Події

Надпись на старинной немецкой шпаге говорит о том, что не было повода… Для начала первой мировой войны

0:00 — 17 серпня 2005 eye 609

Первый в Украине частный музей истории оружия пополнился двумя уникальными экспонатами

Основу экспозиции музея, открывшегося в Запорожье в мае прошлого года, составляет частная коллекция известного в городе бизнесмена и мецената Виталия Шлайфера. Более двух тысяч экспонатов (боевые топоры, булавы, сабли, кистени, палаши, мечи, кортики) наглядно демонстрируют, как от каменного века до второй половины XX столетия видоизменялось рубящее, стреляющее, колющее оружие. География экспозиции  — Япония, Курилы, Чукотка, Индия, Китай, Кавказ, Африка, Северная Америка. По свидетельству знатоков, подобных музеев на постсоветском пространстве, да, пожалуй, и в Европе, нет.

Недавно на стендах частного музея появились еще два экспоната. Это уникальные шпаги, одна из которых принадлежала известному французскому полководцу Матье Дюма, другая — безымянному командиру, служившему последнему русскому императору Николаю II.

«Киевлянин, продавший мне старинную шпагу, не видел в ней ничего уникального»

- Шпагу Дюма я приобрел у киевлянина, обратившегося ко мне за консультацией, — рассказывает знаток истории оружия Виталий Шлайфер.  — Он не коллекционер, клинок каким-то образом попал к его родителям. Столичные знатоки, которых просили оценить шпагу, не увидели в ней ничего уникального. Меня же заинтересовал плохо читаемый текст на основании клинка. Когда при помощи карандаша текст передавили на лист бумаги, стало понятно, что надпись сделана на французском. Сначала удалось разобрать слова «Дюма» и «Монпелье». Этого было достаточно, чтобы, порывшись в справочниках, расшифровать смысл надписи, определить возраст оружия и понять сенсационный характер находки.

Трехгранная шпага, датируемая началом XVIII века, принадлежала потомственному дворянину, графу Матье Дюма (1753-1837 гг. ). Он был одним из организаторов Национальной гвардии Франции, членом Законодательного собрания. В 1792 году, спасаясь от якобинского террора, бежал за границу и вернулся в Париж с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Служил ему, воевал под Аустерлицем, в 1812 году участвовал в походе на Россию. Позже занимался реорганизацией армии, был пэром Франции, председателем Военного комитета. Из покрытой позолотой гравировки на клинке можно понять, что преподнесена шпага «в знак великого подарка» в Монпелье — городе, где родился Дюма.

Это был дорогой подарок ручной работы. Элементы рукояти сделаны из позолоченной бронзы, украшенной витой золотой проволокой, на клинок нанесен богатый орнамент. Изящное легкое оружие могло лишить жизни не одну сотню соперников и врагов. Трехгранный клинок очень характерен для французов, такими шпагами и кололи, и рубили, раны от острых граней долго не заживали. Именно благодаря своему небольшому весу и удобству такие шпаги вытеснили в XVIII веке своих более массивных предшественников.

Узнав, кому принадлежала шпага, я испытал восторг и восхищение. Ведь сколько событий связано с ней, в какое революционное время жил ее владелец! Кстати, полководец Матье Дюма был дальним родственником знаменитого писателя Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров». Еще Матье знаменит тем, что покровительствовал французскому писателю Стендалю, который служил под его началом.

«До 1914 года между Россией и Германией были превосходные отношения»

История второй шпаги не менее интересна. Приобрел ее в 2000 году на аукционе оружия в Англии коллекционер из Киева. Привез в Украину и, не вникая в ценность покупки, отдал Шлайферу в обмен на более интересный для себя предмет. Виталий же разглядел на шпаге вытравленное на немецком языке имя «Николай II». Выполненная светлым готическим шрифтом надпись была украшена орнаментом и располагалась на вороненом фоне почти по центру клинка. Текст, кроме слов «Кайзер Николай II», содержал еще какие-то цифры и даты. Логично было предположить, что шпага принадлежала немцу, сопровождавшему русского царя в путешествии по Германии. Но после сопоставления цифр на клинке с данными справочников Виталию стало понятно, что надпись посвящена 8-му гусарскому полку 7-го армейского корпуса, который был основан в 1815 году и позже стал носить имя царя Николая II. Судя по тому, что подобные надписи делали по заказу частных лиц, владельцем шпаги был некий чин из 8-го гусарского полка.

Известно, что Николай II находился в родственных отношениях с императором Германии и королем Пруссии Вильгельмом II. Об их дружбе и взаимоуважении говорит то, что именем русского царя называли полки в Германии, а именем Вильгельма — в России. То, что Николая назвали кайзером, тоже своеобразный знак уважения, считает коллекционер.

- О чем говорит надпись на этой шпаге времен Первой мировой войны? — рассуждает Виталий Шлайфер.  — О том, что до 1914 года между Россией и Германией были превосходные отношения, которые направлялись правителями стран и поддерживались в войсках. Грубо говоря, повода для ссоры, приведшей к мировой войне, быть не должно было… Ощущать «запах эпохи», беря в руки такой предмет, очень здорово…

Не менее увлекательные истории Виталий Шлайфер может рассказать и о других экспонатах своего музея. Украинский специализированный журнал «Клинок» начал печатать серию статей Виталия о саблях на основе собранных экземпляров. Что касается музея истории оружия, то он уже стал настоящей достопримечательностью Запорожья. А судя по тому, что книга отзывов испещрена надписями на многих языках, об уникальном музее хорошо знают и за границей.