Події

«все десять дней моего плена похитители не давали снять черную шапку, закрывавшую глаза»,  — рассказал побывавший в заложниках днепропетровский бизнесмен

0:00 — 31 серпня 2005 eye 361

С его помощью похитители рассчитывали завладеть тремя миллионами долларов В Днепропетровске завершился судебный процесс над членами банды, которые ради успешного проведения крупной и сложной финансовой аферы десять дней держали в заложниках 48-летнего директора компании с миллионными оборотами. Правоохранители считают своим успехом то, что им удалось сохранить жизнь заложнику и усадить на скамью подсудимых не только так называемых «шестерок», но и главарей криминальной пирамиды и даже тех ее членов, которые успели спрятаться за границей. Об этом уникальном деле «ФАКТАМ» рассказали ее непосредственные участники: чудом спасшийся бывший заложник Геннадий Забеленко и разоблачившие преступников сотрудники службы по борьбе с организованной преступностью.

«Выйти на след бандитов оперативникам помогла подсказка пленника»

26 декабря 2001 года в Днепропетровске при загадочных обстоятельствах пропал известный 48-летний бизнесмен Геннадий Забеленко. В тот день, собираясь пойти с женой на день рождения к знакомой, он почему-то запаздывал с работы, и, когда к шести часам вечера так и не появился дома, жена заволновалась. О пунктуальности ее супруга в кругу их знакомых ходили легенды, и уехать куда-то без предупреждения было не в его характере. Странным было и то, что машина, которой пользовался Геннадий, стояла в гараже, а все его знакомые и сотрудники никуда не выезжали. Домой Геннадий перезвонил лишь под утро, сказал о каких-то срочных делах, вынудивших его уехать из города, и снова пропал.

- Для нас эта детективная история началась с того, что в канун нового 2002 года в Днепропетровское областное управление по борьбе с организованной преступностью поступило сообщение о внезапном исчезновении крупного бизнесмена, — рассказал тогдашний руководитель управления, а ныне заместитель начальника ГУБОП МВД Украины Николай Хащевой.  — Позже даже нашлись свидетели, видевшие, как какие-то люди схватили коммерсанта прямо возле его дома, затолкали в машину и увезли в неизвестном направлении. Но никаких требований о выкупе от похитителей не поступало, мобильный телефон бизнесмена не отвечал, сам он регулярно звонил на работу и домой. Жена и сотрудники беспокоились, выпытывали у Забеленко, где он, почему не возвращается, но он все отшучивался, уговаривая их не беспокоиться…

Основным направлением деятельности фирмы, которую возглавлял Забеленко, кроме поставок газа на украинские предприятия, считался эксклюзивный экспорт минеральных удобрений (карбамида), производимых днепропетровским предприятием. Но, проанализировав деловые и личные знакомства Забеленко, сотрудники следственно-оперативной группы так и не обнаружили ничего, что натолкнуло бы на версию о возможных подозреваемых. Образ жизни — вполне типичный для людей такого круга: рабочие поездки, ужины с деловыми партнерами, выходные — в кругу семьи. В общем, зацепиться не за что…

- А между тем показания очевидцев, видевших, как похищали Забеленко, указывали на то, что мы имеем дело с хорошо организованной операцией по захвату заложника, выполненной профессионалами,  — продолжает Н. Хащевой.  — Быстро разгадать замысел преступников и выйти на их след оперативникам помогла подсказка заложника.

На следующее после своего исчезновения утро Геннадий Юрьевич перезвонил секретарю и попросил назвать ему номера телефонов швейцарской компании, с которой они сотрудничали. Секретарю эта просьба показалась необычной, ведь телефоны всех своих партнеров Забеленко знал на память. О странном звонке директора женщина рассказала его заместителю, и тот, связавшись со швейцарской фирмой, к своему удивлению, узнал, что его руководитель ведет с этой компанией переговоры о трехмиллионном(!) контракте.

