Політика

Святослав пискун: «исполнители убийства георгия гонгадзе выполняли преступный приказ. И мы знаем, кто его отдал»

0:00 — 4 березня 2005 eye 262

Сегодня на допрос в Генпрокуратуру вызван экс-министр внутренних дел Украины генерал внутренней службы Юрий Кравченко В надежде послушать сенсационные откровения Генерального прокурора Святослава Пискуна в большом зале Генпрокуратуры собралось более 80 представителей СМИ. Один из телеканалов сподвигся даже на прямую трансляцию.

Фамилии задержанных киллеров Генпрокурор посоветовал искать во всемирной паутине…

Святослав Пискун начал с того, что объявил дело, «набравшее большой политический резонанс», раскрытым. Обрисовав в нескольких словах обстоятельства последних часов жизни Георгия Гонгадзе (подробности Генпрокурор сообщать не стал, чтобы не травмировать близких погибшего мученической смертью журналиста), С. Пискун подробнее остановился на сложностях расследования.

Он рассказал о многочисленных экспертизах, проводимых в ходе следствия. Так, результаты ботанической экспертизы, а также исследования образцов грунта, обнаруженных на «таращанском» теле, дали повод удостовериться, что покойный был перезахоронен. Химический анализ чернил, которым заполнялся журнал регистрации оперативных разработок, которые вел спецотдел МВД, показал, что записи в нем были сделаны в 2003 году, в то время как журнал официально опечатали в 2001-м! Следовательно, документ суровой отчетности переделывался специально «под следствие». Отсюда, по словам Генпрокурора, и вытекала «милицейская» версия убийства.

Нынешний главный прокурор страны не преминул посетовать, что дело могло быть раскрыто гораздо раньше, еще в его первую, так сказать, «ходку» в Генеральную прокуратуру. «Если бы меня не уволили, это дело было бы раскрыто в октябре 2002 года! Ведь тогда мы вплотную подобрались к исполнителям преступления», — заявил Пискун, добавив, что даже после увольнения он и его команда «тайно расследовали это дело, общались с людьми, потому что знали, что вернутся и завершат его». Отказавшись назвать фамилии задержанных в ночь на вторник исполнителей убийства (»В Интернете почитайте!»), Генпрокурор поинтриговал:

- По делу об убийстве журналиста задержаны двое полковников, действующих сотрудников управления внешней разведки МВД. Еще один, тоже офицер, находится на подписке о невыезде, а четвертый, экс-начальник департамента «наружки» генерал Алексей Пукач — в международном розыске.

Пискун опроверг муссирующуюся в последнее время в прессе версию о случайности убийства журналиста (так называемом «эксцессе исполнителя»). По его словам, это был специально подготовленный план, по которому намеченную жертву предполагалось лишить жизни. (Заметим, что составление такого плана требует от киллеров некоторого опыта.  — Авт. ) Генпрокурор заявил, что первоначально это хотели сделать еще 15 сентября. Но тогда «операция» сорвалась — зазевался один из исполнителей. Поэтому Георгий исчез на следующий день…

На главный вопрос, интересовавший журналистов, Пискун ответил так:

- Исполнители выполняли преступный приказ. И мы знаем, кто его отдал.

Однако, увы, завесу тайны не приоткрыл — мотив преступления и имя заказчика Генпрокурор так и не назвал. Зато прилюдно пригласил в Украину для дачи показаний майора Мельниченко (вместе с оригиналами пленок и техническим оборудованием), гарантировав ему полную неприкосновенность. В подтверждение своих слов добавил, что закрыл уголовное дело против опального майора. Известно, что Мельниченко среди заказчиков в деле Гонгадзе называл имена Леонида Кучмы, Юрия Кравченко, Леонида Деркача и Владимира Литвина. «Будут вещдоки — будут и обвинения! Привлечем всех, кого надо!» — заверил Пискун. Сегодня бывшему главному милиционеру страны Юрию Кравченко, восседавшему в министерском кресле целых шесть лет, предстоит явиться в Генпрокуратуру для дачи показаний. (По некоторым сведениям, с декабря прошлого года за ним установлена официальная слежка, и якобы он не может покинуть Украину. )

Ныне действующий Генпрокурор не обошел вниманием и своих предшественников (Михаила Потебенько и Геннадия Васильева). Извинившись перед семьей Гонгадзе за 3,5 года (или 4?) «бестолкового следствия», Пискун заверил, что «Генпрокуратурой будет дана соответствующая оценка прокурорам и следственным группам, которые расследовали до нас и после нас».

«Раскрыть убийство — не палочкой махнуть!»

Камни, брошенные в огород экс-генпрокуроров, не остались незамеченными. В тот же вечер М. Потебенько и Г. Васильев по очереди «засветились» в эфире телеканала «честных новостей».

