Я проскользнул следом, дошел до клуба. Незнакомцы стояли в кустах и курили. Мне показалось, что они пьяные, поэтому сказал отцу, мол, это какие-то алкаши. И мы стали закрываться. Когда папа уже повесил на решетке, разделяющий бар и магазин, замок, зашли трое в масках. Отец вначале принял это за шутку и спросил: «Что еще за цирк?» Но вместо ответа один из вошедших навел на маму пистолет и велел, чтобы она отдала деньги. Папа тут же встал между мамой и человеком в маске, а тот… в него выстрелил. Мама закричала, Владька шмыгнул на улицу, а папа оттолкнул оружие и перехватил биту, которой другой налетчик ударил маму. Завязалась драка, папа лупил этой битой «циркачей» и постепенно вытеснил их на улицу. При этом с одного из бандитов ему удалось сорвать маску. Я видел, что отец ранен — на рубашке возле сердца выступила кровь. Скоро в крови был весь бар. Когда я смог выскочить на улицу, бросился бежать! Надо было позвать дедушку — у него ведь охотничья винтовка. Оглянулся назад, вижу, что папа упал, а один из нападавших припустился следом за мной! И я понесся в три раза быстрее. Догонявший отстал.

«Тому, кто стрелял в сына, я пару раз по морде дала!»

- Сидим с мужем у телевизора, новости смотрим, — рассказывает бабушка Олега Надежда Андреевна.  — Вдруг вбегает внук с криком: «Дед, бери ружье, там папу убивают!» «Кто?» — воскликнули мы в один голос. Услышав, что напали бандиты в масках, я в чем была бросилась к магазину. Зять лежал на улице в луже крови, зажав рану рукой. «Сынок!»  — взяла его голову в ладони, а он мне в ответ тихо так, из последних сил: «Все, труба мне… » Таня кричала, звала людей на помощь. Налетчиков уже не было видно. Я бросилась за фельдшером.

- Когда мы с дедушкой, уже вооруженные, бежали к бару, то увидели возле школы «Москвич» светлого цвета, в него садились какие-то люди, — продолжает Олежка.  — «Что вы тут делаете?» — спросил у них дед. Те ответили, что приехали в бар. Мы собирались уже бежать дальше (дедушка велел мне, правда, запомнить номер машины), как тут из кустов к автомобилю бросились две тени. «Стой, буду стрелять!» — крикнул дедушка, но мужчины и не думали останавливаться. «Гони скорей!» — приказали водителю «Москвича». Дед выстрелил в воздух. И в это время из темноты показались наши, сельские, — Коля Шарко и Вадик Кружков.

- Мы в тот вечер на школьном стадионе в футбол играли, — вспоминает 23-летний Николай Шарко.  — Стало темнеть, расходились уже и вдруг услышали выстрелы. Пошли на шум и увидели Орлова с внуком, Владимир Павлович кричал: «Помогите!» Мы подошли к машине, открыли дверцу, а нам из салона мирно так говорят: «Ребята, дайте закурить». Ну мы и дали, — смеется Николай.

- Еще как дали! — улыбается 22-летний Вадим Кружков.

- Когда наши хлопцы открывали дверцу, дед предупредил их: «Ребята, осторожно, они вооружены!» — но Коля и Вадик не испугались, — уточняет Олежка.

- Мы всех вытряхнули из машины, но оружия в салоне не нашли, — замечает Вадим.  — Водителя и двух его пассажиров уложили на асфальт лицом вниз, а девушка, которая была в салоне, тем временем убежала. Шофер пытался убедить нас, что он обычный таксист, порывались вырваться и бандиты, но до приезда милиции мы их крепко держали. А минут через десять люди привели и еще одного, четвертого налетчика.

На шум сбежалось полсела. Отложив вечерние дела, народ потянулся к школе. Тут плотным кольцом селяне окружили налетчиков. Происшедшее потрясло людей.

- Им изрядно досталось, — говорит молодая сельчанка Ольга, соседка Николая Шарко.  — Наши мужики, не дожидаясь приезда милиции, хорошенько проучили бандитов. «Простите нас!» — просили пощады поверженные налетчики.

- Да я сама пару раз по морде влепила тому, что стрелял, — не скрывает Нина Пономаренко, мама участкового.  — Он был в клетчатой рубашке, руки ему ребята связали, лежал на животе и отворачивался, когда я хотела его рассмотреть. Их не просто бить, их убить надо было прямо там, возле бара, без суда и следствия. Ехать из соседнего села, заранее готовиться к убийству — прихватить самопал, биту. Разве ж они люди? Звери! И ради чего? Ради двух-трех червонцев?! С ними в тот вечер поступили так, как они того заслуживали. Пусть еще спасибо нашим сельским мужикам скажут, что вообще живые остались.

«Несколько дробин, застрявших в миллиметре от сердца, врачи пока не решаются извлекать»

После происшествия самой популярной детской забавой в Новодмитровке стала игра в разбойников. Шестиклассники местной школы в скверике возле бара уже после отъезда сотрудников районных прокуратуры и милиции умудрились найти черную шапочку с прорезями для глаз. Да никак не могли поделить эту реликвию, гоняясь и отнимая один у другого вещественное доказательство. Даже четырехлетний Антошка, племянник Виталия Пономаренко, нашел где-то старый противогаз и, надев его, пугал маму и бабушку, изображая налетчика.