- Тогда мы обратились к этой иностранной компании с просьбой в интересах следствия не прекращать переговоры и подписать контракт, но при этом любыми способами затянуть его проплату,  — вспоминает руководитель ГУБОП.  — Ведь к тому времени стало ясно, что жизнь бизнесмена в безопасности только до тех пор, пока в переговорах не будет поставлена точка.

Швейцарцы сообщили нам также киевские телефоны-факсы, по которым Забеленко просил сбрасывать ему всю документацию по контракту. Факсы принимал не лично Забеленко, а некто, назвавшийся представителем компании «Вест». Переговоры со швейцарцами на английском языке вел ее директор. Стали разбираться, что за компания. Оказалось, что уже несколько лет эта иностранная фирма выступала посредником между фирмой Забеленко и покупателями удобрений, но из документов, которые «Вест» направила в Швейцарию, следовало, что фирме всего два месяца. Да и директор «Веста», подписывая документы, перепутал… собственное отчество. Что-то тут было не так. Стали «копать» глубже и выяснили, что эта контора — зарегистрированная в оффшорной зоне фирма-двойник настоящей компании «Вест». И по контракту швейцарская компания должна была перечислить три миллиона долларов именно на банковский счет фирмы-однодневки. Забеленко безупречным реноме, по замыслу похитителей, выступал ее гарантом. Для этого только он и был им нужен.

Ухватившись за телефонные номера мнимой фирмы «Вест», мы вышли на съемный офис в центре Киева и людей, которые им пользовались. Понаблюдав за ними пару дней, установили, что почти все они — «наш контингент»: кто судим, кто под следствием, кто под оперативным наблюдением… Были в этой шайке и опытные экономисты, под контролем которых проходили переговоры. Они разъезжали на шикарных иномарках, сорили деньгами. В Киеве у них был еще один офис, откуда чуть раньше они выжили прежних хозяев, но наблюдение за ним и за подозреваемыми по-прежнему не давало ответа на главный вопрос: где заложник? Оперативное чутье подсказывало, что именно эти люди по телефону руководят действиями похитителей и от них зависит судьба Забеленко.

Тем временем швейцарцы, как мы их и просили, контракт подписали, но волокитили с проплатой. Ведь в наш план входило не только выиграть время, но и заставить похитителей поволноваться. Проволочка с перечислением денег действительно вывела бандитов из равновесия, они таки что-то заподозрили и даже перестали пользоваться старыми офисными телефонами. Правда, от своих замыслов не отказались. Перебравшись на Главпочтамт, что на майдане Незалежности, они взяли в аренду телефон-факс и снова продолжили переговоры со швейцарцами.

Удобный для задержания всей преступной группы момент наступил на восьмой день после похищения Забеленко. Подозреваемые как раз получили по факсу очередной документ, после чего стали лихорадочно куда-то звонить, а потом и вовсе выкинули свои мобилки в мусорный бак. Они, видно, поняли, что провалились, и медлить с их задержанием было нельзя. Прямо на майдане Незалежности подозреваемых схватили оперативники и затем под конвоем доставили в Днепропетровск.

У прыгнувшего с третьего этажа бизнесмена были множественные переломы, травмы головы

и внутренних органов…

К удаче правоохранителей, в их руках оказалась верхушка этого преступного сообщества во главе с 39-летним охранником коммерческой фирмы по прозвищу Катушка. Трое его «соратников», как выяснилось, строго выполняли отведенные им роли. Так, к примеру, 46-летний экономист по прозвищу Сергей Белорус, приехавший в Украину после того, как был осужден в Белоруссии за экономические преступления, стал разработчиком финансовой аферы. Он же под видом директора «Веста» вел переговоры со швейцарской фирмой.

