Крылатая машина, созданная в СССР в 1920-е годы, восстановлена украинскими мастерами
До наших дней не сохранился ни один целый Р-6 (АНТ-7). Но киевский исследователь истории авиации Евгений Коноплев разыскал на Севере несколько разбитых. Еще в советские годы он с коллегами из Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне это Национальный авиационный университет) с большим трудом доставил обломки в Киев, но восстановить крылатую машину удалось только сейчас. Из остатков трех самолетов собрали один. Работу выполнили энтузиасты Национального авиационного университета и столичного завода 410 гражданской авиации. Этот Р-6 уникален, ведь в музеях мира ни одного такого нет.
Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали в Национальном авиационном университете Украины, в учебном ангаре которого хранится легендарный самолет.
- На такой крылатой машине летчик Петр Головин впервые в истории авиации долетел до Северного полюса, — начал рассказ
руководитель ангарного комплекса Сергей Михалевич. — Хотя ему нужно было просто разведать погоду перед высадкой на льдины знаменитой папанинской экспедиции. Авиационный дизайнер Александр Станков установил, что Р-6 Головина был оранжевым с голубыми вставками. Нашу машину заводчане покрасили в такие же цвета. Даже номер — Н-166 — написали тот, что был у самолета, долетевшего до полюса. Эту машину создали в конце 1920-х годов на КБ Туполева по заказу военных, но широко использовали и для полетов на Севере. Р-6 — один из первых цельнометаллических самолетов. Только обшивка у него была не гладкой, как у современных крылатых машин, а гофрированной. Зарубежные делегации, которые у нас бывают, прежде всего осматривают раритетный самолет. Так было и в те времена, когда наш Р-6 представлял собой, по сути, груду металлолома. Американцы предлагали, например, меняться «не глядя»: сколько будут весить обломки, столько золота нам за них заплатят. Если не считать веса двигателей, это было не менее 500 килограммов! Тогда, в 1990-е годы, что только ни продавали за рубеж. Но мы не поддались такому искушению.
- Спрашиваете, как на Севере летали на Р-6, если кабины у него открытые и неотапливаемые? — вступает в разговор Евгений Коноплев, который со студенческой скамьи занимается поисками раритетных самолетов. — Ветераны полярной авиации рассказывали мне, что на лицо летчики надевали маски из кротовых шкурок, а на глаза — очки. Обувались в меховые унты, они необычайно теплые. Надо было одеваться по принципу капусты: две пары белья, два свитера и, конечно же, меховая куртка, штаны, шлем, краги. Р-6 брал на борт и пассажиров, которым приходилось ютиться в багажном отделении в немыслимых по современным меркам условиях.
и реку разглядеть непросто. Оленевод собрал документы, ордена, медали и передал их властям.
- Через два года на место авиакатастрофы прилетела экспедиция, — вспоминает Сергей Михалевич. — Ее участники установили у подножия горы небольшой памятник погибшим, но останки почему-то не захоронили. Досадно, что участники экспедиции зачем-то попыталась взорвать самолет. Но заряд подложили маломощный, и после взрыва машина не разлетелась на мелкие куски, хотя получила серьезные повреждения. Двигатели оторвались и затем с лавинами сползли в узкие ущелья. Достали их благодаря высочайшему мастерству пилотов, которые на своих вертолетах спустились туда. А куски фрагментов фюзеляжа тащили вниз вручную. Это был воистину адский труд! Мы спустили к подножию горы и останки пассажиров Р-6, похоронили их под памятником. Чтобы вывезти в поселок Тикси крупногабаритные фрагменты машины, приходилось даже открывать заднюю часть вертолета, засовывать через нее нашу «добычу» и лететь, придерживая ее руками. В феврале 1986 года из Тикси обломки перевезли в Киев на Ил-86. Тут и оказалось, что денег на восстановление машины нет. Работа затянулась почти на двадцать лет.
- А вот японский самолет «Хая-буса» времен Второй мировой войны, который летчики антоновского КБ в 1980-е годы эвакуировали с курильского острова Шумшу, к сожалению, продан за границу, — рассказывает Евгений Коноплев. — История этой находки очень интересна. О том, что на Шумшу было много японской военной техники, в частности, около 200 самолетов, я узнал, еще будучи студентом, когда работал на Камчатке в стройотряде. Но на пограничный остров меня тогда не пустили. Неожиданно в рассказе братьев Стругацких «Поражение» нашел подробное описание Шумшу. Разыскал телефон Аркадия Натановича Стругацкого. Оказалось, что он служил переводчиком с японского при штабе Советской Армии. Участвовал в допросах пленного японского генерала, который командовал обороной острова Шумшу. От него-то будущий писатель и узнал массу интереснейших деталей, которые потом попали в рассказ. Стругацкий сообщил мне, что основную часть самолетов японцы перегнали с Шумшу на другой остров, но около десятка сломанных крылатых машин бросили. Одну из них, а также японский танк мы отыскали спустя годы. Но возникла проблема: как их вывезти? Я написал генеральному конструктору антоновского КБ Петру Балабуеву, мол, помогите доставить экспонаты в Москву для Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Балабуев, хотя и не сразу, но отправил Ан-12 с экипажем. В состав экспедиции вошли также специалисты Киевского института инженеров гражданской авиации. А чтобы уменьшить расходы, мы нашли заказчика на доставку фруктов на Дальний Восток. Преодолев массу трудностей, задание выполнили. Но после развала СССР самолет «Хаябуса» кто-то продал за границу. Цены на такие раритеты достигают сотен тысяч долларов.
Подобная история произошла и с американским самолетом времен войны Р-40Е «Киттихок» и немецким «Мессершмитом-109». Мы подняли их из болот (кстати, в водоемах техника сохраняется, словно в консервной банке), перевезли на базу Северного флота в Сафоново, что на Кольском полуострове. А спустя несколько лет я узнал, что самолеты проданы за рубеж. Впрочем, как оказалось, это спасло машины: офицеры из Сафоново рассказали, что впоследствии крыша в ангаре, где хранились авиационные раритеты, рухнула, и оставшиеся экспонаты были разрушены