Следующий свой раритет — предположительно, «Форд» начала прошлого века — реставратор планирует привезти в Украину из США
Коллекция столичного собирателя раритетных авто Алексея Михайловича Соколова, о которой «ФАКТЫ» писали в прошлом году, пополнилась еще двумя машинами — первой советской легковушкой «Эмка» и кабриолетом тридцатых годов марки «Испана-Сюиза» (работа над ним велась в течение последних пяти лет). Коллекционер надеется, что на приближающемся всеукраинском фестивале антикварных автомобилей его экспозиция будет самой многочисленной — Соколов планирует выставить четыре машины и один мотоцикл
Богачи прежних времен знали толк в роскоши. Огромная, как теплоход, «Испана-Сюиза» длиной около шести с половиной метров по размерам превосходит любой нынешний суперлимузин вроде «Майбаха» или «Роллс-Ройса». Даже колеса на машину пришлось устанавливать от джипа: таких больших покрышек для легковых автомобилей современная промышленность не выпускает. Запчасти для кабриолета коллекционер разыскивал по антикварным автомагазинам всего мира.
- В Аргентине рынок антиквариата просто фантастический, — рассказывает Алексей Михайлович. — Видно, туда еще недобитые фашисты свезли много редких автомобилей. Кроме того, войн в Аргентине почти не было. В Украине эти детали — ручки, крышечка бензобака, огромные фары — обошлись бы мне минимум в пять-десять раз дороже. Правда, за перевес багажа пришлось заплатить столько Эх, если бы моя жена не читала газеты, я бы вам назвал сумму
Механизм, поднимающий крышу «Испаны-Сюизы», пришлось позаимствовать у другого кабриолета немецкой марки «ДКВ». Машину 1934 года коллекционер купил специально на запчасти Сложнее всего было достать для раритетного автомобиля выбрасывающиеся флажки поворотов: найти оригинальные не удалось. Пришлось обращаться к нашим умельцам.
Ехать в «Испане-Сюизе» все равно что путешествовать в салоне двухэтажного мерседесовского автобуса. Плавное покачивание — это все, что напоминает о дороге. Алексей Михайлович выезжал на кабриолете из гаража всего два раза: первый — на выставку, второй — пофотографироваться для «ФАКТОВ». Выезжать в город на этом автомобиле небезопасно. Боковых зеркал заднего вида у «Испаны-Сюизы» нет — в тридцатые годы они считались лишними. А центральное боковое зеркальце, привезенное коллекционером из Японии, очень крохотное. Ремней безопасности нет.
Между тем аварии антикварных машин не такая уж редкость. Совсем недавно из США пришла ужасная новость: владелец раритетного автомобиля марки «Дюсенберг» (Duesenberg) 1929 года выпуска стоимостью около полутора миллионов долларов выехал прокатиться на нем вместе с женой и восьмилетней дочерью, и на перекрестке в него врезался «Вольво». Вся семья коллекционера погибла на месте. Водитель «Вольво» не пострадал.
Кстати, очередной автомобиль для своей коллекции Соколов планирует заказать именно в Штатах.
- Скорее всего, это будет «Форд» начала прошлого века, такой, на котором ездили гангстеры, — говорит Алексей Соколов. — Думаю, он обойдется мне дешевле, чем этот кабриолет: вместе с доставкой из США автомобиль стоит меньше 50 тысяч долларов. Проблема только в том, что ввоз в Украину машин старше восьми лет запрещен
Удивительно, но антикварные автомобили стоят в США совсем не так дорого, как можно было бы предположить. К примеру, за столетний «Фиат» 1905 года выпуска просят 150 тысяч долларов, а за шикарный «Кадиллак» 1938 года — 20 тысяч. Однако цену машины определяет даже не ее возраст, а уникальность. Последняя нашумевшая автомобильная сделка в Европе — приобретение российским бизнесменом (его имя держится в тайне) на выставке в Штутгарте двухместного коллекционного «Мерседеса» конца тридцатых годов за три с половиной миллиона евро. Таких машин было выпущено всего пять, и лишь одна из них сохранилась до сегодняшнего дня. Поспорить с таким ценным авто на просторах бывшего СНГ могут разве что уцелевшие «ленинские» автомобили, которыми пользовался вождь мирового пролетариата. Хотя Владимир Ильич был довольно незадачливым автомобилистом
Началось все с того, что в 1910 году Ленин ухитрился угодить под машину. Катаясь по Парижу на велосипеде, он столкнулся с автомобилем какого-то французского виконта. Ильич «отделался легким испугом». Он писал в письме к своей сестре: «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката Надеюсь выиграть». Знала бы эта «публика», кому помогает! В следующем письме Ленин продолжает: «Погода стоит такая хорошая, что я собираюсь взяться снова за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля».
После победы Октябрьской революции Ильич и сам становится автомобилистом. Из царского гаража вождю достались три роскошные машины, да и возил его бывший царский водитель Степан Казимирович Гиль. Почти сразу же Ленина начали преследовать неприятности. Не прошло и двух недель, как очень дорогой, ручной работы автомобиль, на котором он ездил, угнали прямо у Смольного, пока Гиль ходил обедать. Ильич расстроился. Поиски машины были поручены Гилю как недосмотревшему за социалистическим имуществом. Правда, через три дня машина нашлась в сарае на окраине города. Оказалось, ее украли пожарные из охраны Смольного. Угонщики собирались переправить роскошную машину в Финляндию и продать.
Царские автомобили постепенно приходили в негодность, и Ленин вынужден был часто менять машины. В 1919 он пользовался «Рено» и однажды решил съездить на нем в Сокольники проведать заболевшую Крупскую. По дороге машину остановили вооруженные люди — банда Яшки Кошелька. Вождь пролетариата возмущенно предъявил им свое удостоверение: «Товарищи, в чем дело? Я — Ленин!» Яшка Кошелек лишь ухмыльнулся: «Да хоть апостол Павел, выходи и выворачивай карманы». На Ильича наставили наган, всех вытолкали из машины, бандиты сели в бывший царский «Рено» и уехали. У охранника Ленина потом спрашивали, почему он не стрелял в гоп-стопщиков. Тот отвечал, что в руках у него был бидон с молоком для Крупской. Бросить его он не мог — молоко в замерзшем Петрограде было вещью супердефицитной. Самое смешное, что угнанный «Рено» потом разыскали, но губисполком Ленину его не вернул — уж очень приглянулась машинка местным товарищам.
До наших дней дошли лишь два автомобиля Ленина марки «Роллс-Ройс». Первый остался в Горках и хорошо сохранился. Второй же в начале тридцатых годов попал в Крым, где на нем, говорят, катался председатель рыбколхоза. В 1939 году машину вернули в музей (хотя многие эксперты считают это авто фальшивкой). Интересно, что в 1960 году фирма «Роллс-Ройс» прислала в Советский Союз «метрику» автомобиля. В ней было указано имя мастера, собравшего машину, а также то, что «7,5-литровый мотор автомобиля развивает мощность в 72,5 лошадиные силы. Расход топлива — 4,5 литра на 13 километров пути при скорости 20 км/час и трех пассажирах». Десять лет назад «Роллс-Ройс» краном вытащили из окна музея. След его затерялся: одни говорят, что машина хранится в запасниках, другие — что продана. В любом случае, стоимость «ленинского» «Роллс-Ройса» может исчисляться миллионами долларов