- С самого начала Катушка отрицал свою причастность к похищению, — вспоминает Н. Хащевой,  — потом стал утверждать, что может через своих знакомых помочь связаться с похитителями по телефону. В общем, было видно, что человек с нами торгуется, хочет гарантий… Дорога была каждая минута, но и форсировать события было опасно — мог пострадать заложник. Когда через два дня мы наконец выяснили адрес в Днепропетровске, где похитители прячут Забеленко, туда сразу выехала опергруппа. Представьте себе, каково было наше разочарование, когда в указанной квартире мы никого не обнаружили… «Неужели опоздали?» — пронеслось у меня в голове. И тут оперативники, решившие прочесать территорию вокруг дома, заметили лежавшего на заледенелой земле мужчину  — нашего заложника. Он был без сознания, но, к счастью, жив. Позже врачи обнаружили у бизнесмена множественные переломы, травмы головы и внутренних органов, полученные им в результате падения с третьего этажа!

«Со словами «Мы — работники милиции!» неизвестные затолкали меня в машину»

Глядя сегодня на Геннадия Забеленко — крепкого красивого мужчину, который, несмотря на пережитое, выглядит гораздо моложе своих лет, — никогда не подумаешь, что еще совсем недавно врачи боялись делать какие-либо прогнозы относительно его здоровья — слишком уж тяжелыми оказались последствия падения с почти восьмиметровой высоты.

- Переломов, мелких ушибов, разрывов и травм было не счесть, — вспоминает Геннадий Юрьевич.  — Консилиум врачей бился над вопросом, как меня «собрать». И только один молодой врач предложил такую методику лечения, благодаря которой сегодня я прекрасно обхожусь без палочки. Это я называю вторым рождением и чудом — что, побывав в плену у бандитов, я вообще остался жив.

- Помните день, когда вас похитили?

- Как вчерашний… В тот вечер, подъехав к своему дому, поставил машину в гараж и, прихватив коробку с итальянскими сапогами (новогодний подарок для жены), рабочий портфель и пакет с продуктами, завернул к подъезду… Я спешил, потому что не хотелось опаздывать на день рождения, куда нас с женой пригласили, и на стоявших возле дома двоих мужчин даже не обратил внимания. Но, как только с ними поравнялся, один из них неожиданно ударил меня по голове с такой силой, что чуть не сбил с ног, а потом уже вдвоем они навалились на меня, продолжая пинать руками и ногами. Тут же почти вплотную к нам подъехала иномарка с выключенными фарами, из которой выскочил еще один мужчина, и уже втроем они скрутили меня и со словами «Мы — работники милиции!» затолкали в машину. На голову сразу надели черную вязаную шапочку, а в ногу прямо через штанину сделали два укола. Неизвестные сразу предупредили, чтобы я молчал, иначе со мной расправятся на месте, потом пересадили в другую машину и еще около часа возили по городу.

Положение мое прояснилось только через несколько часов, когда в квартиру, в которую меня завели, приехал их «старший», назвавшийся Сашей. «Ты нам не позволил тогда украсть деньги. Сейчас будем воровать их вместе. Откажешься — мы тебя убьем», — сказал «Саша», и я догадался, кто стоит за моим похищением.

Дело в том, что за пару месяцев до этих событий между моей компанией и одной очень приличной иностранной фирмой произошел неприятный инцидент, хотя до этого мы уже заключали контракты. А тут представитель этой компании в Украине предоставил нам фиктивное подтверждение банка по оплате продукции. Дело чуть не закончилось громким скандалом, но проштрафившийся бизнесмен заверил, что это была всего лишь техническая ошибка его сотрудников, и принес письменное извинение по этому поводу.

И вот, сидя с завязанными руками и «мешком» на голове, я вспомнил об этом случае и, услыхав требования похитителей, понял, что в своих догадках не ошибся.

«Учти, что от того, захочешь ты нам помогать или нет, зависит жизнь твоих детей», — после таких слов иного выбора у меня не было. Сумма фиктивной сделки впечатляла — свыше трех миллионов долларов, а фирма, которую собирались обмануть, — мои старые деловые партнеры.

- Как вам удалось передать своим сотрудникам намек на готовившуюся аферу, не вызвав при этом подозрение у похитителей?

