Сейчас женщина, из тела которой врачи извлекли около 200 кусочков асфальта и гравия, уже идет на поправку. Медики считают, что через неделю ее можно будет выписывать
«ФАКТЫ» уже писали о том, что произошло 23 июля этого года в селе Новобогдановка. На расположенных там складах стали взрываться боеприпасы. Вероятной причиной самовозгорания стала жара, так как в тот день температура воздуха достигала сорока градусов. Разлетевшиеся снаряды, к счастью, упали в огородах и полях, где их быстро потушили местные жители.
В прошлом году, когда в Новобогдановке прозвучали взрывы, жители села на время оставили свои жилища. Именно тогда дом по улице Степной, где живут супруги Богомоловы, посетили мародеры. Военная прокуратура установила, что это были солдаты находящейся неподалеку воинской части. То, что увидели, вернувшись, хозяева, повергло их в шок. Замок на двери был сорван. В кухне на полу рассыпаны мука, крупы, там же валялись документы, лекарства, одежда. 12-литровая бутыль, где раньше было вино, оказалась пустой. Хранившиеся в погребе банки с консервацией разбиты, некоторые вещи украдены.
- К нам приходили представители военной прокуратуры, предлагали возбудить уголовное дело, но мы решили пожалеть солдат, ребята ведь молодые, — говорит Людмила Богомолова, пенсионерка. — Попросили только вернуть деньги за две украденные куртки, свитер и ветровку. Нам принесли 200 гривен
Дом N 53 по улице Кирова, в котором живет семья Тамары Меркуловой, в прошлом году пострадал очень сильно. Шальной снаряд пробил крышу и застрял в колонке для воды. Два велосипеда, стоявшие у стены, превратились в груду металла.
- Компенсировало ли государство, как обещало, ваши убытки? — спрашиваю хозяйку.
- В ванной нам заменили кафель, в кухне починили потолок, поклеили обои, восстановили водопроводную колонку, — говорит Тамара Меркулова. — Но с велосипедами была нервотрепка. Сначала говорили: они у вас уже были покореженными, а вы, пользуясь ситуацией, хотите получить новые. Потом предложили компенсацию в 50 гривен. Чтобы добиться справедливости, куда мы только не писали. И победили. Мелитопольские власти выделили 500 гривен на приобретение двух «бэушных» велосипедов. Купили их на вещевом рынке в присутствии представителя руководства города.
Внуки Тамары Леонидовны — маленькие Настя и Эдик — во время нынешней «канонады» перенесли сильный стресс. Дети очень испугались, начали плакать, ночью долго не могли уснуть. Сумку с вещами до сих пор не разобрали, так, на всякий случай. В прошлом году в аналогичной ситуации семья эвакуировалась настолько быстро, что никто не взял теплую одежду, и детям несколько дней пришлось мерзнуть.
- 23 июля этого года вечером со стороны военгородка послышались глухие удары, — продолжает Людмила Богомолова. — Мы с мужем решили, что в карьере «под колпаком» уничтожают снаряды. Соседка, у которой муж работает в воинской части охранником, сказала, что там от самовозгорания взрываются снаряды. Те, у кого есть машины, стали уезжать, остальные пошли к сельсовету, где стояли автобусы. Около половины восьмого вечера взрывы прекратились, и люди начали возвращаться в дома.
Один из снарядов поджег ячмень
Как уже писали «ФАКТЫ», от «бомбежки» пострадала 67-летняя жительница Новобогдановки Галина Слобожан. Она ехала на велосипеде, когда за ее спиной снаряд вспорол асфальт, осыпав женщину градом осколков и гравия.
- За спиной что-то ухнуло, и я почувствовала сильный жар, — говорит Галина Слобожан. — Вначале не поняла, что произошло. Подумала, на мне загорелся халат. Упала с велосипеда, увидела, что меня ранило в руку, ногу. В одной тапочке прямо хлюпала кровь. Хорошо, поблизости оказался наш участковый милиционер, он довез меня до больницы на своей машине.
К счастью, раны женщины оказались не глубокими. Сейчас Галина Слобожан идет на поправку. Врачи надеются, что через неделю ее можно будет выписывать.
- Хлопки слышались с обеда, — говорит работница железнодорожной станции Федоровка Таисия Богданова. — Когда мы с дочерью поняли, что дело серьезное, собрали в сумку документы и отправились на вокзал. Оказалось, движение поездов остановили. Возле сельсовета стояли автобусы. Но мы никуда не поехали, всю ночь провели на вокзале. Часа в 3-4 утра услышали сильный взрыв на территории базы.
