Культура та мистецтво

Французский актер жан рошфор: «когда я снимался в «анжелике», меня ревновали брижит бардо и мишель мерсье»

0:00 — 11 серпня 2005 eye 4762

Звезде европейского кино исполнилось 75 лет

Помните: «Сорбонна, ко мне!»? Авантюрный герой кинематографической «Анжелики», назвавший собаку именем университета, чертовски интересный мужчина, умный и хитрый интриган эпохи Людовика ХIV. Его сыграл обаятельный и талантливый актер Жан Рошфор, о котором один критик сказал: «Я не знаю другого, более французского актера».

Рошфор снялся в 150 с лишним фильмах, и соревноваться с ним по количеству ролей может разве что его друг Жерар Депардье.

Даже не верится, что Рошфору уже 75. Известность к нему пришла не так рано (лет в сорок) и легко, как, например, к его однокашнику по консерватории Бельмондо, поэтому актер слишком хорошо знает переменчивость ветра в своей профессии. Может, поэтому ему подвластны практически все жанры: от кабаре, рекламных роликов и телевидения до высокой трагедии. Когда смотришь на его шикарных героев в «Анжелике» и «Железной маске», кажется, что актер вырос на паркете Версаля. Но особенно Рошфор неповторим во французских комедиях (»Высокий блондин в черном ботинке», «И слоны бывают неверны», «Хамелеон»), где его тонкая ирония, особый шарм и артистизм сражают зрителей наповал. Только улыбка чего стоит! Не одну женщину она поразила в самое сердце. Недаром в свое время Рошфор прослыл искусным донжуаном, из-за которого ссорились красавицы мирового кино.

«У меня не было никаких амбиций — только бы выйти на сцену»

Трудоголик Рошфор сегодня фантастически занят. Кинороли он сочетает с документальной режиссурой: снял фильм о пловчихе Розине Бутэн-Кайе, фильм-портрет об актере Марселе Далио «С почтительным неуважением», кинонаблюдение об одном из старых парижских бистро. Между прочим, когда в 1992 году Рошфора наградили третьим «Сезаром» — «за вклад в киноискусство», он хотел отказаться, восприняв его как серьезное подведение итогов. Ведь Жан просто уверен: «Я еще очень могу!.. » И вообще, Рошфор мягкий, обаятельный и удивительно мудрый человек. В этом я убедилась, пообщавшись с ним в одном из парижских театров перед спектаклем.

- Я жил в провинции, далеко от Парижа, и жизнь мне казалась неинтересной и скучной. Хотелось какой-то игры. Я подумал: «Попробую-ка жить в «фикции», в нереальной жизни». А это возможно только в актерской профессии. Моему отцу даже в страшном сне не могло такое присниться.

Начинать творческий путь было трудновато, так как не всегда удавалось прибывать в гармонии со своей эпохой. Когда мы с Бельмондо пришли учиться на актерский в Парижскую консерваторию, то мало соответствовали тому времени и своим внешним видом, и манерой игры. Поэтому долго пришлось бороться за то, чтобы приняли нас и наши взгляды.

Вообще я был неплохим студентом. А Жан-Полю преподаватели советовали бросить актерство и заняться чем-нибудь другим. Когда восемь лет я играл в одной театральной труппе и она вдруг распалась, то даже не представлял себе, чем буду заниматься дальше. Ведь у меня не было никаких амбиций — только бы выходить на сцену.

В кино Рошфора затянул именно Жан-Поль Бельмондо, уговаривая своего однокурсника, страстного театрального фаната, сняться с ним в «Картуше», который и принес актерам громкий успех (Рошфор даже в честь друга дал своей анатолийской овчарке кличку Бебель). В 60-е годы Жан Рошфор становится желанной персоной на телевидении и осваивает искусство дубляжа. Так, Чехов-Гринько в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» говорит по-французски его голосом. Кстати, для актера это было не сложно, так как Рошфор целый год снимался в России — в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга». Сейчас об этом он говорит: «Я согласился потому, что мне впервые предложили одну из главных ролей. Но у меня остались отвратительные воспоминания».

Пять лет назад Рошфор должен был играть Дон Кихота. Но из-за его болезни (перелом ноги, смещение позвонков) проект закрыли — просто невозможно было в том образе представить другого актера. Вспоминать об утраченной роли Рошфору горько до сих пор.

- Судя по фильмографии, вы переиграли со всеми европейскими знаменитостями…

- Я дружил с Марчелло Мастроянни (в 1974 году актеры вместе снялись в фильме Ива Робера «Привет, артист».  — Авт. ), о котором вспоминаю постоянно. У нас были удивительно простые отношения и, думаю, если бы мы общались в студенческие годы, то вместе «клеили» бы барышень. В двух фильмах мы снимались с Филиппом Нуаре, однажды вместе отдыхали, сейчас часто встречаемся в бистро неподалеку от площади Сен-Мишель.

- Мсье Рошфор, чему вы все же отдаете предпочтение — кино или театру?

- Сегодня однозначно кино. Сейчас французский кинематограф переживает особенный подъем. Но мне просто необходимо каждые восемь-десять лет заниматься театральными проектами, чтобы не терять творческой формы. Только театр в состоянии дать ответ, что ты можешь как актер. Я вообще долго не воспринимал кино как искусство. Впервые полюбил процесс съемки, работая в картине у режиссера Бертрана Тавернье. Там была замечательная атмосфера.