- А я их сразу предупредил, что, если сейчас же не перезвоню близким, а утром — на работу, меня бросятся искать всем миром. Видимо, мои аргументы подействовали, потому что бандиты разрешили поговорить по телефону с женой. Правда, в придуманную похитителями легенду она не поверила и, признаюсь, даже впервые заподозрила в измене. Чтобы в разговоре с супругой я не сказал лишнего, к моей шее приставили лезвие ножа, а к ноге — шприц. И все равно, как я ни старался разговаривать спокойным голосом, жена почувствовала, что я в беде и срывающимся от плача голосом закричала в трубку: «Тебя что, украли?!»

Утром мне разрешили связаться со своим секретарем, чтобы уточнить номера телефонов швейцарских партнеров, с которыми мне предстояло «работать». Я же не признался бандитам, что знаю на память эти телефоны. Зато у меня появилась слабая надежда, что сотрудники обратят внимание на мою необычную просьбу и поймут: происходит что-то незапланированное. К счастью, интуиция меня не подвела, и, когда через несколько дней контракт был уже подписан, а деньги на фиктивный счет не поступали, я понял, что мне помогают.

Геннадий Юрьевич признался, что, кроме самого плена, еще одним тяжелым испытанием стало то, что похитители не разрешали ему снять черную шапочку, закрывавшую глаза. Боялись, чтобы он не запомнил их лица. Даже когда бандиты приносили еду, заложник принимался за пищу, не разбирая, что подкладывают в тарелку. Руки, ноги тоже почти все время были связаны скотчем, даже ночью. Разговаривали с заложником только по делу: сообщали, куда позвонить и что сказать. Назвавшийся Сашей, по мнению Забеленко, был осведомлен о деталях аферы гораздо лучше, чем остальные. Хотя тоже все время с кем-то консультировался по телефону.

- Когда мне сказали, что переговоры завершены и в моих услугах больше не нуждаются, я мысленно приготовился к смерти. Но вместо того, чтобы покончить со мной, похитители неожиданно затеяли в квартире… генеральную уборку. С тазиком и тряпкой они перемыли посуду, мебель и даже стены. Потом сказали: «Мы тебя покидаем, но через два часа сюда приедут другие люди и заберут тебя. Потом, возможно, отпустят». И спросили: «Выпить хочешь?» Отчего, думаю, не выпить в последний раз? Мне налили полный стакан коньяка, и я осушил его почти залпом — думал, так будет легче принять смерть. Затем снова связали, завязали рот, положили на диван лицом вниз, через брюки сделали укол и… ушли!

Несколько минут я неподвижно лежал на диване, прислушиваясь к каждому шороху. Когда наконец мне удалось стянуть с головы шапочку и осмотреться, кое-как добрался до стула, чтобы попытаться о дерево перетереть скотч. Очень скоро руки превратились в кровавые раны, боль в запястьях становилась просто невыносимой, но, пока не услышал треск лопнувшего скотча, не останавливался ни на секунду. Освободившись, бросился к двери — заперто снаружи. Выскочил на балкон — до земли около восьми метров. Но надо же было как-то выбираться из плена, я же думал, что за мной с минуты на минуту придут! И тогда — ВСЕ!

Можно было, конечно, попробовать перелезть на другой балкон или позвать кого-то на помощь, но коньяк, видимо, был хороший, да и укол начал действовать. В общем, я решился прыгать…

Чтобы хоть немного смягчить свое падение, Геннадий на руках свесился с балкона и разжал пальцы…

