Події

Через неделю из-за отсутствия возможности получить украинское сырье уникальное отечественное производство титановых слитков будет вынуждено остановиться

0:00 — 10 серпня 2005 eye 626

Правительство пока не считает нужным вмешиваться в эту ситуацию «ФАКТЫ» уже рассказывали о конфликте, разгоревшемся в титановой отрасли Украины. Суть его заключается в том, что Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) отказывается поставлять сырье (титановую губку) Международной компании «Антарес», которой удалось создать в Украине уникальное производство титановых слитков. В результате высокотехнологичное производство, аналогов которому нет на территории СНГ, вынуждено простаивать. Естественно, это влечет за собой убытки и для предприятия, и для бюджета, который недосчитывается налогов от весьма прибыльного производства. Однако на сегодняшний день такая ситуация в отрасли, похоже, не беспокоит правительство, которое пока ничего не сделало для того, чтобы дать возможность украинским производителям покупать отечественное сырье.

Компания не может купить украинскую титановую губку даже через третьи руки

О том, какая ситуация сложилась на заводе Международной компании «Антарес», рассказал ее генеральный директор Григорий Смитюх.

- Скажите, пожалуйста, когда вы начали создавать в Украине производство титановых слитков, знали, где будете брать губку для переплава?

- Честно говоря, в то время никто с нами всерьез не вел переговоров о будущих поставках сырья. Не верили, что такое производство может быть создано. В лучшем случае предсказывали, что мы начнем работать не раньше 2012 года.

Однако в 2003 году завод был запущен, и мы стали искать сырье, которое могли бы перерабатывать. Поначалу Запорожский титано-магниевый комбинат отказался поставлять нам губку, мотивируя свое решение тем, что все уже выкуплено по долгосрочным контрактам. Но все же нам удалось достать некоторое количество титановой губки и запустить производство.

В 2004 году мы сумели получить из Запорожья около 400 тонн сырья. Это позволило нам постепенно начать выход на мировой рынок. На заводе побывали представители всех ведущих производителей титана. Появились заказы на изготовление титановых слитков, и стало понятно, что в будущем мы сможем занять достойное место на мировом рынке титана.

Но пока мы радовались внешнеэкономическим успехам, в Украине ситуация складывалась намного хуже. В нынешнем году Запорожский титано-магниевый комбинат отказался поставлять нам губку. Это при том, что в конце прошлого года был заключен договор, по которому мы должны были получить почти две тысячи тонн сырья.

Причем мы не просили никаких льгот или преимуществ, акцентируя на том, что мы отечественный производитель. Компания «Антарес» готова покупать титановую губку на тех же условиях, на которых она вывозится сейчас за границу.

Сегодня всю губку комбинат отправляет по контракту по адресу английской фирмы «Агра Энтерпрайсез Лимитед» по цене от 4,2 до 6,6 доллара за килограмм (нам известно из достоверных источников, что такие цены действовали в первом квартале нынешнего года). Мы готовы платить не только эту цену, но даже вдвое-втрое больше. Но, к сожалению, на все заявки получаем отказ.

- Какова причина такой политики комбината?

- На мой взгляд, это причина субъективная. Директором фирмы «Агра Энтерпрайсез Лимитед», которая по очень дешевой цене покупает украинскую губку, является зять народного депутата Василия Гуреева. Впоследствии эта фирма перепродает губку уже по рыночной цене.

Нам удалось получить небольшую партию украинского сырья с помощью американской фирмы «М-Солюшнз», которая закупала его со складов «Агра Энтерпрайсез Лимитед» в Роттердаме (Голландия). Таким образом, чтобы попасть к нам на завод, губка сначала ехала из Запорожья в Роттердам, а затем возвращалась в Киев.

Впрочем, вскоре нам перекрыли и такой способ получения сырья. Теперь мы не можем купить украинскую губку даже через третьи руки.

Заводу предложили дополнительно платить пять тысяч долларов наличными за каждую тонну сырья

- А что, нельзя купить губку на мировом рынке?

