Події

«идея создания государственной авиастроительной корпорации «антонов» победила благодаря здравому смыслу»

0:00 — 11 серпня 2005 eye 267

В этом убежден исполняющий обязанности генерального конструктора АНТК имени Антонова Дмитрий Кива

Похоже, непростой период, который украинское авиастроение переживало последние два-три года, заканчивается. Появилась перспектива скорого решения проблемы арестов украинских самолетов за рубежом. А значит, наши «Русланы» снова займут достойное место как на международных авиасалонах, так и на стремительно растущем рынке крупногабаритных авиаперевозок. Создание Государственной авиастроительной корпорации «Антонов» позволит активизировать продвижение этого бренда на мировой рынок и увеличит количество реализуемых заказов. Следовательно, вырастут доходы авиазаводов, зарплаты их сотрудников, налоговые поступления в казну страны. О том, с чем авиастроители выходят на новый этап развития, мы беседуем с Дмитрием Кивой, исполняющим обязанности генерального конструктора АНТК имени Антонова — предприятия, где сконцентрирован тот научно-технический потенциал отрасли, который приведет ее к процветанию.

«О перераспределении доходов внутри корпорации речь не идет»

- Итак, АНТК имени Антонова удалось протолкнуть идею создания корпорации, а не концерна, как предлагалось ранее?

- Не могу сказать, что «нам удалось протолкнуть». Идея создать корпорацию победила благодаря здравому смыслу. Было принято взвешенное решение правительства, над ним работали и юристы, и экономисты, которые тщательно анализировали экономические критерии, логику нашей работы, возможные последствия. В польском Агентстве Развития Промышленности, которое является одним из самых близких наших партнеров, считают, что объединение авиастроительных предприятий должно происходить вокруг интеллектуального потенциала, который они реализуют. Тем более корпорация — форма, принятая в большинстве авиастроительных компаний. «Boeing» — это корпорация, «Lockheed» — тоже. Есть и более мягкие формы объединения. Так, «Airbus Industries» — консорциум.

- То есть доходы «Авиалиний Антонова» не будут делиться между всеми предприятиями отрасли?

- О перераспределении доходов внутри корпорации речь не идет. Каждый ее участник должен успешно работать и поднимать эффективность производства. Делиться можно опытом, достижениями, управленческими решениями, которые помогают увеличивать рентабельность. Корпорация должна решать главные задачи, которые помогут работать всем. Это, в первую очередь, маркетинг: маркетинговые исследования, продажи самолетов, послепродажное обслуживание — все то, что заказчик хочет получать из одних рук. Корпорация должна заниматься и решением вопросов стратегического планирования, координации нашей дальнейшей работы. А также создать единую информационную базу, единую технологическую базу и так далее.

Возможно, для финансирования той маркетинговой надстройки, которой будет являться корпорация, входящим в нее предприятиям на начальном этапе придется «скинуться». Мы обсуждали этот вопрос. У нас уже сегодня есть контракты, которые спокойно могла бы вести корпорация, например контракт с Ираном, будущие контракты с Индией. Корпорация могла бы на этом зарабатывать, иметь какие-то свои проценты, будучи единым позиционером бренда «Антонов» перед заказчиками самолетов.

«Авиалинии Антонова» останутся нашим структурным подразделением, а их самолеты — основными фондами.

«Грузоподъемность «Руслана» выросла со 120 до 150 тонн»

- С чем АНТК имени Антонова приходит в корпорацию?