- Прежде всего в этом деле нас интересовало, каким образом люди с целым багажом судимостей и невыдающимся интеллектом до мельчайших деталей изучили особенности отечественного карбамидного рынка, — говорит Н. Хащевой.  — Ведь круг допущенных к этому бизнесу очень ограничен. Оказалось, что преступникам удалось устроиться охранниками в украинское представительство иностранной компании, экспортирующей отечественный карбамид, к директору которого у следствия тоже есть вопросы. В качестве секьюрити они присутствовали на многих деловых встречах (в том числе и с Забеленко), часто выполняли роль курьеров, а значит, имели доступ к необходимым для подписания контрактов документам. И самое главное, фактически на их глазах совершались миллионные сделки. Знали преступники и то, что контракты на карбамидном рынке традиционно заключаются по факсу. А важное условие любой сделки — личная беседа по телефону между ее участниками. Понимая, что обман рано или поздно обнаружится, преступники рассчитывали воспользоваться деньгами прежде, чем аферу раскроют.

Такая сложная преступная комбинация требовала от ее организаторов тщательнейшей подготовки, но запланировать преступление — еще не совершить его. Для выполнения грязной работы (самого похищения) мошенники решили привлечь людей со стороны, чтобы в случае провала иметь железное алиби. Воспользовавшись своими связями в уголовном мире, Катушка вышел на лидера крымской преступной группировки Сергея Галицкого (погиб вскоре в криминальных разборках), который «по старой дружбе» обещал помочь. Через несколько дней для выполнения этого задания из Крыма в Днепропетровск прибыл «десант» исполнителей. В спальном районе Днепропетровска для них сняли двухкомнатную квартиру, обеспечили четырьмя автомобилями, выдали стартовые пакеты к мобильным телефонам и деньги на карманные расходы. Пока крымчане почти два месяца до мельчайших подробностей изучали образ жизни Забеленко и маршруты, которыми он чаще всего пользовался, руководители банды вели подготовку экономической стороны преступления. По данным оперативников, в похищении бизнесмена и попытке проведения фиктивного контракта участвовало около 20 человек. Интересно, что некоторые из привлеченных со стороны людей (водители, экономисты, бухгалтеры) до последнего момента не знали, в какую нехорошую историю их втянули.

- Через знакомого бухгалтера они зарегистрировали в оффшорной зоне фирму с таким же названием, как у известной иностранной компании, работающей в этом бизнесе, — продолжает Николай Васильевич.  — Фирму-двойника зарегистрировали на подставных лиц (для этого преступники воспользовались паспортами, отобранными у своих же знакомых). Когда все для проведения аферы было готово, мошенники стали выжидать подходящий для похищения Забеленко момент. И такой случай 26 декабря им наконец представился…

Но освобождением заложника и задержанием членов банды это дело в 2002 году не закончилось. Доказать причастность задержанных к совершенным преступлениям сразу не удалось, и вскоре все они оказались на свободе.

- Мы потеряли ниточку, ведущую к исполнителям похищения, но за его организаторов схватились мертвой хваткой, — рассказывает замести-тель начальника Днепропетровского област-ного УБОП Герман Масяйкин.  — На сбор доказательств против этой шайки у нас ушло почти два года. Все это время следствие, к которому были постоянно прикреплены три-четыре наших сотрудника, не прекращалось ни на минуту. Один из главарей банды решил скрыться от следствия в итальянском Бергамо, но местная полиция по нашей просьбе достала его и там. Кроме того, эти же фигуранты незадолго до своего второго и окончательного ареста совершили еще ряд экономических преступлений в разных областях Украины, используя поддельные документы сотрудников комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правовой деятельности…

Когда начался судебный процесс по делу о похищении Забеленко, правоохранителями были предприняты беспрецедентные меры безопасности по охране самих обвиняемых и… материалов следствия. Находясь в СИЗО, фигуранты дела пытались организовать свой побег и нападение на здание суда — чтобы уничтожить собранные против них улики.

Четырех участников преступной группы Жовтневый районный суд Днепропетровска признал виновными в похищении человека, мошенничестве в особо крупных размерах и подделке документов и приговорил каждого к трем с половиной годам лишения свободы. Столь мягкий, по мнению оперативников, обвинительный приговор судья объяснил тем, что работа охранниками в частной фирме приравнивается к… общественно полезному труду.