Михаил Потебенько первым делом открестился от обвинений в отсутствии реакции на адресованное лично Генпрокурору письмо журналиста об организованной за ним слежке. «Я как раз был в командировке, а в таких случаях подобными заявлениями занимается первый зам. » (Странное совпадение: М. Потебенько находился в отпуске и во время ареста Степана Хмары и Юлии Тимошенко. ) Затем сослался на большой объем работы: «Проверялись все версии, допрашивались свидетели, которые якобы видели Георгия после его исчезновения. Если бы Пискуну, как мне, пришлось начинать с нуля, то результат, я думаю, был бы тот же. Ведь раскрыть убийство — не палочкой махнуть!» И верно — сколько их, нераскрытых-то…

На вопрос, знал ли он о заказчиках преступления, народный депутат, член фракции КПУ Михаил Потебенько смело заявил: «Знал бы — арестовал!»

Геннадий Васильев, комментируя выступление Пискуна, сказал, что тот его «не убедил». «Одних только показаний задержанных мало, поскольку их сначала можно дать, а потом отказаться» (В свое время, как мы помним, так и сделал Алексей Пукач.  — Авт. ) «Прилюдно заявив о «раскрытом резонансном преступлении», Генпрокурор и Президент таким образом оказывают давление на дальнейший ход следствия и суда», — справедливо заметил Г. Васильев.

Вслед за Потебенько Васильев отверг обвинения нынешнего Генпрокурора — в частности в неправомерном освобождении из-под стражи Пукача. «Пукач был освобожден еще до того, как я вступил в должность Генерального прокурора! Да и следственную группу я не разгонял, из 10 человек двое просто ушли на пенсию!» — сказал Г. Васильев.

Кстати, в ходе пресс-конференции С. Пискун отметил, что по приказу Президента Украины Виктора Ющенко всем членам следственной группы, занимающейся расследованием убийства Г. Гонгадзе, на период следствия назначена государственная охрана. Между тем у всех свеж в памяти недавний взрыв на улице Хорольской в Киеве, когда неизвестный бросил гранату и стрелял из пистолета в важного свидетеля в нашумевшем «деле оборотней» и охранявшего его милиционера. Редакции стало известно, что за несколько дней до покушения охранник свидетеля, сотрудник столичного УБОП Владислав Кошмяков сетовал на «недостаточность охраны свидетеля» и рассказывал об угрозах в свой адрес. Увы, в решающий момент милиционеру пришлось отстреливаться от вооруженного преступника… резиновыми пулями!

«Его жизни реально угрожает опасность»

Неожиданный всплеск активности в расследовании дела Гонгадзе вызвал довольно противоречивую реакцию в обществе. Причем поспешность, с которой было объявлено о раскрытии этого резонансного преступления, породила сомнения у политиков как провластного, так и оппозиционного лагеря.

Премьер-министр Юлия Тимошенко, к примеру, заявила, что считает преждевременным объявление о раскрытии убийства Георгия Гонгадзе до вынесения приговоров судом. «Я бы воздержалась от комментариев, пока дело не будет передано в суд и люди не получат судебных приговоров», — цитирует ее «Украинская правда». Более того, глава правительства заявила, что дело Гонгадзе превратилось сейчас в своеобразную пиар-кампанию: «У нас так много об этом говорится и настолько разными людьми, что это выглядит как мощная пиар-кампания». По ее словам, она хотела бы, «чтобы сначала был результат, а потом мы бы делали выводы».

Лидер парламентской фракции объединенных эсдеков Леонид Кравчук опасается, что Президент Виктор Ющенко поспешил, оглашая информацию о раскрытии дела Гонгадзе. «У меня ощущение, что он сделал заявление преждевременно», — цитирует его слова УНИАН. Первый украинский президент подчеркнул, что ранее уже были прецеденты, когда свидетели меняли показания, исчезали и т. д. «Главное, чтобы не пришлось потом Ющенко объяснять, что его подставили. Но если это правда (раскрытие дела.  — Авт. ), это важный шаг», — сказал Кравчук. Он также не согласился с обвинениями в адрес Святослава Пискуна относительно затягивания дела Гонгадзе.

А вот глава комиссии Верховной Рады по расследованию резонансных дел Григорий Омельченко считает, что расследование на правильном пути, и призывает Генпрокуратуру активизировать его ход. «Святослав Пискун обязан немедленно возбудить уголовное дело против Кучмы, взять в суде санкцию на его арест, объявить в международный розыск по линии Интерпола и задержать там, где он сейчас находится, за границей», — цитирует Омельченко «Интерфакс-Украина». Кроме того, народный депутат напомнил, что уже обращался к Генпрокурору с требованием срочно задержать экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко. «В первую очередь потому, что содержание его под стражей в следственном изоляторе Службы безопасности Украины — это средство сохранения жизни Кравченко» (Видимо, перегруженный работой в Верховной Раде народный депутат упустил из виду, что в СБУ уже несколько лет нет собственных изоляторов.  — Авт. ) А то, что одному из главных фигурантов этого дела грозит опасность, Григорий Омельченко не сомневается. «Я знаю, в каком сейчас морально-психологическом состоянии находится Кравченко. Его жизни реально угрожает опасность от психологического, психического срыва или самоубийства, или физического уничтожения. Или сделают вид, что он покончил жизнь самоубийством, или просто бесследно исчезнет», — приводит его слова «Интерфакс-Украина».