- Рынок титана относительно невелик. Производят этот металл всего шесть стран: Украина, Россия, Казахстан, США, Япония и Китай. И почти все они стараются перерабатывать губку у себя. Это понятно: сейчас в мире считается неправильным экспортировать полуфабрикаты. Все стараются наладить выпуск готовой продукции. Экспортирует губку, кроме Украины, только Казахстан, где нет производства слитков. Но там титано-магниевым комбинатом владеет бельгийская фирма, которая распределяет его продукцию очень жестко — поставляет только тем фирмам, которые с ней постоянно работают.

Получается, что Украина — единственная страна, которая, имея собственное производство титановых слитков, предпочитает вывозить губку за границу. Причиной такой ситуации, на мой взгляд, является позиция отдельных чиновников, которые влияют на сегодняшнюю ситуацию на отечественном рынке титана. В частности, заместителя министра промышленной политики Украины Сергея Грищенко.

Из-за этого государство теряет огромные деньги. Ведь если губка на мировом рынке стоит более 15 долларов за килограмм, то металл в слитках — уже 20-25 долларов. А если наладить производство проката из титана (в Украине есть два завода, способных производить титановые трубы, прутки, проволоку и т. д. ), то такая продукция уже может стоить 40-50, а то и все 100 долларов за килограмм! И со всех этих доходов будут уплачены налоги, будут созданы рабочие места для наших людей. Но сегодня все это в Украине невозможно.

- Вы предпринимали какие-то шаги, чтобы все же договориться с Запорожским титано-магниевым комбинатом?

- После того как в начале года нам отказали в поставках украинской титановой губки, мы, конечно, не сидели сложа руки. Пытались договориться, но безуспешно. Запорожский титано-магниевый комбинат наотрез отказался продавать нам свою продукцию.

Хотя однажды мне все же предложили способ, которым я мог разрешить проблему поставок. Для этого с каждой тонны поставленной губки нужно было дополнительно заплатить наличными пять тысяч долларов. При таком условии обещали поставить любое количество сырья. Я отказался, так как считаю, что времена «откатов» в украинской экономике уже прошли.

Тогда мне предложили другую схему — давальческую. Брать сырье у ЗТМК и отдавать ему готовые слитки. Для нас это означало практически отказаться от своей прибыли в пользу другого предприятия. Естественно, эту схему мы тоже не приняли.

- Какие, на ваш взгляд, шаги могло бы предпринять правительство, чтобы нормализировать ситуацию в отрасли?

- Мы не требуем у государства, чтобы оно отняло губку у ЗТМК и отдало нам. Не нужно вместо нас заключать договоры и следить за поставками. Мы требуем, чтобы государство вмешалось и обеспечило на этом сегменте рынка нормальные рыночные отношения. Мы хотим участвовать в конкуренции на равных с любыми отечественными и зарубежными фирмами, готовы предлагать за сырье очень выгодные цены. А ситуация, при которой мы лишены возможности приобрести его за любые деньги, по нашему мнению, требует вмешательства Антимонопольного комитета и правительства.

Кроме того, правительство должно ввести высокую пошлину на экспорт титановой губки, чтобы ограничить ее вывоз за рубеж и стимулировать потребление ее внутри Украины. Это нормальная политика для любой страны, которая заботится о развитии технологий и создании рабочих мест.

Министерство промышленной политики считает наиболее удобной для отрасли давальческую схему

Ситуацию на рынке титана в Украине прокомментировал Владимир Мирошниченко, который до недавнего времени работал заместителем директора Запорожского титано-магниевого комбината:

- После распада СССР Запорожский титано-магниевый комбинат несколько лет не работал. С большим трудом нам удалось восстановить производство в 1998 году. В то время на мировом рынке была достаточно неблагоприятная конъюнктура. Спрос на металл был низким, и цены упали.

Тогда у нас возникла проблема, как продать свою продукцию. Поэтому мы усиленно искали покупателей, в первую очередь, конечно, в Украине. В то время я почти ежедневно звонил возможным покупателям, просил их купить хоть небольшое количество титана.