- Вашим героям, особенно в костюмированных фильмах, приходилось выполнять разнообразные трюки. Это были вы или дублеры?

- В самых сложных сценах, конечно же, вместо меня снимались каскадеры. Но когда я был молод, старался все делать самостоятельно. Мне это очень нравилось, и, кстати, замечательно снимало стресс.

- Ходят слухи, во время съемок «Анжелики» вы пережили любовное приключение?

- Много времени прошло, но и сегодня смешно говорить о той ревности, которую испытывали Брижит Бардо и Мишель Мерсье. Обе очень сильно из-за этого переживали. Но все уже в прошлом… После съемок в «Анжелике» по вечерам я играл в театре с очень хорошей актрисой Дельфин Сейриг. Днем был рядом с Мерсье, а вечером — с Дельфин. Она, кстати, очень сильно повлияла на мою театральную карьеру: я считал себя комическим актером, а Сейриг выбрала меня в качестве партнера для чеховской «Дамы с собачкой».

- А другая ваша «партнерша» — собака Сорбонна в «Анжелике» — была лично вашей или приглашенной «актрисой»?

- Это была чужая собака, но мы с ней сильно подружились. К сожалению, когда начались съемки (это было в Риме, выдалось очень жаркое лето), Сорбонна заболела и сдохла. Ее заменили другой собакой, которую вы и видите в фильме. Но я уже не смог к ней так прикипеть душой, как к предыдущей.

- Вы стали знаменитым после фильмов о Высоком блондине…

- Это очень интересный и плодотворный этап в моей жизни, потому что тогда я познакомился с режиссером Ивом Робером. Мы подружились и сделали вместе еще с десяток фильмов. Тогда же началась наша дружба с Пьером Ришаром.

«Я уже не верил, что смогу  кого-нибудь осчастливить»

Усатые, харизматичные герои Рошфора пришлись телезрителям по душе. И в первую очередь — женщинам. У них актер всегда пользовался успехом. Свою первую жену-польку он привез из… России, где познакомился с ней, снимаясь в картине «Леон Гаррос ищет друга». У них родились две дочери. На съемках фильма «Пусть начнется праздник» Рошфор встретил актрису Николь Гарсиа, которая впоследствии стала режиссером. В одной из сцен они изображали любовников. Вечером после съемок друг сказал Жану: «Осторожно, твои дети еще слишком малы». И актер заставил себя не думать о Николь. Через некоторое время они снова встретились, на съемках фильма «Убегающий». Причем именно Жан настоял на том, чтобы с ним снималась Гарсиа. Тут уж актер дал волю страсти. Жан помог приехавшей из Алжира Николь найти себя во французском кино, она до сих пор прислушивается к его дельным советам. Актриса стала матерью его третьей дочери.

Но только женившись в третий раз, когда ему было почти 60, на женщине моложе его на 20 лет, которая не имела никакого отношения к актерскому мастерству, мсье Рошфор понял, в чем счастье семейной жизни. Франсуаза родила ему двух очаровательных дочек.

- Вы когда-нибудь теряли голову от любви?

- Терять голову от любви — это большое, ни с чем не сравнимое счастье. В этом я себя никогда не обделял, иначе жизнь не имела бы смысла. После многих тяжелых «проб», которые несчастливо заканчивались, 17 лет назад я встретил Франсуазу. Мы жили в деревне по соседству и просто решили связать наши одинокие в то время души. Хотя я, честно говоря, уже не верил, что смогу кого-нибудь осчастливить.

- Дочери Луиза и Клементина — ваша самая большая любовь?

- Прекрасно, что они у меня есть. Однако немного печально, ведь дочки еще маленькие, а я уже, мягко говоря, зрелый человек. Понимаю, что не смогу долго вести их по этой жизни.

- Мсье Рошфор, вы совершенно не тусовочный актер. Не обидно, что о вас меньше пишут, чем о коллегах?

- Если бы меня спросили, какое мое самое заветное желание, я сказал бы, что хочу остаться инфантильным стариком. Это было бы лучшим реваншем за того закомплексованного юнца, каким я был когда-то. Недавно снимался с Джонни Холлидеем в «Человеке с поезда». Видя, как его осаждают поклонники, мысленно поздравил себя с тем, что не стал суперзвездой. Моя провинциальная скромность просто не вынесла бы такого обожания.

- Вы часто задумываетесь о старости?

- Я всегда жил в гармонии с природой и давно свыкся с мыслью о неизбежности старости. Я не из тех, кто подтягивает кожу, красит волосы и бегает трусцой, желая отодвинуть старость. Это естественно, и нужно это принимать.

- Можно ли сказать, что мсье Рошфор «въехал» в эту жизнь на белом коне успеха и продолжает держаться в седле?

- Моя жизнь достаточно успешна. Но приходится много работать, чтобы кое-что себе позволить. Со стороны кажется, что у меня все легко и беспроблемно, но это не всегда так. Жизнь полосатая. У меня были сложности в карьере из-за того, что всегда стремился поступать достойно. Я не ощущаю шального темпа сегодняшней жизни, потому что привык к спокойному течению у себя в поместье, где с удовольствием развожу лошадей. И хочу сохранить это ощущение спокойствия. В иные дни говоришь себе: «Господи, как я счастлив!» А потом приходит следующий день — и в нем что-то новое и еще лучше. Думаю, жизнь — это ансамбль многих надежд.