- Мы не прекращаем напряженно работать над новыми проектами и развивать старые. Один из важнейших — сертификация Ан-148. Испытания проходят в Узбекистане, в условиях высокогорья и высоких температур воздуха. Первый из выпущенных самолетов сейчас находится в Карши, где проверяют его поведение при различных режимах работы двигателя, на разных взлетных скоростях, а также при отключении в полете одного двигателя. Второй Ан-148, в котором есть пассажирский салон, уже прошел свой комплекс испытаний и вернулся в Киев. На нем проверяли систему обеспечения комфорта на борту самолета как во время полета, так и на земле — во время посадки-высадки пассажиров. Результаты подтвердили полное соответствие систем сертификационным требованиям. Оба самолета также производили полеты в районы аэропортов Бухары и Ташкента и имитировали заходы на посадку — таким образом проверяли пилотажно-навигационное оборудование. В первом квартале следующего года мы планируем получить на Ан-148 сертификаты как Межгосударственного комитета, в который входят страны СНГ, так и на соответствие европейским нормам JAA. Запущено производство первых пяти самолетов, ведется подготовка к производству на «Авианте» и на ВАСО. Первый серийный самолет должен появиться в первом полугодии следующего года.

Достаточно большой объем работы мы выполняем и по модернизации Ан-124. Завершена часть дополнительных испытаний, связанных с увеличением максимальной грузоподъемности от 120 до 150 тонн, что значительно улучшило экономические возможности Ан-124. Сейчас мы эти возможности сертифицируем. Ресурс самолета будет увеличен до 40 тысяч летных часов, готовимся получить сертификат на эти показатели.

Мы продолжаем работать над самолетом Ан-70. Конечно, есть одна проблема: отношение к нему российских военных. Похоже, что их замечания никогда не иссякнут, поскольку основная цель — отложить решение о принятии машины на вооружение. Мы самостоятельно испытываем ее и, в любом случае, завершим программу сертификации. На Ан-70 есть потенциальные заказчики, но им нужно показать самолет, который находится в эксплуатации.

Работаем и над другими перспективными программами. Например, по заказу одного из авиаперевозчиков готовимся разрабатывать транспортный вариант Ан-148 с задним люком (грузоподъемность — 15 тонн). Этот самолет может быть использован как для десантирования, так и для коммерческих перевозок.

«Скоро сдадим 110-квартирный дом для наших сотрудников»

- Для него есть рыночная ниша?

- Да, и ее нужно занять. Задача корпорации — искать рынки, где поменьше конкурентов и больше шансов на успех. Так получилось с рынком тяжелых транспортных перевозок, где конкурентов у самолетов нашего АНТК нет. Аналогичная ситуация и на рынке средних транспортных самолетов. Одними из самых распространенных в мире являются Ан-12 и С-130. Несмотря на многочисленные модернизации, оба они уже устарели, им на смену должны прийти наш Ан-70 и европейский А-400. Однако я не уверен, что последний взлетит раньше, чем через пять лет, и мы максимально должны использовать это. Есть место и в «легкой» нише, поэтому мы разрабатываем «транспорты» на основе Ан-148 и Ан-140.

- Отразилось ли на финансовом состоянии вашего предприятия падение доходов «Авиалиний Антонова» в результате арестов?

- Доходы, конечно, снизились. Но мы продолжаем развивать наши производственные программы. И все сделали для того, чтобы трудности не сказались на трудовом коллективе. Один только фонд нашей заработной платы без учета налогов составляет около двух миллионов долларов в месяц! А средняя зарплата — одна из самых высоких на госпредприятиях: 1400-1500 гривен.

При этом мы финансируем множество социальных новшеств. Например, 300 молодых инженеров и 350 молодых рабочих, принятых на работу в последние год-два, получают у нас надбавки к окладу в размерах от 50 до 100 процентов! АНТК имени Антонова строит жилье и дает трудящимся бесплатные квартиры. Скоро сдадим 110-квартирный дом в Ирпене, оттуда нашим сотрудникам быстрее добираться на работу, чем из некоторых городских районов. Стараемся в первую очередь давать жилье людям, с которыми связываем развитие фирмы: лучшим конструкторам, ученым, рабочим. А у наших женщин при той же зарплате рабочий день на два часа меньше, чем у мужчин. Они идут домой уже в 15. 00. Наверное, мы единственная такая фирма в мире. Хотя нас иногда называют «красными директорами», работаем на современных рыночных принципах, а некоторым «современным» директорам нужно не на словах, а на деле доказывать эффективность своей работы.