А на строительстве мемориала погибшим охранникам трудились заключенные
Бронзовый Остап Бендер в свою, так сказать, натуральную величину сидит на скамейке, небрежно закинув ногу на ногу. Для Харькова это уже третий увековеченный в бронзе персонаж «Двенадцати стульев». В разные годы здесь были установлены памятники отцу Федору и Кисе Воробьянинову: «служитель культа» с чайником — на перроне вокзала, а «отец демократии» — недалеко от нынешнего Бендера. Идея запечатлеть образ великого комбинатора принадлежит владельцу ближайшего кафе Азеру Ахвердиеву, заказавшему памятник местному скульптору Эльданизу Гурбанову. К слову, именно благодаря этому тандему несколько лет назад в Харькове появилось скульптурное изваяние Кисы. Создатели шутят, что его помятая шляпа и дырявый портфель символизируют состояние малого и среднего бизнеса в стране.
Прототипом харьковского Бендера стал самый энергичный исполнитель этой роли — Сергей Юрский. По словам скульптора, добиться верного отображения характера и мимики актера было непросто: для этого ему пришлось посмотреть фильм около сорока раз, а из двух месяцев работы полтора ушло только на изготовление головы. Свое творение скульпторы завершили к Дню города, который Харьков праздновал 23 августа.
К этому же дню было приурочено открытие еще одного уникального в своем роде памятника. Его возвели на прошлой неделе на одной из высочайших точек города — Холодной горе. Здесь, возле стен следственного изолятора, открылся мемориал, посвященный памяти погибших работников системы исполнения наказаний. По сведениям пресс-службы Управления Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Харьковской области, такой памятник появился в Украине впервые. На строительстве мемориала около трех месяцев трудились — как и полагается, под конвоем — два десятка заключенных, осужденных в основном за кражи. Впрочем, самих заключенных не смущает то, что они собственными руками воздвигли памятник тюремщикам. Мемориал посвящен в первую очередь работникам уголовно-исполнительной системы, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на которой, по словам заключенных, весь народ находился по одну сторону баррикад, независимо от профессии и отношений с законом.