16-летний житель Новобогдановки Антон Оверко прославился тем, что в прошлом году, когда вокруг рвались снаряды, вывозил на полуразвалившихся отцовских «Жигулях» в безопасное место своих односельчан. Членов многодетной семьи Оверко при эвакуации в панике разбросало по разным селам: родители несколько дней искали бабушку, троих сыновей и дочь-инвалида. От знакомых Антон узнал, что в его дом влетел снаряд, мать и отец погибли. Это, к счастью, оказалось неправдой, но из-за нервного потрясения подросток попал в больницу. Туда же угодил и младший брат Антона — Алеша, который во время «бомбежки» был в школе и вместе с учителями шел босиком (в панике многие малыши потеряли обувь. — Авт. ) по полям до райцентра Михайловка 25 километров. За проявленный во время тех страшных событий героизм Леонид Кучма вручил Антону подарок — автомобиль «Таврия».
Во дворе дома семьи Оверко я застал бабушку Антона Анастасию Васильевну. О том, как прошел год после визита к ним Леонида Кучмы, она рассказала охотно. Подаренная «Таврия» — большое подспорье семье. Ездит на ней пока отец Антона, так как парню еще нет восемнадцати лет. Антон окончил школу, работает на элеваторе и на другом предприятии охранником.
Когда в субботу прозвучали первые взрывы, никто в семье Оверко даже не испугался. Один снаряд упал недалеко от их дома и поджег ячмень. Люди кинулись туда с ведрами, лопатами и быстро погасили огонь. На следующий день военные увезли снаряд.
- После 23 июля к нам стали чаще обращаться с гипертоническими кризами, в день около 5-8 человек разных возрастов, — говорит главный врач Новобогдановской участковой больницы Алла Ванина. — Но ведь приходят далеко не все, кому нужна медицинская помощь
На дверях Новобогдановского сельсовета я прочел объявление: «28 июля будет работать консультативный пункт по предоставлению социально-психологической помощи». Его организовала Мелитопольская райгосадминистрация, как сообщили мне в сельском совете. Он будет работать 2-3 дня.
Как заявил Петр Порошенко, сославшись на информацию, полученную в военной прокуратуре, выдвинутая на страницах некоторых СМИ версия об умышленном поджоге снарядов 23 июля не нашла подтверждения.
- Сразу предположили, что на полях горела подожженная после уборки стерня, и от нее на складах загорелись боеприпасы, — говорит зампредседателя Новобогдановского сельсовета Владимир Камышев. — Но это не так, комбайны к тому времени уже ушли с полей. А вот жара была до 40 градусов в тени. Генерал-лейтенант Иван Свида, командующий войсками Южного оперативного направления, контролировавший работу штаба по ликвидации ЧП, объяснил: самовозгорание дымовой мины произошло из-за жары. В корпусе снаряда образовалась трещина, фосфор вступил в реакцию с воздухом. На территории базы есть места, где высота травы достигает человеческого роста. Под солнцем сухостой может самовозгораться. В нем десятки лет лежат снаряды. Слышал, районные власти предлагали военным обработать территорию базы гербицидами, но те пренебрегли советом.
По поступившим от населения сигналам, снаряды разлетались из расположения складов в радиусе 5-6 километров. «Подарки с неба», кроме Новобогдановки, находили в селах Каменское, Орлово, Марьяновка, Николаевка, Новониколаевка. Большой беды, к счастью, они нигде не наделали, почти все «приземлились» в полях и огородах. Один снаряд взорвался на территории бензозаправки, не функционирующей уже два года (район села Николаевка Михайловского района).
- Сейчас на складах в Новобогдановке находятся еще 36 тысяч тонн ракет и боеприпасов, — продолжает Владимир Камышев. — Из-за этих складов из севооборота выведены 110 гектаров пахотных земель, а это немало.
Выступив в прямом эфире Запорожского областного ТВ, секретарь СНБО Петр Порошенко сказал, что для утилизации боеприпасов привлекут лучших мировых специалистов. Координатором этих работ выступит Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций. Соответствующие расчеты поручено провести Министерству финансов и Министерству экономики. Персональную ответственность за организацию процесса по ликвидации арсеналов в Новобогдановке, а также других, расположенных на территории Украины, секретарь СНБО возложил на себя.
По факту нынешнего ЧП военной прокуратурой Запорожского гарнизона возбуждено уголовное дело. Напомним, что в мае прошлого года Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела по факту уничтожения военного имущества и боеприпасов на складах воинской части А 2985. Бывший командир части обвиняется в совершении преступлений по статьям УК Украины 465 (»Недобросовестное отношение к воинской службе») и 466 (»Бездеятельность военной власти»).
Как сообщил «ФАКТАМ» адвокат бывшего командира части Андрей Гребенщиков, досудебное следствие закончено, обвиняемый знакомится с материалами уголовного дела, в котором ни много ни мало 167 томов. Месяца через полтора дело передадут в суд. Сейчас его клиент находится в следственном изоляторе.
Андрей Гребенщиков считает, что после взрывов 23 июля многие эпизоды, вменяемые его подзащитному, будут отсеяны. Вины его клиента в том, что произошло в Новобогдановке в мае 2004 года, по мнению адвоката, нет.