- В тот роковой вечер я вместе со своими детьми поездом приехала на железнодорожную станцию, что в 60 километрах от дома, — рассказывает Наташа, сестра потерпевшего.  — Брат должен был меня встретить. Однако вместо него приехал отец, который сказал, что Виталия вызвали на происшествие. Я знала, что брат в отпуске, но милиционеров часто отзывают. И только уже дома родители признались: Виталий тяжело ранен. Мама всю ночь звонила в районную больницу, пытаясь хоть что-то узнать о его состоянии.

- Я молила Бога, чтобы сына хотя бы живым довезли до Ивановки, — вытирает мокрые глаза Нина Николаевна.  — Хирурги сразу же извлекли из тела Виталика 19 дробинок. Одна дробина прошла рядом с сонной артерией, чудом ее не задев, а несколько других попали в легкие — застряли в миллиметре от сердца. Поэтому операция на легких все время откладывается, врачи не решаются оперировать. Санавиацией его доставили в Херсон, сейчас сынок находится в реанимации областного противотуберкулезного диспансера, где его наблюдают опытнейшие хирурги-грудники… Виталию 34 года, но он в милиции давно работает, через четыре месяца может уже на пенсию оформляться. Столько опасностей было за годы службы, а надо же такому случиться: под бандитские выстрелы рядом с домом угодил, да еще в свой законный отпуск! Знаете, я всю жизнь трудилась продавцом. В том магазине, на который сейчас совершен налет, тоже работала. Сколько раз его грабили еще при советской власти! Помню, дочку замуж отдаю, а меня вызывают на работу: воры в магазин забрались! В другой раз налетчики гнались за мной — едва живой ушла. А теперь там сына чуть не порешили… Прямо заколдованное какое-то место! Буквально за час до происшествия я заходила к невестке скупиться, все было спокойно. Никто и не догадывался, что за каждым шагом продавцов и покупателей кто-то пристально следит. Что ни говорите, а продавец — это нынче самая опасная работа!

- Я знаю налетчиков, — замечает сосед Нины Николаевны Игорь.  — Это ребята из соседнего района, их село километрах в двадцати отсюда. Они и раньше к нам, бывало, заезжали.

- Говорят, двое из них уже отбывали наказание? — уточняю.

- Ну и что, что отбывали! Значит, уже не люди? — раздраженно спрашивает собеседник.  — Я и сам не раз «отбывал»! Нормальные вроде хлопцы. Не наркоманы. Травкой, может, баловались. Говорят, они в тот вечер для храбрости выпили. Я вот только одного не могу понять: идти на такое серьезное дело, не просчитав, что в баре выручки — кот наплакал… Совсем идиоты!

Какие-либо иные подробности о личностях нападавших разузнать нам так и не удалось. В Ивановском райотделе милиции корреспондента «ФАКТОВ» почему-то приняли за… адвоката налетчиков, и даже редакционное удостоверение не смогло переубедить правоохранителей.

- Сейчас столько фальшивых удостоверений! У нас ими все шкафы забиты, — уверял дежурный офицер, аккуратно внося мои данные в какой-то свой журнал.  — А за налетчиков не волнуйтесь, они тут, у нас, с ними все в порядке: целые-невредимые, никто даже пальцем их не тронул!

Девушку, которая была вместе с нападавшими, не нашли до сих пор. В ночь происшествия милиционеры прочесали всю округу, но подружка бандитов как сквозь землю провалилась!

Шестилетний Владик в курсе всех последних событий и охотно рассказывает о них. Он гордится папой, дедушкой и старшим братом, которые не только отбились от бандитов, но и сумели задержать их.

- Я тоже стану милиционером, когда вырасту, буду ловить бандитов, — улыбается Владик.

Но мальчик не может забыть жуткую картину. Когда на следующий день Надежда Андреевна принялась драить окровавленный пол, туда забежал Владик. Пол в разводах папиной крови теперь все время у него перед глазами. Он видел, как бандиты выстрелили в папу, били битой маму, разбив ей очки. Потом Владик убежал и долго прятался в темных кустах, дрожа от страха. Но все равно этот пол, говорит мальчик, почему-то страшнее всего. А еще он никогда не забудет, как все, кто пришел в бар в масках и так его напугал, лежали поверженные в центре людского круга и просили о пощаде. Когда он станет милиционером, то будет каждый день этим наслаждаться: пойманные бандиты просят прощения!

Владик знает много разных историй из папиной жизни. Когда-то давно, когда папа с собакой служил на границе, на его глазах кордон СССР нарушил маленький спортивный самолет, и пограничник, не дожидаясь команды, открыл по нему огонь. Потом о нарушителе узнала вся страна, потому что самолет Руста сел в Москве на Красной площади. «Меня или посадят, или наградят», — писал родителям солдат Пономаренко. Его поощрили тогда дополнительным отпуском.

- В папиной жизни происходило много интересного  — с гордостью сообщает Владик.  — Но бандиты в него еще не стреляли, это первый раз.

С Виталием Пономаренко мы так и не смогли встретиться: он до сих пор находится в реанимации и слишком слаб для разговоров с журналистами. «ФАКТЫ» желают раненому участковому скорейшего выздоровления!