С тех пор ситуация на рынке изменилась. Спрос на титановую губку и, соответственно, ее цена существенно выросли. Появились покупатели, в том числе и за границей. Однако и я, и директор комбината Владислав Тэлин всегда придерживались той политики, что в первую очередь мы обязаны обеспечить губкой своих, украинских, потребителей.

И когда появился завод компании «Антарес», мы, убедившись, что это производство работает, включили его в свои планы. Насколько я помню, в конце прошлого года должен был подписываться договор между Запорожским титано-магниевым комбинатом и компанией «Антарес» о поставке ей в 2005 году около двух тысяч тонн титановой губки.

Но в конце 2004 года я с ЗТМК ушел и поэтому не знаю, почему его планы изменились.

Хотя я считаю, что для всех было бы выгоднее, если бы в Украине заработала полная технологическая цепочка по производству титана: выпуск губки, слитков и проката из этого металла. Ведь рынок титана довольно замкнут и консервативен. На нем все друг друга знают уже много лет и настороженно воспринимают новичков. Пробиться на этот рынок очень сложно.

К сожалению, нам не удалось получить комментарий сложившейся ситуации от директора Запорожского титано-магниевого комбината Владислава Тэлина. А в комментарии для газеты «Киевские ведомости» он не согласился с утверждениями, что комбинат недостаточно хорошо снабжает украинских потребителей:

- То, что мы обделяем внутренний рынок, неправда. Сейчас ЗТМК реализует в Украине около 40 процентов производимого сырья.

Назвать внутренних потребителей я не могу, так как это корпоративная тайна. Что касается «Антареса», мы не поставляем ему губку, так как это предприятие отказывается работать с нами по предложенным давальческим схемам. По прямым договорам Запорожскому титано-магниевому комбинату с «Антаресом» работать экономически невыгодно.

- Почему ЗТМК не хочет напрямую поставлять губку на «Антарес» и НПЦ «Титан», а навязывает давальческие схемы?

- Объясняю подробно, чтобы вы поняли. Дело в том, что ЗТМК как предприятию, у которого нет мощностей по производству слитков, но есть заказы на слитки и титановую сталь, нет смысла отдавать сырье «Антаресу», чтобы потом перекупать у него титан для последующей реализации. Это нам невыгодно.

Оказывается, работу отрасли по устаревшим и нерыночным давальческим схемам поддерживает и нынешнее правительство. Об этом заявил газете «Киевские ведомости» заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко:

- Действительно, Минпромполитики рекомендовало директору ЗТМК перейти на работу с внутренними потребителями преимущественно по давальческой схеме после жалоб ЗТМК на реэкспорт этого сырья из Украины (я не имею в виду НПЦ «Титан» и «Антарес»). Понятно, что министерство заинтересовано в улучшении финансово-экономических показателей подведомственного казенного предприятия, а переход на «давалку» позволит ЗТМК получить дополнительную прибыль на следующем переделе.

Хочу отметить, чтобы вы четко поняли: переход на давальческую схему — это не прекращение, а, наоборот, упорядочение поставок сырья, в том числе «Антаресу» и НПЦ «Титан». Недавним письмом Минпромполитики еще раз рекомендовало директору ЗТМК рассмотреть вопросы поставок титановой губки именно этим предприятиям.

Чем обернулось это упорядочивание для Международной компании «Антарес», рассказывает ее генеральный директор Григорий Смитюх:

- Недавно мы получили последнюю партию губки, и пока что завод работает. Но когда она закончится, производство придется остановить. Десятки высококвалифицированных специалистов, на подготовку которых ушли годы, окажутся без работы. Им что, на базар идти торговать? А ведь при ритмичной работе «Антарес» мог бы производить ежегодно на 100 миллионов долларов товара, который сегодня пользуется колоссальным спросом на мировом рынке. Это позволило бы и ЗТМК увеличить производство губки, создать рабочие места, повысить прибыль. Поэтому я считаю, что комбинат должен видеть в нашем предприятии не врага, а партнера.